double arrow

Кинесические средства общения


Этозрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Кинесикаизучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам.

Жесты– разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты (см. таблицу 3).

 


Таблица 3 – Жесты, общие для всех культур

Вид жеста Назначение Примеры
1. Коммуникативные С их помощью осуществляется общение Жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запрета, утвердительные, отрицательные, вопросительные.
2. Модальные Отражают оценку и отношение Жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности.
3. Описательные Имеют смысл в контексте речевого высказывания Жесты указания размера, формы, направления.

 

При общении часто наблюдаются следующие жесты:

1) жесты оценки:почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; вставание и прохаживание; наклоненная голова;




2) жесты уверенности:соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, закладывание рук за голову;

3) жесты нервозности и неуверенности:переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть; прикосновение к запонкам, часам, пуговице, сумочке;

4) жесты самоконтроля:руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую за запястье или предплечье; поза человека, сидящего на стуле вцепившись руками в подлокотники или сжав кулаки, лодыжки при этом сведены вместе;

5) жесты запрета:сложенные или скрещенные на груди руки; корпус, отклоненный назад; манера сидеть верхом на стуле с широко расставленными ногами, дужка очков во рту;

6) жесты ожидания:потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

7) жесты доминирования:выставление больших пальцев рук напоказ; резкие взмахи руками сверху вниз;

8) жесты неискренности и сомнения:защита рта рукой, прикосновение к носу, потирание века, почесывание и потирание уха, почесывание шеи, оттягивание воротничка, поворот корпуса в сторону от собеседника;

9) жесты разочарования и враждебности:сцепленные пальцы рук (они могут быть подняты на уровень лица, руки со сцепленными пальцами могут лежать на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении).

Мимика – этодвижения мышц лица (см. таблицу 4).

 


Таблица 4 – Мимические коды эмоциональных состояний

Части лица и мимика

Мимика выражается в

Эмоциональные состояния

Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
1. Положение рта (открыт или закрыт) Рот открыт

Рот закрыт



Рот открыт

Рот обычно закрыт
2. Губы (уголки подняты или опущены)

Уголки губ опущены

Уголки губ подняты

3. Форма глаз (раскрыты, широко раскрыты, прищурены, сужены) Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищуре ны
4. Яркость глаз(блестят, тусклые, не выражено)

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят
5. Положение бровей(сдвинуты к переносице, подняты вверх)

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

6. Уголки бровей (внешние уголки бровей подняты вверх, внутренние уголки подняты вверх)

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

7. Лоб(вертикальные складки на лбу и переносице, горизонтальные складки)

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки

8. Подвижность лица и его частей(динамичное, застывшее)

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

 

На рисунке 2 представлены эмоции, выражаемые мимикой.

 

 

Рисунок 2 – Эмоции и состояния, выражаемые мимикой

В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражения лица. Следует отметить, что главной характеристикой мимики выступает ее целостность и динамичность. Мимика выражает шесть основных эмоциональных состояний: гнев, презрение, страдание, страх, удивление, радость – все движения лица скоординированы.



Когда о человеке говорят, что у него «добрые глаза», «упрямый рот», «тупое выражение лица», «умный взгляд» и т.д., то подразумевают не анатомические особенности, а выражение в мимике психологических особенностей данного человека. Исследования показали, что при малоподвижном и невыразительном лице в процессе общения теряется до 10-15% информации. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для конкретной среды, культуры; является единицей пространственного поведения человека. Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений. Поза наглядно показывает восприятие человеком собственного статуса по отношению к статусу других присутствующих лиц (люди с более высоким статусом, как правило, принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные).

Поза заключается в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику и свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Различают «закрытые» и «открытые» позы (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – Закрытая и открытая позы

Позы:

1) Закрытые,когда человек пытается как-то закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

2) Открытыеже воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

3) позы раздумья (например, поза роденовского мыслителя);

4) позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к веку).

