обследование пациента с психическими расстройствами подразумевает тщательное изучение его жалоб, анамнеза жиз ни и болезни, соматического, неврологического и психического состояния, данных рентгенологического, электрофизиологичес кого, биохимического и других лабораторных и инструменталь ных методов исследования.
обследование больного следует начинать с оценки внешнего вида, особенностей поведения, способности отвечать на вопросы врача, сообщать необходимые сведения. Начиная обследование, необходимо оценить состояние сознания больного, так как такти ка дальнейшего осмотра в первую очередь зависит от результа тов этой оценки. В клиническом понимании, критерием ясности сознания является сохранность ориентировки во времени, окру жающей обстановке и собственной личности. Поэтому состояние сознания удобнее всего изучать путем постановки вопросов, касающихся общих сведений и паспортных данных: больного просят назвать фамилию, имя, отчество, возраст, образование, профессию, семейное положение, местожительство; уточняют, знает ли он, где находится в настоящее время, когда поступил в лечебное учреждение, какой теперь месяц, число, год.
|
|
При выяснении жалоб больного следует учитывать, что в отличие от соматических больных, лица с психическими расстройствами часто не осознают своей болезни, не считают себя больными и поэтому или совсем не жалуются, или выска
зывают жалобы, не соответствующие объективному состоянию здоровья.
анамнез жизни и болезни психически больных. При наличии помрачения сознания, а также в тех случаях, когда по болезненным мотивам пациент не вступает в общение с врачом, собрать анамнез со слов больного невозможно. Вместе с тем даже налаженный контакт с больным не освобождает врача от обязанности собирать субъективные анамнестические данные со стороны родственников, сослуживцев и других лиц, хорошо знающих пациента, так как некоторые больные могут сообщать неправильные сведения либо искаженно интерпретировать свои ощущения, переживания или события. Рекомендуется запросить на него характеристики (с места работы, с места жительства и т.п.). В тех случаях, когда больной поступает повторно в психиатрический стационар, нужно сделать запрос в учреждения, в которых он лечился ранее.
В процессе изучения анамнеза жизни необходимо выяс
нить следующие факты.
Наследственность (по прямой, боковой и нисходящей линиям). Состояние здоровья родителей, причина их смерти; не страдали ли родственники или члены семьи нервнопси хическими заболеваниями (особенности их клиники и течения), алкоголизмом, другими зависимостями от психоактивных веществ, туберкулезом, сифилисом, сердечнососудистыми, эндокринными заболеваниями, болезнями обмена веществ, злокачественными новообразованиями. Не отмечались ли в семье случаи самоубийства (возможные причины этого), су щественные странности в поведении. Далее следует уточнить личностные особенности ближайших родственников (спокой ный – раздражительный; общительный – замкнутый; веселый, жизнерадостный, синтонный – холодный, черствый; властный, решительный – уступчивый, легко теряющийся; эгоистичный – альтруистичный; ведущий – ведомый; стремящийся быть в центре внимания – предпочитающий находиться в тени и т.п.), а также их увлечения, род занятий.
|
|
Семейный анамнез. Уточняется возраст родителей к момен ту рождения пациента. Здоровье матери во время беременности, своевременность родов и характер их течения. Состав семьи, семейнобытовые условия, отношения между родителями, отно шение родителей к детям, взаимоотношения между детьми.
Младенческий и дошкольный периоды. определяется фи зическое и психическое развитие (когда начал сидеть, стоять, ходить, говорить, приобрел навыки опрятности). Не было ли в детстве и в последующие годы ночных страхов, сноговорения, снохождения. Был ли спокойным или беспокойным, крикливым, капризным. Наблюдалось ли и до какого возраста ночное не держание мочи, заикание. особенности поведения дома и в дет ских коллективах. характер воспитания. особенности ребенка (спокойный, послушный – возбудимый; робкий – решительный; боязливый – смелый; ласковый – грубый).
Период обучения. В каком возрасте начал обучение в школе (общеобразовательной, специализированной, интернате), как успевал, оставался ли на повторный год обучения, причина дублирования. К каким предметам обнаруживал способности. Дисциплина в школе, взаимоотношения в коллективе (стремил ся к лидерству, подчинялся авторитету, ведомый, конформный и т.п.). Поведение в школе и быту. Выполнял ли общественные поручения (охотно, с принуждением), участвовал ли в кружках (с углубленным изучением предмета, музыкальных, художест венных, спортивных). Какое получил образование, какие оцен ки в аттестате. Где продолжил обучение и по какой специаль ности. характерологические особенности, отмечаемые в период обучения в начальной, средней и высшей школе.
Половое развитие. Когда появились признаки полового созревания, не наблюдалось ли изменений в характере обсле дуемого в этот период. Сексуальные интересы, их девиации. Начало и регулярность половой жизни.
Трудовая и общественная деятельность. Возраст начала самостоятельной трудовой деятельности. Какими трудовыми навыками овладел, как работал, часто ли менял места работы и по каким причинам. Какова была работоспособность, как от носился к труду. Взаимоотношения с сослуживцами, увлечения, времяпрепровождение после работы.
Отношение к воинской службе. В каком возрасте был призван (если были отсрочки, то по какой причине). Продолжительность периода адаптации к условиям военной службы, легко ли привы кал к новому режиму жизни, распорядку и дисциплине, успехи по службе, взаимоотношение с другими призывниками, началь никами, подчиненными; взыскания, поощрения. отслужил ли установленный срок или был уволен со службы раньше (при чины, по какой статье).
Семейная жизнь больного. Возраст вступления в брак. Для женщин количество беременностей, их течение, осложнения, послеродовый период, здоровье детей, количество абортов. Внутрисемейные отношения, если разведен, то по какой при чине.
Бытовые условия. Материальная обеспеченность, жилищ
ные условия.
Перенесенные заболевания и вредные привычки. Травмы головного мозга, нейроинфекции, длительные, обостряющиеся и истощающие соматические, инфекционные заболевания, опера тивные вмешательства, курение табака, употребление спиртных напитков, наркотических и стимулирующих средств.
|
|
Особенности темперамента, характера, личности (пре- морбидно). Уже при изучении анамнеза, как правило, выяв ляются особенности психической деятельности у пациента. При этом врач имеет возможность составить предварительное мнение об особенностях личности больного.
Прежде всего, устанавливается, какой у больного тип выс шей нервной деятельности (ВНД) – темперамент. При этом оценивают трудовую активность, настойчивость в достижении цели, выносливость. об уравновешенности говорит умение сдер живаться, проявлять терпение. Подвижность нервных процес сов характеризуется легкостью смены стереотипа, адаптацией к новым или меняющимся условиям. Инертность характеризуется ригидными установками, обидчивостью, злопамятностью, труд ностями привыкания к новой обстановке. Такие пациенты плохо сходятся с людьми, они многословны и обстоятельны.
Далее следует определить специфический тип ВНД. Так, для художественного типа характерно живое, непосредственное, эмоциональное восприятие окружающего мира. Для мыслитель ного склада типичными чертами являются абстрактное мышле ние, рассудительность, бедность восприятий. Следует учитывать и профессию больного (гуманитарная или техническая специ альность), но она не всегда отражает тип ВНД. Для уточнения особенностей личности необходимо выяснить установки и идеа лы пациента, акцентуированные черты характера.
При изучении анамнеза болезни следует уточнить, в ка ком возрасте впервые появились новые черты характера, особен ности реагирования на ситуации, психические расстройства и в чем они проявлялись. Возникли ли они внезапно или развились
постепенно. Какие вредности и события предшествовали забо леванию: травма, тяжелые потрясения, жизненные изменения, интоксикации, переутомление и др.
|
|
При наличии эпилептических припадков необходимо установить характер продромальных явлений, время появле ния первого приступа и его возможную связь с какимилибо внешними факторами (инфекция, интоксикация, физическая травма). Подробно определить вид, фазы и частоту припадков. Попытаться выявить другие эпилептические пароксизмы: дис фории, сумеречные состояния сознания, амбулаторные автома тизмы. Если больной злоупотребляет алкогольными напитками или наркотическими средствами, то необходимо установить болезненное влечение, привыкание, склонность к повышению дозы для достижения привычного комфорта, каковы макси мальные дозы, имеются ли явления абстиненции и с какого года, психологическая и физическая зависимость.
Необходимо установить, в какой последовательности воз никали патологические явления, как менялась симптоматика в процессе болезни, произошли ли с годами изменения личности, нарушения памяти, снижение интеллекта, трудоспособности, были ли периоды полного здоровья. Если больной ранее нахо дился в стационаре, то важно установить, с каким диагнозом, с какой симптоматикой, какие проводились лечебные мероприя тия, каков был эффект от проводимой терапии. особенно уточ няется поведение пациента перед данным стационированием, чтобы были ясны цели госпитализации.
Собрав анамнез и изучив жалобы больного, приступают к исследованию соматического и неврологического статуса по схе мам, принятым в этих специальностях. После переходят к под робному исследованию психической деятельности больного.