double arrow

Необходимость регулирования экономики и цен государством

Методы государственного регулирования цен и контроля за ценами

Необходимость регулирования экономики и цен государством

Регулирование цен в условиях рыночных отношений

Государственное регулирование экономики осуществляется на двух уровнях — на макроуровне (субъект — государство) и на микроуровне (субъект — частные фирмы). Особенности взаимосвязи компаний и государства накладывают отпечаток не только на характер экономических и социальных отношений современного общества, но и на механизм его регулирования.

По мере роста монополизации экономики и усиления степени ее обобщения государство должно брать на себя важные функции мобилизации капитала и управления процессом производства, выполнять которые компании, ограниченные рамками соответствующей формы собственности, не в состоянии.

В условиях современного развития рыночной экономики регулирование экономических процессов осуществляется не только на основе общих усилий частномонополистических объединений и государства. Так, расширение сферы деятельности компаний оказывает решающее воздействие на формирование важнейших взаимосвязей процесса воспроизводства. Формы монополизации во всем их многообразии являются в то же время формами регулирования. Для изменения структуры и интенсификации производственных процессов частные фирмы используют разнообразные формы монополизации, такие как слияние, картели, кооперация, новые виды рыночной стратегии.

Государство же в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства:

1) государственный бюджет,

2) систему государственных банков,

3) государственный сектор экономики.

Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т. д.

Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития общества.

Кейнсианская теория государственного регулирования основывается на том, что стихийный рыночный механизм не может обеспечить полное использование факторов производства.

Согласно этой теории перед государством ставилась задача невмешательства в действие рыночного механизма путем определения общего размера эффективного спроса при сохранении свободы принятия решений отдельными хозяйственными единицами.

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например через государственную собственность или налоговую систему, через процентную ставку, тарифы.

Внедрение новых принципов регулирования экономических процессов осуществлялось государством в кредитно-денежной и налогово-финансовой сферах. На смену пассивной регистрации государственными органами эмиссии ценных бумаг, способов их обеспечения, оборота и обмена на иностранную валюту пришло активное регулирование объема денежной массы, уровня процента и других условий кредита, а также валютного курса. Принцип предпочтительного соблюдения бюджетного равновесия и сокращения государственных расходов был вытеснен концепцией функциональных финансов, означавшей подчинение величины расходов и нормы налогообложения потребностям регулирования совокупного общественного спроса.

Экономические кризисы 1974—1975 и 1980—1982 гг., сопровождавшиеся характерной для него массовой безработицей, постоянным ростом цен и галопирующей инфляцией поставили на повестку дня множество вопросов, касающихся перспектив развития государственного регулирования экономики. В таких условиях происходят поиски новых концепций управления рынком.

Одним из главных недостатков кейнсианской схемы считалось то, что она не учитывает влияния внешнеэкономических связей, т. е. базируется на модели закрытой экономики.

Монетаристская концепция принципиально отвергает кейнсианский подход. «Точную настройку» кейнсианского типа, как утверждали монетаристы, следует заменить политикой, регулятором которой является механизм ценообразования; центральная власть при этом призвана лишь обеспечивать соблюдение «общих правил», одним из которых является зависимость долговременного роста предложения денег от роста валового национального продукта.

В основе рекомендаций монетаризма по вопросам денежно-кредитной политики государства лежат следующие принципы: необходимость жесткого контроля за предложением денег, борьба с инфляцией даже в условиях роста безработицы, подход к экономике как к саморегулирующейся системе.

Монетаристы тем не менее не отрицают права государства вмешиваться в экономическую жизнь страны. Они предлагают правительственным органам обеспечить стабильность экономической политики в долгосрочном аспекте, рассчитывая, что краткосрочное выравнивание конъюнктуры произойдет автоматически.

Наиболее уязвимым местом монетаристской концепции — это признают и сами монетаристы — является вопрос о регулировании денежной массы. Большинство критиков считают, что такое регулирование чрезвычайно сложно, если вообще возможно, поскольку нужное количество обращающихся денег определить трудно, а скорость их обращения изменчива.

В теории смешанной экономики, объединяющей идеи двух основных направлений — кейнсианского и неоклассического, видный западный экономист П. Самуэльсон предпочтение отдает теории Кейнса. Проблемы государственного регулирования он выдвигает на первый план, а основными средствами борьбы с кризисами считает финансовую, денежную политику и политику доходов.

