Государственное регулирование транспортной деятельности осуществляет ся в следующих основных формах:
1) разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и определение коммерческого и технологического статуса транспортных предприятий, действующих в различных секторах рынка.
2) разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка.
3) непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширени ю прав действующих предприятий ( лицензирова ние транспортной деятельности).
4) контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований.
5) контроль за ценообр азованием и применением тарифов.
6) налоговое регулирование транспортной деятельности.
7) контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка.
8) финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.
9) покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным причинам невозможным.
10) разработка и контроль за выполнением экологических стандартов.
11) разработка и контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности.
12) направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий.
13) разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях (при катастрофах, стихийных бедствиях, уборке урожая и т.п.).
Методы регулирования транспортной деятельности укрупненно можно подразделить на: нормативно-правовые; э кономические; комплексные.
Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг. В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по эк ологической безопасности и т.д.
К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа к омпаний, размеров парка и др.).
Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных опе раций, кредитов, дотаций и т.д.
Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.