Балл | Степень соответствия проекта i-му критерию |
5 | Очень хорошо |
4 | Хорошо |
3 | Удовлетворительно |
2 | Плохо |
1 | Очень плохо |
Соответственно для каждого критерия разрабатывается конкретная шкала, которая в зависимости от характера критерия может включать качественные или количественные «интервалы соответствия». Эти интервалы устанавливаются таким образом, чтобы случайно выбранный проект мог с примерно равной вероятностью попасть в каждый из заданных интервалов.
Многофакторная экспертная модель оценки.
Данная модель специально предназначена для оценки жизнеспособности проектов, поэтому рассмотрим ее более подробно. Модель включает в себя этапы, представленные на рис.4. 2.
В результате реализации методики по изучаемому проекту определяется интегральная экспертная оценка его жизнеспособности.
Для определения интегральной оценки используется формула:
где I — интегральная экспертная оценка жизнеспособности проекта;
w i — вес /-го критерия (фактора) (суммарный вес всех критериев по проекту составляет 1);
|
|
Сi — оценка проекта по /-му критерию;
m — количество критериев.
Принято, что Сi изменяется в пределах от 1 до 100; w i — в пределах от 0 до 1. Тогда I — интегральный показатель для изучаемого проекта — будет изменяться в пределах от 0 до 100. Использование данной модели позволяет:
♦ экспертам точно выразить свое мнение о жизнеспособности проекта относительно /-го критерия;
♦ рассматривать характеристики жизнеспособности проекта (например, спрос на продукцию проекта, продолжительность инвестиционной фазы) в количественном выражении, а также в процентах.
Работа в рамках данной методики осуществляется следующим образом. Команда экспертов разбивается на группы по 2-3 человека в каждой. Далее с использованием одного из вариантов командного принятия решений определяются ключевые факторы, по которым предполагается оценивать проект.
После того как названы все факторы, происходит их окончательная формулировка и укрупнение с тем, чтобы их количество находилось в пределах 5—8. При этом факторы должны быть соразмерны, взаимно независимы и по возможности максимально полно отражать ключевые с точки зрения банка аспекты, влияющие на жизнеспособность проекта.
Следующие этапы — ранжирование факторов, присвоение им удельных весов и оценка проекта — осуществляются группами экспертов независимо. Результаты, полученные при проведении экспертной оценки каждой группой, усредняются методом среднего арифметического. В итоге получают среднее экспертное значение для каждого фактора (Сi, w i). По определенным таким образом параметрам вычисляется интегральная оценка проекта (I). Основанием для признания проекта жизнеспособным или нежизнеспособным служит пороговое значение, устанавливаемое экспертами банка заранее.
|
|
Дальнейшие расчеты и проработка проекта производятся, только если данный проект остается привлекательным после первого этапа изучения.
Первичная оценка проектов играет роль своеобразного фильтра, основная цель которого — задерживать неперспективные проекты и пропускать для дальнейшей проработки наиболее интересные. Эффективность работы на предварительном этапе определяет эффективность работы управления/отдела проектного финансирования в целом.
Финансовая реализуемость — показатель (принимающий два значения — «да» или «нет»), характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Требование финансовой реализуемости определяет необходимый объем финансирования ИП. При выявлении финансовой нереализуемости схема финансирования и, возможно, отдельные элементы организационно-экономического механизма проекта должны быть скорректированы.
Финансовая реализуемость проверяется для совокупного капитала всех участников проекта, исключая общество (но включая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются в этом случае притоками (и берутся со знаком «плюс»), а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками (со знаком «минус»). Помимо этого, рассматривается денежный поток самого проекта (в данном случае сумма потоков от выручки и прочих доходов — это притоки, записывающиеся со знаком «плюс», плюс инвестиционные и производственные затраты, не считая налогов, — оттоки, записывающиеся со знаком «минус»).
Итак, проект финансово-реализуем, если на каждом шаге расчета алгебраическая (с учетом знаков) сумма притоков и оттоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной.
Пример. Рассмотрим проект, который осуществляется тремя фирмами и двумя банками. Финансовое участие государства сводится к получению налогов. Пусть на некотором шаге денежные потоки описываются в табл. 3.
Таблица 3.
Денежные потоки
№ п/п | Наименование элемента денежного потока | Значение |
1 | Выручка от реализации (с НДС, акцизами и пошлинами) | +2100 единиц |
2 | Производственные затраты (с НДС за материальные затраты) | -600 единиц |
3 | Налоги, получаемые государством | -500 единиц |
4 | Поток фирмы № 1 (фирма получает деньги на этом шаге) | -600 единиц |
5 | Поток фирмы № 2 (фирма получает деньги на этом шаге) | -700 единиц |
6 | Поток фирмы № 3 (фирма вкладывает деньги на этом шаге) | +200 единиц |
7 | Поток банка № 1 (получение банком процентов) | -100 единиц |
8 | Поток банка № 2 (выдача банком займа) | +300 единиц |
В проекте на этом шаге в качестве притоков выступают выручка от реализации, поток фирмы № 3 (фирма вкладывает в проект 200 единиц), заем в 300 единиц, получаемый от банка № 2; все они приведены со знаком «плюс». Оттоками на том же шаге являются: производственные затраты (с налогами, входящими в цену, — НДС, акцизами и пошлинами), но без других налогов; налоги, получаемые государством в сумме 500 единиц; потоки фирм № 1 и 2 (эти фирмы получают из проекта соответственно 600 и 700 единиц); проценты по займу, получаемые банком № 1, равные 100 единицам. Все они приведены со знаком «минус».
Для того чтобы проверить достаточность средств на этом шаге, находим сумму (со знаками) всех элементов потока. Она равна:
2100 + (-600) + (-500) + (-600) + (-700) + 200 + (-100) + +300 = 100 единиц.
Так как эта сумма неотрицательна (в данном случае положительна), средств для осуществления проекта на рассматриваемом шаге хватает. Если наращенная сумма аналогичных величин неотрицательная на любом шаге расчета, проект является финансово-реализуемым; в противном случае — финансово-нереализуемым.
|
|
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Планирование является подсистемой управления. Бизнес-план является комплексным итоговым документом, который обосновывает, оценивает проект в различных аспектах и содержит данные всех направлений его анализа. В нем указаны реальные действия по достижению эффективности проекта. В бизнес-плане оцениваются возможности проекта, показываются ожидаемые доходы и расходы, анализируется его окупаемость. Бизнес-план описывает сильные и слабые стороны проекта, дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях рыночной конкуренции, является основой для получения финансовой поддержки и средством привлечения капитала для его осуществления.
Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой развернутое обоснование стратегии реализации инновационных решений и предполагаемых финансовых результатов. Поэтому содержание бизнес-плана должно быть достоверным, доступным для восприятия участниками проекта, конкретным и убедительным. Стандартной структуры и состава бизнес-плана в практике менеджмента не существует, но у каждой организации (банка, инвестиционного фонда и др.), занимающейся оценкой бизнес-проектов, есть свой шаблон бизнес-плана. Структура бизнес-плана проекта может выглядеть следующим образом:
1)управленческая команда проекта;
2)резюме (основные положения) проекта;
3)характеристика рынков товаров и услуг по проекту;
4)оценка рынков сбыта продукции;
5)конкуренция на рынках сбыта;
6)план маркетинга;
7)план производства;
8)организационный план;
9)правовое обеспечение по проекту;
10)оценка риска и страхование;
11)финансовый план;
12)система сбалансированных показателей.
Предубеждение относительно сложности процедуры разработки бизнес-плана основано на том, что необходимы универсальные знания в ряде специальных дисциплин менеджмента и опыт в нескольких сферах деятельности, а также знания по таким дисциплинам, как управление персоналом, маркетинг, планирование, экономика предприятий, стратегический инвестиционный и финансовый менеджмент, страхование, теория организаций, принятие управленческих решений. Нужен опыт формирования управленческих команд, выполнения расчетов в рамках указанных дисциплин, принятия стратегических решений, взаимодействия с инвесторами и общественностью, интеграции и систематизации разносторонней информации о рынке, товаре, потребителях, поставщиках и конкурентах; наконец, нужен опыт оценки рисков по реализации сформированного бизнес-плана.
|
|
Для средне- и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана — центральная фаза процесса бизнес-планирования. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — начальный этап делового планирования. На этом этапе совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестици-онной фазе.
Для стратегических проектов формирование бизнес-плана начинается с осознания философии развития организации (формулировок видения, миссии и целей), что позволяет выдержать целевую ориентацию и бизнес-плана, и самого проекта.
Многофакторный характер внешней и внутренней среды приводит к потребности проведения нескольких итераций в процессе разработки отдельных разделов бизнес-плана. Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте (табл. 4).
Таблица 4. Укрупненная структура разделов бизнес-плана
Номер раздела (подраздела) | Наименование раздела (подраздела) |
Титульный лист | |
Резюме | |
1 | ИДЕЯ (СУЩНОСТЬ) ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА |
1.1 | Общие исходные данные и условия |
1.2 | Описание образца НТ |
1.3 | Оценка опыта предпринимательской деятельности |
2 | ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА |
2.1 | Описание потребителей НТ |
2.2 | Оценка конкурентов НТ |
2.3 | Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов |
3 | ПЛАН МАРКЕТИНГА |
3.1 | Цели маркетинга |
3.2 | Стратегия маркетинга |
3.3 | Финансовое обеспечение плана маркетинга |
3.4 | Контроль за выполнением плана маркетинга |
4 | ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА |
4.1 | Изготовитель НТ |
4.2 | Наличные и требуемые мощности производства |
4.3 | Материальные факторы производства |
4.4 | Описание производственного процесса |
5 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН |
5.1 | Организационно-правовая форма собственности фирмы |
5.2 | Организационная структура предприятия |
5.3 | Распределение обязанностей. Сведения о партнерах |
5.4 | Описание внешней среды бизнеса |
5.5 | Трудовые ресурсы предприятия |
5.6 | Сведения о членах руководящего состава |
6 | ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН |
6.1 | План доходов и расходов |
6.2 | План денежных поступлений и выплат |
6.3 | Сводный баланс активов и пассивов фирмы |
6.4 | График достижения безубыточности |
6.5 | Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование) |
6.6 | Оценка риска и страхование |
7 | ПРИЛОЖЕНИЯ |
Разработка бизнес-плана осуществляется в последовательности, приведенной на рис. 3.
Рис. 3. Блок-схема разработки разделов бизнес-плана:
1 — выработка идеи проекта; 2 — описание идеи (сущности) проекта;
3 — анализ производственных возможностей фирмы в реализации проекта;
4 — оценка рынка сбыта; 5 — разработка плана маркетинга;
6 — разработка плана производства; 7 — разработка организационного плана;
8 — расчет показателей ТЭО; 9 — разработка финансового плана;
10 — оценка риска; 11 — общие выводы и предложения (резюме).
Таким образом, в процессе проработки разделов бизнес-плана формируются исходные данные для технико-экономического обоснования.
Получив все необходимые данные для технико-экономического обоснования, производится расчет показателей ТЭО (чистой прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности, максимального денежного оттока, периода возврата капитальных вложений, точки безубыточности).
Если расчеты показывают текнико-экономическую эффективность, то приступают к формированию окончательной редакции бизнес-плана.
Если показатели ТЭО не удовлетворяют требованиям технико-экономической эффективности, то уточняются исходные данные или принимается решение о нецелесообразности проекта.