Радикально настроенные экономисты (П. Эванс, С. Шнейдер, Б. Барклей) среди мероприятий государственного регулирования отдают предпочтение постоянному контролю над ценами и заработной платой, проведению социальной политики, политики доходов, направленной на смягчение неравенства в доходах, ограничению экономической власти монополий, военных расходов, долгосрочному планированию и др.

Рассмотренные выше общие для большинства стран формы и методы государственного регулирования экономики сочетаются в реальной жизни с национальной спецификой, традициями.

Одна из причин перенесения акцента на рыночное регулирование заключается в несоответствии методов государственного регулирования, сложившихся в послевоенный период, новому этапу научно-технической революции. Обострение конкурентной борьбы за рынки сбыта в 70—80-х гг. послужило мощным импульсом к модернизации производства.

Рыночные начала стали развиваться сразу по нескольким направлениям: перестройка налоговой системы по принципу нейтральности (отказ, по крайней мере, от селективного подхода), сокращение прямых форм субсидирования бизнеса, дерегламентация, отказ от прямых форм контроля над ценами, приватизация государственных предприятий, расширение законодательства о конкуренции.

С изменениями приоритетов регулирования налоговая и денежно-кредитная политика меняются местами. В области структурной политики также делается упор на более интенсивное использование рыночных стимулов. Государство отказывается от непосредственного стимулирования сбережений и инвестиций и способствует притоку капиталов в экономику косвенным образом, посредством налоговой и амортизационной политики.

Все вышеназванные направления нового варианта государственного регулирования экономики отчетливо просматривались в деятельности правительств крупных промышленно развитых стран.

Происходит процесс денационализации и дерегулирования, смена одной формы собственности другой и отход государства от всеобъемлющего регулирования. Развитие новой модели государственного регулирования идет по двум направлениям:

а) консервативному, наиболее ярко проявившемуся в Англии и США, суть которого — смешение акцентов в системе смешанной экономики в пользу рынка, раскрепощение его и послабление силам конкуренции и частной инициативы на основе денационализации и дерегулирования;

б) реформистско-дирижистскому, наиболее ярко проявившемуся во Франции во время «социалистического эксперимента» 1981-1986 гг.

Финансово-экономический кризис, разразившийся в России в августе 1998 г., со всей очевидностью показал, что экономика и цены в стране должны регулироваться государством. Такого рода мероприятия и предусмотрены, в частности, в долгосрочной программе развития экономики, разработанной Правительством РФ.

2. Методы государственного регулирования цен и контроля за ценами

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Важнейшим инструментом государственного регулирования является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми — путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными — через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.

Рис. 1. Государственное регулирование цен

Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике.

В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования, прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек производства.

В России государственное регулирование цен производится в основном методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня и т. д.

Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т. е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом — на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирования государственных расходов, установление норм амортизации и т. д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический характер.

Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.

1. С самого начала либерализации цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования.

2. Государственное воздействие на цены носило противоречивый характер: с одной стороны, оно было направлено на сдерживание инфляции (1993—1994), с другой — налоговая политика активно использовала перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.

3. Учитывая невозможность создания в ближайшие годы конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т. е. экономическими.

Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались.

Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетики, железнодорожного транспорта, связи, коммунального хозяйства, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

Именно поэтому в названных отраслях имеются многочисленные нарушения установленного порядка ценообразования, завышения затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек-

Темпы роста цен и тарифов в этих отраслях значительно превышают темпы роста цен на промышленную продукцию.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен при помощи замораживания или блокирования их на определенном уровне посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.

Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия для их применения. Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике, так как предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономиче­ские санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:

• завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

• завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредоставление установленных скидок;

• применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;

• завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня, и т. д.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, независимо от своего финансового состояния вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся обычно в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом обязательным для данного предприятия является одновременное снижение цены на свою продукцию, товары и услуги.

Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством.

Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам продукции, товаров и услуг.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Следует отметить острую необходимость прямого государствен­ного контроля прежде всего над монопольными рынками. Там, где признана естественной государственная монополия, например, в оборонной промышленности, фундаментальной науке, уместно настоящее полномасштабное администрирование. Это и текущее, Долгосрочное планирование производства, издержек и цен, и прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, и гарантированное материально-техническое снабжение, и централизованные государственные закупки. Вполне допустимо административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые относятся к монополии государства. Оно Может осуществляться путем введения жестких акцизных ставок, санирования цен или какими-то иными способами.

Мировая практика знает немало комбинаций различных методов регулирования рынков. Одни методы — как экономические, так административные — выполняют в политике государства роль несущей конструкции и направлены на достижение поставленных целей.

Тема ценообразование и финансово-кредитная система

1. Взаимосвязь цен и налогов.

2. Взаимосвязь цен и денежного-кредитного обращения.

1. Взаимосвязь цен и налогов.

Налогообложение составляет основное содержание финансовых отношений.

При помощи налогов, прямых и косвенных, федеральных и местных, формируются федеральный и местные финансовые бюджеты и внебюджетные фонды, расходование которых осуществляется в одностороннем порядке, без встречного движения товаров и услуг, на условиях безвозвратности.

Кредитные отношения, в отличие от финансовых, предполагают обязательную возвратность. Право собственности не переходит к получателю ссуды от заимодавца. Иное при формировании финансовых фондов и финансировании: субъект, уплативший взнос, налог, передает право собственности государству на сумму платежа, а субъект, получивший п-ю сумму в порядке финансирования, присоединяет эту сумму к своему имуществу на правах собственности.

Налоги, которые уплачивают предприятия-субъекты тор­говой деятельности, являющиеся одновременно субъектами ценообразования, влияют на цены прямым или косвенным образом.

При этом происходит перемена ролей: косвенные налоги влияют на цены непосредственно, а прямые налоги — косвенно.

К косвенным налогам относятся акцизные сборы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость. (При сборе косвенных налогов прибыль не является источником их уплаты).

Величина этих налогов четко обозначена в цене каждого товара, зафиксирована в первичной документации, оформляющей сделку купли-продажи: в счете-фактуре или в кассовом чеке. Продавец, получая выручку от продажи налогооблагаемого товара, обязан внести в государственный бюджет денежную сум­му, соответствующую доле налога в цене продажи и объему продаж.

Чем выше ставка косвенного налога, тем выше цена реализации, тем дороже товар.

Ставки косвенных налогов устанавливают к цене товара без налога, которая принимается за 100%, либо в виде твердых ставок на единицу товара. Так, существуют ставки НДС (налог на добавленную стоимость) 18 и 9%. Это означает, что в цене НДС занимает либо 16,67, либо 9,09% ((20 х 100)/120 = 16,67%; (Ю х 100)/110 = = 9,09%).

К добавленной стоимости НДС имеет косвенное отношение, т. к. взимается в действительности не с добавленной стоимости, а с объема реализации облагаемых этим налогом продуктов.

К прямым налогам и взносам относятся налоги на доходы и имущество: налог на прибыль (налогооблагаезмая база — прибыль отчетного года; ставка налога снижена в 2001 году с 35 до 24%); отчисления на социальные нужды в терминологии бухгалтерского учета, или единый социальный налог с 1 января 2002 года (в сумме по пенсионному фонду, фонду социального страхования и фондам обязательного медицинского страхования — 35,6% от фонда оплаты труда); налог на имущество — 2% от среднегодовой величины имущества (основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты); налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% от выручки); сбор на нужды общеобразовательных учреждений (1% от годового фонда оплаты труда); н;алог на пользователей автомобильных дорог (2,5% от выручки), транспортный налог (1% от фонда оплаты труда); сбор на содержание милиции (3% от минимального фонда оплаты труда). К этим же налогам примыкают налоги на землю, воду и минеральные ресурсы, которые учитываются на предприятии в составе издержек производства.

Прямые налоги не влияют непосредственно на уровень цен. Здесь следует анализировать цену, прибыль и издержки. При одной и той же цене на данный вид товара у двух разных предприятий, имеющих разный уровень издержек, доля прибыли в цене, а также доля прямых налогов в цене товара будут различны. У предприятия с низкими издержками производства налоговое бремя в части прямых налогов окажется более тяжелым, чем у того предприятия, которое работает менее экономично и более издержкоемко.

В самом лучшем положении оказываются субъекты, работающие нелегально или скрывающие часть своей деятельности, как об этом уже говорилось в данной главе.

Официально учтенные субъекты экономической деятельности стремятся переложить и свои издержки, и прямые налоги, уменьшающие их чистую прибыль, на покупателя, исходя из того, что совокупная (приведенная к одной налогооблагаемой базе) ставка прямых налогов завышена. В результате цены растут, усиливая инфляцию. Научно установлено, что общая сумма налоговых ставок, достигнув определенной величины, подрывает стимулы к деятельности вообще, и поступления в бюджет, вместо того, чтобы увеличиваться, абсолютно снижаются.

