double arrow

Составляющие элементы транспортного процесса.


Тема 1.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПРО ГРУЗ

План лекции:

Предмет дисциплины «Грузоведение», общие термины и понятия.

Составляющие элементы транспортного процесса.

Груз как основа для выполнения транспортных работ.

Транспортная характеристика грузов

 

Предмет дисциплины «Грузоведение», общие термины и понятия

 

Дисциплина «Грузоведение» занимает важное место в формировании специалистов по организации и управлению на автомобильном транспорте и их подготовке для изучения других специальных дисциплин, в первую очередь дисциплины «Грузовые перевозки».

Предмет курса -теоретические, практические и методические вопросы свойств грузов и их влияние на технологию и организацию погрузочно-разгрузочных работ и процесс транспортировки.

Основное внимание уделено транспортным характеристикам грузов как совокупности их свойств, определяющих условия и технику перевозки, погрузки и хранения. К ним относятся объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности упаковки и тары, а также некоторые товарные свойства.




Свойства грузов и их транспортные характеристики связаны с технологией перевозки. В последние годы форма предъявления грузов к перевозке в значительной степени повлияла на специализацию транспорта, в связи с этим определяются новые требования к конструкции транспорта и погрузочной техники.

Основной предмет «Грузоведения» – груз. На разных этапах экономического цикла производство – транспортирование – потребление результат труда каждый раз предстает в новом качестве. На первом этапе результат – это продукт, т.е. категория, обладающая потребительской стоимостью. Продукт может быть реализован полностью или частично использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. С момента передачи транспорту для пространственного перемещения (второй этап) продукт приобретает новое качество – становится грузом, т.е. объектом транспортирования. На третьем этапе в результате реализации потребительской стоимости груз опять выступает в роли продукта. Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости его транспортирования. Потребительская стоимость максимальна, поскольку она может быть реализована в полной мере. Следовательно, в экономическом цикле производство – транспортирование – потребление материальный результат труда последовательно проходит по схеме продукт (или товар) – груз – продукт. Схема замкнута, если на последнем этапе потребительская стоимость погашается потребителем, и не замкнута – если указанная стоимость используется для расширенного воспроизводства.



Выделяют следующие общие термины и понятия дисциплины «Грузоведение».

Груз – все предметы с момента принятия для перевозки до сдачи их грузополучателю.

Грузовое место – условная единица груза для приема его к перевозке или сдачи грузополучателю во время погрузки или разгрузки подвижного состава.

Товарно-транспортная документация - комплект юридических документов, на основании которых осуществляют учет, прием, передачу, перевозку, сдачу груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса.

Договор на перевозку грузов - двусторонне соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, которое является юридическим документом, регламентирующим объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон по их выполнению.

Заявка на перевозку грузов – документ, который подает грузоотправитель перевозчику на доставку обусловленной партии груза в договоренный срок.

    Путевой лист – первичный документ при учете грузовых автомобильных перевозок, который характеризует работу автомобиля и водителя с момента выезда из АТП и до момента возврата на предприятие.

Товарно-транспортная накладная – единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания материально-технических ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку грузов и учета выполненной транспортной работы.



Маркировка – нанесение необходимых надписей, изображений, и условных обозначений, размещенных на упаковке, бирках или на самом товаре, который отгружается, для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю.

Пакетирование – формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, которое обеспечивает во время доставки в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы.

Составляющие элементы транспортного процесса.

 

Транспорт является связующим звеном в сложной системе взаимодействия различных производств. Транспорт не создает новых продуктов (товаров), а только перемещает их. При этом свойства и качество перевозимых продуктов (грузов) не меняются. Происходит лишь изменение их местонахождения.

 Таким образом, транспортный процесс– это перемещение товара (груза) от места его производства к месту потребления, а для пассажирского транспорта – перемещение людей между какими либо пунктами, которое может быть связано с их производственной деятельностью, культурными и бытовыми потребностями.

Транспортный процесс состоит из отдельных последовательно выполняющихся частей (элементов): погрузки грузов в подвижной состав (посадки пассажиров) в пунктах отправления; перемещения грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузки грузов из подвижного состава (высадки пассажиров) в пункте назначения.

Каждый из указанных трех элементов в свою очередь слагается из ряда операций и работ, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок.

Так погрузка груза включает работы по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузке в автомобиль, закреплению, увязке в кузове автомобиля, взвешиванию или определение объема погруженного груза (для штучных грузов определяется количество штук груза), оформлению транспортной документации на получение и вывоз груза.

Перемещение груза происходит на основе выбора типа подвижного состава (ПС), определения маршрута движения, обеспечения безопасности движения и сохранности груза при перевозке, собственно перемещения груза, обеспечения устранения могущих возникнуть во время движения технических неисправностей подвижного состава, организации заправки его горюче- смазочными материалами в пути, организации контроля за движением подвижного состава с целью выполнения графика движения и своевременности доставки грузов.

Выгрузка груза складывается из таких операций:

- ознакомления грузополучателя с товарно-транспортными документами (ТТД) и соответствием им груза;

- взвешивание или определение объема прибывшего груза грузополучателем (для штучных грузов определяется количество штук);

- выявление возможной порчи или потерь груза, подготовка груза к выгрузке (освобождение от креплений, открытие бортов и т.п.);

- выгрузка груза;

- оформление товарно-транспортной документации по приему груза грузополучателем.

При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы подвижного состава (автомобиля, автопоезда) постоянно повторяются.

Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Циклом транспортного процесса является ездка, представляющая собой комплекс элементов транспортного процесса от одной погрузки груза на каждую единицу подвижного состава до

следующей погрузки. За цикл каждый автомобиль простаивает под одной погрузкой, одной разгрузкой, совершает пробег с грузом и пробег без него к месту следующей погрузки.

Ездки осуществляются на разные расстояния и с разными скоростями, с различным количеством и характером груза. Вследствие этого время, а также объем работы, выполняемый за каждую ездку, будут различными.

Поэтому при планировании и организации транспортного процесса пользуются средними значениями продолжительности ездки и времени выполнения отдельных элементов.

Особенности перевозок грузов автомобильным транспортом определяются характером его материально-производственной базы, назначением и условиями его работы. Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, довольно высокой скоростью доставки грузов, высокой маневренностью и проходимостью.

Эти качества обеспечивают доставку грузов «от двери до двери», т.е. от отправителя до получателя без каких-либо перегрузочных операций в пути, что снижает затраты на эти операции и в итоге уменьшает время доставки груза и стоимость его перевозки.

Особенностью организации перевозок, выполняемых автомобильным транспортом, является то, что каждая единица подвижного состава выполняет работу на линии автономно, независимо от остального подвижного состава и это вызывает определенные сложности в организации контроля за использованием подвижного состава, требует повышенной ответственности и четкости в выполнении этой функции со стороны автотранспортных предприятий (АТП).

 







Сейчас читают про: