Предприниматель — деловой человек, осуществляющий предпринимательскуюдеятельность, привлекающий средства для организации предпринимательства и берущий на себя предпринимательский риск.
Для осуществления успешной деятельности предприниматель должен обладать следующими личностными чертами:— духовной свободой и энергией; — силой воли; — организаторскими способностями; — умением эффективно вести переговоры и убеждать партнеров и клиентов; — решительностью и готовностью к ситуациям, связанным с риском.
Основными качествами предпринимателя можно назвать:
• уверенность в себе и своих способностях;
• умение спланировать свои действия;
• способность создать «нужную команду»;
• наличие культуры труда;
• способность к творчеству;
• способность принять на себя ответственность (готовность и способность к принятию решений)
Мотивы,побуждающие заниматься предпринимательской деятельностью
Среди основных стимулов мотивов и причинпобуждающих заниматься предприн-ой деят-тью можно выделить:
|
|
Материальная заинтересованность;
Стремление к независимости;
Возможность самореализации, самоутверждения;
Неудовлетворенность своим положением (материальным, социальным);
Стремление реализовать свои идеи и изобретения;
Желание лидировать;
Возможно,это объясняется тем, что социальная значимость и престиж предпринимательской деятельности в обществе не играют заметной роли при выборе будущими предпринимателями новой сферы деятельности.
Схема взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности предприниматель-потребитель
Считается, что во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственная прежде всего пассивная роль.
С одной стороны потребитель – индикатор предпринимательского процесса.Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, т.е. готовности потребителя приобрести тот или иной товар. Значит предприниматель при организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
С другой стороны, это совсем не означает, что предприниматель обязан действовать в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Таким образом предприниматель может организовать свою деятельность одним из двух способов:
|
|
• на основе выявленного интереса потребителя;
• на основе «навязывания» нового товара.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие:
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• степень универсальности;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительные характеристики товара от других;
• услуги постпродажного сервиса;
• престижность и привлекательность.
Подводя итог можно сказать, что с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, а с точки зрения самого предпринимательского процесса активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Средства воздействия предпринимателя на потребителя
Основными средствами воздействия апредпринимателя на потребителя выступают след-щие факторы:
1) новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
2) качество;
3) степень универсальности;
4) внешний вид и уавковка;
5) позитивные и отличительные характеристики товара от других;
6) услуги постпродажного сервиса;
7) престижность и привлекательность.
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
14)Роли государства по отношению к предпринимателю: "тормоз","наблюдатель","ускоритель"
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от ситуации.
Государство может выступать в роли:
• Тормоза развития предпринимательства. В этом случае оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его вообще.
• Постороннего наблюдателя. В этом случае государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию.
• Ускорителя предпринимательского процесса. Государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. В этом случае государство выполняет следующие функции: образовательную(например, подготовка предпринимательских кадров);поддержание в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей; создание для предпринимателей требуемой инфраструктуры.