5) «наполеоновская» поза:

- стоя, когда руки скрещены на груди и;

-сидя, когда обе руки упираются в подбородок.

Походкастиль передвижения. Исследования показывают, что самая «тяжелая» походка при гневе, самая «легкая» при радости. Самая большая длина шага при гордости. Вялая, угнетенная походка при страдании.

Взгляд (визуальный контакт)наиболее естественное средство невербального общения – направление взгляда показывает, на кого (или на что) направлено внимание собеседника, а также дает обратную связь, т.е. показывает, как собеседник относится к сообщению.

 

Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Такое распределение взглядов объясняется тем, что тот, кто говорит, – тот активен, а кто слушает, – пассивен, расположен к восприятию. Говорящий смотрит на собеседника, чтобы придать своим словам больше выразительности и убедительности. Когда говорит партнер, то ни в коем случае не нужно вступать с ним в единоборство взглядов, ибо это пробуждает агрессивность, которую следует избегать. В деловом общении, когда говорит партнер, нужно концентрировать свой взгляд на его губах, тем самым внушая ему на подсознательном уровне, что внимательное слушанье еще не означает позволение оказывать влияние.

 

Взгляд используется для установления взаимоотношений (т.е. визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению). Когда человек хочет установить более теплые взаимоотношения с собеседником, он ищет его взгляд. То, как люди смотрят друг на друга, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать взгляд, определяет комфортное и дискомфортное самочувствие в процессе общения.

Во время общения взгляд говорящего должен встречаться с глазами собеседника около 60-70%всего времени общения. Меньшее время контакта (например, встреча с глазами собеседника около 30%) свидетельствует о недоверии к собеседнику. Не рекомендуется во время деловых бесед и переговоров одевать темные очки, иначе собеседник думает, что его разглядывают в упор.

Когда взгляды собеседников встречаются в процессе общения редко, то это означает, что партнер к своему собеседнику или к содержанию его сообщения относится негативно. Если же взгляд собеседника обращен на партнера часто и длительно, то это может означать следующее:

- он считает его очень интересным и привлекательным – зрачки его глаз расширены;

- его очень интересует предмет беседы – зрачки глаз также расширены;

- он настроен враждебно по отношению к партнеру и невербально посылает вызов – зрачки его глаз сужены.

Глаза передают самые точные сигналы о состоянии человека: расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

 

В деловом общении важно обращать внимание, куда направлен взгляд, поскольку направленность взгляда имеет определенные сигнальные значения и оказывает влияние на результаты общения.

 

Различают следующие виды взглядов:

1) деловой взгляд – направлен на область лба собеседника (такая направленность взгляда создает серьезную атмосферу, а партнер по общению чувствует деловое отношение); такой взгляд целесообразно использовать при высказывании критического замечания, при жесткой формулировке своей позиции;

2) социальный взгляд – направлен на центральную область лица собеседника; этот взгляд характерен для спокойной, дружеской беседы и неуместен, когда представляются серьезные претензии к партнеру по общению, он может просто не обратить внимание на слова, с какими бы интонациями они не произносились;

3) интимный взгляд –проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника, показывая тем самым заинтересованность в собеседнике отнюдь не делового характера;

4) взгляд искоса передает интерес или враждебность собеседника.

 

В таблице 5 представлены основные виды взглядов в процессе коммуникации, их трактовка и рекомендуемые действия.

 

Таблица 5 – Трактовка взглядов в процессе коммуникации

Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо
1. Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
2. Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
3. Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
4. Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
5. Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
6. Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
7. Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

 

Продолжительность взгляда так же, как и язык телодвижений, зависит от национальной культуры. Так, жители Южной Америки имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов. Японцы в ходе деловой беседы смотрят не в лицо, а скорее в шею. В связи с этим, прежде чем делать какие-либо выводы, следует учесть национальную принадлежность общающихся.









Сейчас читают про: