Невербальное поведение человека связано с его психологическим состоянием и служит средством его выражения. Как бы человек ни старался, он не может удержаться от невербальных сообщений. Невербальное поведение помогает создать образ партнера по общению.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов. Основное назначение невербальных средств состоит в дополнении и замещении речи, отражении эмоциональных состояний участников коммуникационного процесса. Оно помогает скорректировать понимание вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
Невербальное поведение поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Оно выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений (таблица 2).
Таблица 2 – Невербальные средства общения
Основные типы невербальной коммуникации | Характеристика | Невербальные средства общения |
1. Кинесические | Выразительные движения тела | Жесты, мимика и пантомимика, поза, походка |
Визуальный контакт (взгляд) | Направление, длина паузы, частота контакта | |
2. Просодические и экстралингвистические | Голос и речь | Интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание |
3. Такесические | Динамические прикосновения | Рукопожатие, поцелуй, похлопывание |
4. Проксемические | Пространственная структура общения | Ориентация и угол общения партнеров, дистанция |