Известно также, что при снижении совокупной ставки налогообложения, предпринимательская деятельность активизируется, и поступления в бюджет абсолютно возрастают за счет увеличения размеров и массы налогооблагаемых объектов.

Этот метод увеличения налоговых поступлений в бюджет аналогичен методу увеличения предпринимательской прибыли: при определенном снижении цен возникает потребительский спрос, растет выручка, возрастает масса прибыли.

2. Взаимосвязь цен и денежного-кредитного обращения.

Денежно-кредитные отношения под углом зрения их связи с ценообразованием следует рассматривать в едином комплексе. Известно, что деньги возникли из разрыва товарообменной операции во времени. Бумажный денежный знак — изначально долговое обязательство. На современном этапе Центральный банк любой страны управляет балансом: при данной величине пассивов ЦБ чем больше банковских резервов, тем меньше ссуд коммерческим банкам и, следовательно, меньше денег в обращении. И наоборот: больше ссуд — больше денег в обращении.

Таков механизм возможного регулирования инфляции, поддержания стабильности цен. В мировой экономике применяются прямо противоположные концепции подчиненности Центрального национального банка государству и регулирования денежного обращения.

Если ЦБ (Центральный банк) подчинен государству, то интересы правительства могут возобладать над интересами коммерческих банков и денежного рынка в целом.

Независимость ЦБ является признаком цивилизованного управления рыночной экономикой. Казначейство, т. е. правительство, является при этом обычным, непривилегированным клиентом банка, и латание «дыр» государственного бюджета не входит в функции ЦБ.

Кроме обслуживания операций правительства, ЦБ всегда осуществляет хранение резервов коммерческих банков и контроль за их деятельностью. (Целью коммерческих банков, как и любого коммерческого предприятия, является получение прибыли.) Далее, ЦБ осуществляет эмиссию денег, проводит операции с ценными бумагами и регулирует наличие денег в обращении в целях укрепления национальной валюты.

Сколько денег должно находиться в обращении?

Этот вопрос касается всех денег: и наличных, и безналичных. Безналичные деньги находятся на текущих счетах организаций и населения в банках.

С их помощью совершаются взаимные расчеты организаций, платежи организаций и населения в государственный бюджет в форме налогов (взносов, сборов), т. е. совершается обслужива­ние товарного обращения и финансовой системы.

Банки используют депозитные деньги (вклады) для предоставления ссуд друг другу, предприятиям, организациям.

Таким образом кредит преумножает денежную массу.

Средства предприятий и организаций на счетах являются их финансовыми экономическими активами, причем высоколиквидными. А для банков — это обязательства (пассивы, кредитные ресурсы). Банки обязаны иметь их обеспечение. Часть этого обеспечения хранится в ЦБ в качестве резервов, т. е. вкладов в ЦБ. Эти резервные вклады являются для обычных банков активами, а для ЦБ — пассивами.

Пассивы ЦБ обеспечиваются, в свою очередь, активами ЦБ: золотовалютными резервами, ценными бумагами.

Отношение резервов ЦБ к обязательствам перед коммерческими банками по их вкладам образует резервную норму ЦБ.

Избыточные резервы ЦБ использует для предоставления ссуд под проценты, поступления которых увеличивают собственный капитал банка и тем самым повышают возможность маневрирования на денежном рынке, в целях его стабилизации и укрепления национальной валюты.

Процент, под который ЦБ выдает ссуды коммерческим банкам, называется учетной процентной ставкой.

Резервная норма и учетная ставка, бумаги в обращении являются инструментами управления денежно-кредитной системой.

Деньги и кредит, подобно любым товарам, имеют цену, могут дешеветь и дорожать.

При нарастающих явлениях инфляции ЦБ проводит политику, ведущую к удорожанию денег, т. к. стихийно действующие факторы ведут к их обесцениванию. Эта политика заключается: в продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке, что помогает извлекать денежную массу из обращения; в увеличении резервной нормы ЦБ, что снижает источник выдачи ссуд; в увеличении учетной ставки, что снижает спрос на банковский кредит.

Все эти меры уменьшают количество денег в обращении и тормозят рост цен.

Наличные деньги находятся в форме кассовых остатков у предприятий и организаций, а также в форме денежной наличности на руках у населения.

Между потребностью в денежной массе и суммой цен на товары и услуги существует следующая зависимость:

Кол-во денег в обращении = Сумма рын-ых цен на товары и услуги за период

(средний остаток за период) Оборачиваемость рубля

Под количеством денег в обращении в формуле подразумевается средний суммарный остаток денег как наличных, так и безналичных, за наблюдаемый период (360, 90, 30 дней) у всех хозяйствующих субъектов и населения.

Сумма рыночных цен на товары и услуги представляет собой их продажу на внутреннем рынке, включая отечественные и импортные товары. Оборачиваемость рубля измеряется относительным числом, полученным от деления продолжительности наблюдаемого периода в днях (360, 90, 30) на оборачиваемость в днях.

Ключевой расчетный показатель в определении оборачиваемости — это средний денежный оборот на внутреннем рынке за один день. Зная эту величину, можно вычислить оборачиваемость рубля и в днях и в разах.

Средний денежный оборот = Сумма рын-ых цен на товары и услуги за период

(за один день) продолжительность периода (в днях: 360, 90, 30)

Оборачиваемость рубля = Сумма рын-ных цен на товары и услуги за период

(в днях) Средний рыночный оборот за день

Оборачиваемость рубля = Число дней в периоде

(число раз) Оборачиваемость рубля в днях

Приведенные выше формулы характеризуют количество денег в обращении, как функцию суммы цен.

Кроме того, формула (1) отождествляет количество денег в обращении и количество денег у хозяйствующих субъектов и на руках у населения.

ЦБ должен контролировать не только количество национальной валюты в обращении, но и то количество денег, которое хранится у субъектов малого бизнеса и у населения «в чулке», т. е. в индивидуальных запасах.

Подконтрольное ЦБ кол-во = Кол-во денег в + Кол-во нац. валюты в инд-ых

национальной валюты обращении запасах

Стабильность национальной валюты, характеризующаяся устойчивой покупательской способностью ее единицы (рубля), стимулирует переток денежных запасов из «чулок» на вклады в коммерческие банки и в Сбербанк. Поле воздействия на денежное обращение со стороны ЦБ при этом возрастает.

Признаки нарастания инфляции являются сигналом к мобилизации рублевых денежных запасов. Возвращаются долги, ускоряются расчеты, вносятся авансы по поставкам, приобретаются высоколиквидные ценные товары, делаются запасы материалов и продуктов, пригодных к длительному хранению. Все количество денег, составляющих собственность хозяйствующих субъектов и населения, втягивается в обращение. Более того, с бессрочных депозитных вкладов снимаются наличные деньги. Поле воздействия ЦБ на количество денег в обращении сужается. Пока деньги хранятся на счетах в коммерческих банках и в Сбербанке, ЦБ может ими управлять, ограничивая активность в предоставлении кредитов через учетную процентную ставку. Свободные же наличные деньги выходят из-под контроля и давят на цены.

Функция и аргумент в уравнении (1) меняются местами. В действие вступает формула (11).

Сумма рыночных цен на товары и услуги = количество денег в обращении * оборачиваемость рубля

Представители бизнеса и население предъявляют при этом повышенный спрос на свободно конвертируемую валюту, главным образом, на доллары США, переводя в них свои вклады и рублевые запасы, что также неблагоприятно для курса рубля и успешности регулирования денежного обращения со стороны ЦБ.

В уравнении (1') необходимо уточнить левую и правую часть: под давлением денег, вовлеченных в обращение (индивидуальные рублевые запасы теперь стремятся к нулю, а в обращении резко возрастает удельный вес наличных денег) находится не только сумма цен на товары и услуги, а также сумма цен в рублях на СКВ. И те, и другие цены возрастают.

Запасы СКВ на руках у населения и представителей бизнеса легко превращаются в рубли. Формально не находясь в обращении, эти запасы являются потенциальным фактором возникновения товарного дефицита. В этих условиях сдерживание инфляции приобретает первостепенное значение.

Рыночная экономика для своего нормального развития формирует специфический денежный рынок. Денежный рынок — это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой цену денег. Для функционирования рыночной экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса.

Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим и юридическим лицам, а также государству.

Денежная масса в обращении является предложением денег.

Зависимость ценообразования от количества денег в обращении проявляется через действие законов стоимости и денежного обращения: цены на товары должны устанавливаться на основе стоимости, а количество денег в обращении должно соответствовать объему производимых товаров и услуг согласно действующей системы цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: