Современная наука о происхождении государства

Современная наука, оценивая различные теории происхождения государства, отмечает, что многие и них содержат элементы истины, но ни одной их них не удалось отразить сложный и противоречивый характер процесса происхождения государства. Следует отметить близость современного подхода классовой теории. Налицо материалистический подход, применительно к социальным процессам означающий, что в качестве основы общественного развития рассматривают экономические факторы. Власть в родовой общине имела общественный характер, т.е. высшей властью было общее собрание всех взрослых членов общины, это было прямое правление. Власть старейшин, вождей имела временный выборный характер, не передавалась по наследству. Данную систему власти в науке называют первобытной демократией. Экономика первобытного общества была присваивающая, низкая производительность труда. Основной формой социальной организации была родовая община, в основе которой лежали родственные отношения, передаваемые по материнской линии. Межполовые отношения имели форму групповых браков, постепенно заменяемых парными браками. Все члены рода выполняли сходные функции.

           Дальнейшее развитие человека было ускорено благодаря великого оледенения. Это заставляет человека интенсифицировать свою деятельность с тем, чтобы уменьшить зависимость от природы. Происходит неолитическая революция.

           В экономике на базе более совершенных орудий труда происходит рост его производительности и появление прибавочного продукта, который начинает накапливаться, порождает появление различных форм собственности. В этот период происходит разделение труда: разделение земледелия и скотоводства, отделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление торговли. Как инструмент обогащения начинают использовать войны. Общество разделилось на разные группы – по имущественному, по профессиональному статусу. На смену парному браку приходит патриархальная семья. С появлением семьи процесс имущественного расслоения и разложения родовой общины многократно усиливается. Увеличивается численность людей. Происходят изменения в духовной сфере общества. С одной стороны, усложнение общества, изменение роли человек в системе человек-природа, а с другой – появление прибавочного продукта, привели к появлению в обществе людей, занимающихся преимущественно умственным трудом. Это обусловило формирование религий, научных представлений. Постепенно формируются надобщинные имеющие характер публичной власти. Так появляется государство.

 

Современная наука о происхождении права.

           В первобытном обществе основным нормативным регулятором были обычаи. Обычаи регулировали все основные стороны жизни первобытного человека. Постепенно наряду с обычаями стали формироваться представления о добре и зле. В обществе появляется мораль, регулирующая поведение человека наряду с обычаями. Часто обычаи облекались в религиозную форму (мононормы). Обеспечивающие достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тога общественных отношений. Они выражали общий интерес в условиях социальной однородности. Не закрепляли интересы отдельных лиц, которые просто не мыслились вне или отдельно от коллектива.

           Рост производительности труда, экономическое развитие привели к дифференциации общества по имущественному, профессиональному критериям. Появление избыточного продукта сделало человека независимым от других, что позволило сформироваться патриархальной семье и привело к появлению жреческого сословия, занимающихся умственным трудом.

           Социальная дифференциация означает и разнообразие интересов, их столкновение, неизбежное возникновение конфликтов. Существовавшие в догосударственном обществе социальные нормы не были приспособлены для регулирования отношений в качественно изменившемся обществе. Такой системой норм становится право, опирающееся на принудительные возможности возникающего параллельно государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: