Описание психического состояния

Внешний вид. определяются выразительность движений, мимика, жестикуляция, адекватность их высказываниям и переживаниям. Во время осмотра оценивается, как одет больной (аккуратно, небрежно, нелепо, склонен украшать себя и т.п.). общие впечатления о больном.

Контактность и доступность больного. охотно ли больной вступает в контакт, рассказывает ли о своей жизни, интересах, потребностях. Раскрывает ли он свой внутренний мир или кон­ такт носит лишь поверхностный, формальный характер.

Сознание. Как уже упоминалось, клиническим критерием ясности сознания является сохранность ориентировки в собствен­ ной личности, окружающей обстановке и во времени. Кроме того, одним из методов исследования является определение ориен­ тировки на основании последовательности изложения больным анамнестических данных, особенностей контакта с больным и окружающими лицами, характера поведения в целом. При


использовании этого метода задаются косвенные вопросы: где находился и чем занимался больной непосредственно перед поступлением в больницу, кем и каким транспортом доставлен в больницу и т.д. Если этот способ оказался неэффективным и необходимо уточнить характер и глубину нарушения ориенти­ ровки, то задают прямые вопросы относительно ориентировки. Эти данные врач получает в большинстве случаев уже при сборе анамнеза. Беседуя с больным, следует проявлять осторожность и такт. При этом оценивается понимание больным вопросов врача, быстрота ответов, их характер. Необходимо обратить внимание, не выявляется ли у больного отрешенности, бессвязности мыш­ ления, достаточно ли хорошо он осмысливает происходящее, об­ ращенную к нему речь. Анализируя анамнез, следует выяснить, помнит ли больной весь период болезни, так как после выхода из состояния расстроенного сознания наиболее убедительным признаком является именно амнезия на болезненный период. обнаружив признаки помрачения сознания (отрешенность, бессвязность мышления, дезориентировку, амнезию), необходи­ мо установить какой вид помрачения сознания имеется: оглу­ шение, сопор, кома, делирий, онейроид, сумеречное состояние,

аменция.

В состоянии оглушения больные, как правило, бездеятельны, беспомощны и малоподвижны. На вопросы отвечают не сразу, односложно, не понимают происходящего, по своей инициативе в контакт ни с кем не вступают.

При делириозном синдроме больные тревожны, двигательно беспокойны, поведение их зависит от иллюзий и галлюцинаций. При настойчивых вопросах можно получить адекватные ответы. При выходе из делириозного состояния характерна отрывочность и яркость воспоминаний психопатологических переживаний.

Аментивная спутанность проявляется неспособностью осмыс­ лить ситуацию в целом, непоследовательным поведением, хаоти­ ческими поступками, растерянностью, недоумением, бессвязным мышлением и речью. характерна дезориентировка в собственной личности. По выходе из аментивного состояния, как правило, наступает полная амнезия болезненных переживаний.

Более сложно выявление онейроидного синдрома, так как в этом состоянии больные либо полностью неподвижны и безмолвны, либо находятся в состоянии зачарованности или хаотического возбуждения и недоступны. В этих случаях необ­


ходимо внимательное изучение мимики и поведения больного (страх, ужас, удивление, восторг и др.). Уточнению характера переживаний может помочь медикаментозное растормажива­ ние больного.

При сумеречном состоянии обычно отмечается напряжен­ ный аффект страха, злобы, гнева с агрессией и разрушительны­ ми действиями. характерны относительная кратковременность течения (часы, дни), внезапное начало, быстрое завершение и глубокая амнезия.

В случае если указанные признаки помрачения сознания не обнаруживаются, но больной высказывает бредовые идеи, гал­ люцинирует и т.д., нельзя утверждать, что у больного “ясное со­ знание”, следует считать, что сознание у него “не помрачено”.

Восприятие. При исследовании восприятия большое значе­ ние имеет тщательное наблюдение за поведением больного. о наличии зрительных галлюцинаций может свидетельствовать живая мимика больного, отражающая страх, удивление, любо­ пытство, внимательный пристальный взгляд больного в опреде­ ленном направлении, где нет ничего, что могло бы привлечь его внимание. Больные внезапно закрывают глаза, прячутся или вступают в борьбу с галлюцинаторными образами. Можно использовать следующие вопросы: “Не было ли у Вас явлений, похожих на сновидения, в то время, когда Вы не спали?”, “Не было ли у Вас переживаний, которые можно было бы назвать видениями?”. При наличии зрительных галлюцинаций необхо­ димо выявить четкость форм, окрашенность, яркость, объемный или плоский характер образов, их проекцию.

При слуховых галлюцинациях больные к чему­то прислуши­ ваются, говорят в пространство отдельные слова и целые фразы, беседуя с “голосами”. При наличии императивных галлюцина­ ций может быть неправильное поведение: больной делает неле­ пые движения, цинично бранится, упорно отказывается от еды, совершает суицидные попытки и т.д.; мимика больного обычно соответствует содержанию “голосов”. Для уточнения характера слуховых галлюцинаций могут быть использованы такие вопро­ сы: “Снаружи слышится голос или в голове?”, “Мужской голос или женский?”, “Знакомый или незнакомый?”, “Не приказывает ли голос что­либо сделать?”. Целесообразно уточнить, слышится ли голос только больному или всем остальным тоже, является ли восприятие голоса естественным или кем­то “подстроено”.


При наличии “голосов” больной может затыкать уши ватой или закрывать уши руками.

Требуется выяснить, нет ли у больного сенестопатий, иллюзий, галлюцинаций, психосенсорных нарушений. Для выявления галлюцинаций, иллюзий иногда достаточно за­ дать больному обычный вопрос о самочувствии, чтобы он уже начал предъявлять жалобы на “голоса”, “видения” и т.д. Но чаще приходится задавать наводящие вопросы: “Не слышится ли Вам что­либо?”, “Не ощущаете ли посторонних, необычных запахов?”, “Не изменился ли вкус пищи?”. Если выявляются расстройства восприятий, необходимо их дифференцировать, в частности, отличить галлюцинации от иллюзий. Для этого надо выяснить, существовал ли реальный объект или восприя­ тие было мнимым. Далее следует попросить подробно описать симптоматику: что видится или слышится, каково содержание “голосов” (особенно важно выяснить, нет ли императивных галлюцинаций и галлюцинаций устрашающего содержания), определить, где локализуется галлюцинаторный образ, нет ли чувства сделанности (истинные и псевдогаллюцинации), какие условия способствуют их возникновению (функциональные, гипнагогические галлюцинации). Важно также установить, имеется ли у больного критика к расстройствам восприятия. Следует учитывать, что нередко больной отрицает галлюци­ нации, но имеются так называемые объективные признаки галлюцинаций, а именно: больной вдруг замолкает при беседе, выражение его лица меняется, он становится настороженным; пациент может разговаривать сам с собой, чему­то смеяться, затыкать уши, нос, оглядываться, присматриваться, что­то сбрасывать с себя.

Наличие гиперестезии, гипостезии, сенестопатий, дереали­ зации, деперсонализации выявляется легко, больные обычно охотно рассказывают о них сами. Для выявления гиперестезии можно спросить, как больной переносит шум, звуки радио, яр­ кий свет и т.д. Для установления наличия сенестопатий следует выяснить, не имеет ли больной в виду обычные болевые ощуще­ ния, в пользу сенестопатий говорят необычность, мучительность ощущений, их склонность к перемещению. Деперсонализация и дереализация обнаруживается, если больной рассказывает о чувстве отчуждения Я и внешнего мира, об изменении формы, величины собственного тела и окружающих предметов.


Для больных с обонятельными и вкусовыми галлюцинация­ ми характерен отказ от еды. Испытывая неприятные запахи, они все время принюхиваются, зажимают нос, стремятся от­ крыть форточки, при наличии вкусовых обманов восприятия часто полощут рот и сплевывают. о наличии тактильных гал­ люцинаций иногда могут свидетельствовать расчесы кожи.

Если больной склонен диссимулировать свои галлюцина­ торные воспоминания, о нарушении восприятия можно узнать из его писем и рисунков.

Мышление. Для суждения о расстройствах мыслительного процесса следует пользоваться методом опроса и изучением спонтанной речи больного. Уже при собирании анамнеза можно заметить, насколько последовательно больной излагает свои мысли, каков темп мышления, имеется ли логическая и грамма­ тическая связь между фразами. Эти данные дают возможность судить об особенностях ассоциативного процесса: ускорении, замедлении, разорванности, резонерстве, обстоятельности, персеверации и др. Более полно эти расстройства выявляются в монологе больного, а также в его письменном творчестве. В письмах, дневниках, рисунках можно обнаружить также сим­ волику (вместо слов использует понятные только ему значки, пишет не в центре, а по краям и т.д.).

При исследовании мышления необходимо стремиться дать больному возможность свободно говорить о своих болезненных переживаниях, не ограничивая его без надобности рамками пос­ тавленных вопросов. Избегая применения прямых шаблонных вопросов, направленных на выявление часто встречающихся бредовых идей преследования, особого значения, целесообраз­ нее задавать общие вопросы: “что Вас в жизни больше всего занимает?”, “Не случилось ли с Вами в последнее время чего­ либо необычного, труднообъяснимого?”, “о чем Вы в основном сейчас думаете?”. Выбор вопросов производится с учетом инди­ видуальных особенностей больного, зависит от его состояния, образования, интеллектуального уровня и т.д.

Уход от вопроса, задержка с ответом или молчание заставля­ ют предполагать наличие скрываемых переживаний, “запретной темы”. Необычность позы, походки, лишние движения позволяют думать о существовании бреда или навязчивостей (ритуалы). Покрасневшие от частого мытья руки свидетельствуют о боязни


заражения или загрязнения. При отказе от еды можно думать о бреде отравления, идеях самоуничижения (“недостоин есть”).

Далее следует попытаться выявить наличие бредовых, сверхценных или навязчивых идей. Предположить наличие бредовых идей позволяют поведение и мимика больного. При бреде преследования – подозрительное, настороженное вы­ ражение лица, при бреде величия – горделивая поза и обилие самодельных знаков отличия, при бреде отравления – отказ от пищи, при бреде ревности – агрессивность при свидании с женой. Много может дать также анализ писем, заявлений пациентов. Кроме того, в беседе можно задать вопрос, как от­ носились к нему окружающие (в больнице, на работе, дома), и таким образом выявить бред отношения, преследования, рев­ ности, воздействия и др.

Если больной упомянул о болезненных идеях, следует рас­ спросить о них подробно. Затем необходимо попытаться мягко разубедить его, спросив, не ошибается ли он, не показалось ли ему (установить наличие или отсутствие критики). Далее дела­ ется вывод, какие идеи высказывал больной: бредовые, сверх­ ценные или навязчивые (учитывается, прежде всего, наличие или отсутствие критики, нелепость или реальность содержания идей и другие признаки).

Для выявления бредовых переживаний целесообразно ис­ пользовать письма и рисунки больных, в которых могут отражать­ ся детализация, символика, опасения и бредовые тенденции. Для характеристики речевой спутанности, бессвязности необходимо привести соответствующие образцы речи больного.

Память. Исследование памяти включает вопросы об от­ даленном прошлом, близком прошлом, о способности к запо­ минанию и удержанию информации.

В процессе сбора анамнеза проверяется долговременная память. При более подробном исследовании долговременной памяти предлагается назвать год рождения, год окончания школы, год вступления в брак, даты рождения и имена своих детей или близких. Предлагается вспомнить хронологическую последовательность служебных перемещений, отдельные подроб­ ности биографии ближайших родственников, профессиональные термины.

Сравнение полноты воспоминаний о событиях недавних лет, месяцев с событиями отдаленного времени (детский и юноше­

ский возраст) помогает выявить прогрессирующую амнезию.


особенности кратковременной памяти изучаются при пере­ сказе перечислением событий текущего дня. Можно спросить больного, о чем он только что беседовал с родственниками, что было на завтрак, как зовут лечащего врача и др. При грубой фиксационной амнезии больные дезориентированы, не могут найти свою палату, кровать.

оперативная память исследуется при непосредственном воспроизведении 5–6 цифр, 10 слов или фраз из 10–12 слов. При наклонности к парамнезиям больному задаются соответ­ ствующие наводящие вопросы в плане вымыслов или ложных воспоминаний (“Где Вы были вчера?”, “Куда ездили?”, “У кого Вы были в гостях?”).

При исследовании состояния памяти (способность запомина­ ния, удерживания, воспроизведения как текущих, так и давних событий, наличие обманов памяти) определяется тип амнезии. Для выявления расстройств памяти на текущие события задают вопросы: какое сегодня число, месяц, год, кто лечащий врач, когда было свидание с родными, что было на завтрак, обед, ужин и т.д. Кроме того, используется методика заучивания 10 слов. Больному объясняют, что будет зачитано 10 слов, после чего он должен назвать те слова, что запомнил. читать следует в среднем темпе, громко, используя короткие, одно­ и двус­ ложные индифферентные слова, избегая слов травмирующих (например, “смерть”, “пожар” и др.), так как они обычно легче запоминаются. Можно дать следующий набор слов: лес, вода, суп, стена, стол, сова, сапог, зима, липа, пар. Куратор отмечает у себя правильно названные слова, затем зачитывает их повторно (до 5 раз). В норме после однократного зачитывания человек запоминает 5–6 слов, а начиная с третьего повторения – 9–10.

Собирая анамнестические, паспортные сведения, куратор уже может отметить, какова память больного на прошедшие события. Следует обратить внимание, помнит ли он год своего рождения, возраст, важнейшие даты своей жизни и общественно­ исторических событий, а также время начала болезни, поступле­ ния в стационары и т.д.

Тот факт, что больной не отвечает на указанные вопросы, не всегда свидетельствует о расстройстве памяти. Это может быть и за счет отсутствия интереса к заданию, расстройства внимания либо сознательная позиция симулятивного больного. Беседуя с больным, надо установить, нет ли у него конфабуляций, полной или частичной амнезии отдельных периодов болезни.


Внимание. Расстройства внимания выявляются при опросе больного, а также при изучении его высказываний и поведения. Нередко больные сами жалуются, что им трудно на чем­либо сосредоточиться. Беседуя с больным, надо понаблюдать, со­ средоточен ли он на теме разговора или его отвлекает любой внешний фактор, склонен ли он возвращаться к одной и той же теме или легко меняет ее. один больной сосредотачивается на беседе, другой быстро отвлекается, не может сосредоточиться, истощается, третий переключается очень медленно. определить нарушение внимания можно также с помощью специальных приемов. Выявлению расстройств внимания способствуют такие экспериментально­психологические методы, как вычитание из

100 по 7, перечисление месяцев в прямом и обратном порядке, обнаружение дефектов и деталей в тестовых картинках, коррек­ турная проба (зачеркивание и подчеркивание определенных букв на бланке) и др.

Интеллект. На основании предыдущих разделов относи­ тельно статуса больного уже можно сделать вывод об уровне его интеллекта (память, речь, сознание). Трудовой анамнез и данные о профессиональных качествах больного в настоящее время свидетельствуют о запасе знаний, наличии навыков. Дальнейшие вопросы в плане собственно интеллекта следует задавать с учетом образования, воспитания, культурного уровня больного. Задача врача – установить, соответствует ли интеллект больного его образованию, профессии, жизненному опыту. В по­ нятие интеллекта входит умение делать собственные суждения и умозаключения, выделять главное из второстепенного, кри­ тически оценивать окружающее и самого себя. Для выявления расстройств интеллекта можно попросить больного рассказать о происходящем, передать смысл прочитанного рассказа, просмот­ ренного фильма. Можно спросить, что означает та или иная пос­ ловица, метафора, крылатое выражение, попросить подыскать синонимы, сделать обобщение, посчитать в пределах 100 (сначала дать более простую пробу на сложение, а затем – на вычитание). Если интеллект у больного снижен, то смысл пословиц он понять не может и объясняет конкретно. Например, пословицу: “Шила в мешке не утаишь” интерпретирует так: “Нельзя класть шило в мешок – уколешься”. Можно дать задание подыскать синони­ мы к словам “думать”, “дом”, “врач” и др.; назвать одним словом следующие предметы: “чашки”, “тарелки”, “стаканы”.


Если в процессе обследования выясняется, что интеллект у больного низкий, то следует в зависимости от степени снижения все более упрощать задания. Так, если он совсем не понимает смысла пословиц, то можно спросить, какая разница между самолетом и птицей, рекой и озером, деревом и бревном; выяс­ нить, как больной владеет навыками чтения, письма. Попросить посчитать от 10 до 20, выяснить, знает ли он номинал денежных знаков. Нередко больной со сниженным интеллектом делает грубые ошибки при счете в пределах 10–20, но если вопрос ста­ вится конкретно, с учетом повседневных жизненных навыков, то ответ может быть правильным. Пример задачи: “У Вас было

20 рублей, а хлеба Вы купили на 16 рублей, сколько рублей у

Вас осталось?”.

В процессе исследования интеллекта необходимо строить беседу с больным таким образом, чтобы выяснить соответствие знаний и опыта образованию и возрасту. Переходя к использо­ ванию специальных тестов, следует особенно заботиться об их адекватности предполагаемому (на основании предшествующей беседы) запасу знаний больного. При выявлении слабоумия необходимо учитывать преморбидные особенности личности (чтобы судить о наступивших изменениях) и объем знаний до болезни.

Для исследования интеллекта используются математи­ ческие и логические задачи, поговорки, классификации и сравнения с целью выявления способности находить причинно­ следственные связи (анализ, синтез, различение и сравнение, абстракция). определяются круг представлений о жизни, сме­ калка, находчивость, комбинаторные способности. отмечается богатство или бедность воображения.

обращается внимание на общее оскудение психики, сниже­ ние кругозора, потерю житейских навыков и знаний, снижение процессов осмысления. обобщив данные исследования интел­ лекта, а также использовав анамнез, следует сделать вывод, имеется ли у больного олигофрения (и степень ее) или деменция (тотальная, лакунарная).

Эмоции. При исследовании эмоциональной сферы при­ меняются следующие методы: 1. Наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных реакций пациента. 2. Беседа с больным. 3. Исследование соматоневрологических проявлений, сопровождающих эмоциональные реакции. 4. Сбор объективных


сведений об эмоциональных проявлениях от родственников, сотрудников, соседей.

Наблюдение за больным дает возможность судить о его эмо­ циональном состоянии по выражению лица, позе, темпу речи, движений, одежде и занятиям. Например, для пониженного на­ строения характерны грустный взгляд, сведенные к переносице брови, опущенные уголки рта, замедленные движения, тихий голос. Депрессивных больных необходимо расспросить о суи­ цидальных мыслях и намерениях, отношении к окружающим и родственникам. С подобными больными следует беседовать с сочувствием.

Необходимо оценить эмоциональную сферу больного: осо­ бенности его настроения (повышенное, пониженное, злобное, неустойчивое и др.), адекватность эмоций, извращение эмоций, повод их вызвавший, умение подавлять свои чувства. о настрое­ нии больного можно узнать из его рассказов о своих ощущениях, переживаниях, а также на основании наблюдений. Следует обратить особое внимание на выражение лица больного, его мимику, моторику; следит ли он за своим внешним видом. Как пациент относится к беседе (с интересом или безразлично). Достаточно ли он корректен или, наоборот, циничен, груб, раз­ вязен. Задав вопрос об отношении больного к своим близким, необходимо проследить, как он говорит о них: безразличным тоном, с равнодушным выражением лица или тепло, волнуясь, со слезами на глазах. Важно и то, чем интересуется больной во время свиданий с родными: их здоровьем, подробностями жиз­ ни или только принесенной ему передачей. Следует спросить, скучает ли он по дому, работе, переживает ли факт пребывания в психиатрическом стационаре, снижения трудоспособности и т.д. Необходимо выяснить также, как больной сам оценивает свое эмоциональное состояние. Соответствует ли мимика его душевному состоянию (нет ли парамимики, когда на лице улыбка, а в душе тоска, страх, тревога). Представляет также интерес, имеются ли суточные колебания настроения. Среди всех расстройств эмоциональной сферы бывает нелегко выявить слабо выраженную депрессию, а между тем это имеет большое практическое значение, так как такие больные склонны к суи­ цидальным попыткам. особенно трудно бывает выявить так называемую “маскированную депрессию”. При этом на первый план выступают самые разнообразные соматические жалобы,


тогда как на снижение настроения пациенты не жалуются. они могут предъявлять жалобы на неприятные ощущения в любой части тела (особенно часто – в груди, животе); ощущения носят характер сенестопатий, парестезии и своеобразных, трудноопи­ суемых болей, не локализованных, склонных к перемещению (“ходячие, вращающиеся” и другие боли). Больные отмечают также общее недомогание, вялость, сердцебиение, тошноту, рвоту, снижение аппетита, запоры, поносы, метеоризм, дисме­ норею, стойкие нарушения сна. Самое тщательное соматическое обследование таких больных чаще всего не позволяет выявить органической основы этих ощущений, и длительное лечение у врача соматического профиля не дает видимого эффекта. Выявить скрытую за фасадом соматических ощущений депрес­ сию трудно, и только целенаправленный опрос указывает на ее наличие. У больных отмечаются несвойственная им ранее нерешительность, беспричинная тревога, снижение инициа­ тивы, активности, интереса к любимому делу, к развлечениям, “хобби”, снижение полового влечения и др. Следует иметь в виду, что у таких больных нередко возникают суицидальные мысли. Для “маскированной депрессии” характерны суточные колебания состояния: соматические жалобы, депрессивные проявления особенно выражены с утра и угасают к вечеру. В анамнезе больных можно выявить периоды возникновения по­ добных же состояний, перемежающихся с периодами полного здоровья. В анамнезе ближайших родственников пациентов могут отмечаться сходные состояния.

Повышенное настроение в типичных случаях проявляется в оживленном выражении лица (блеск глаз, улыбка), громкой ускоренной речи, яркой одежде, быстрых движениях, стремлении к деятельности, общительности. С такими больными можно гово­ рить свободно, даже пошутить, побудить к декламации, пению.

Эмоциональная опустошенность проявляется в безразличном отношении к своей внешности, одежде, апатичном выражении лица, отсутствии интересов к окружающему. Могут наблюдаться неадекватность эмоциональных проявлений, беспричинная не­ нависть, агрессивность по отношению к близким родственникам. отсутствие теплоты при рассказе о детях, чрезмерная откровен­ ность в ответах относительно интимной жизни могут послужить, в сочетании с объективными сведениями, основанием для вывода об эмоциональном оскудении.


Выявить эксплозивность, взрывчатость больного можно, наблюдая за его отношениями с соседями по палате и при не­ посредственной беседе с ним. Эмоциональная лабильность и слабодушие проявляются резким переходом от тем разговора, субъективно приятных и неприятных больному.

При исследовании эмоций всегда целесообразно предложить больному описать свое эмоционально состояние (настроение). При диагностике эмоциональных расстройств важно учиты­ вать качество сна, аппетит, физиологические отправления, величину зрачков, влажность кожи и слизистых, изменения артериального давления, частоту пульса, дыхания, уровень сахара в крови и т.д.

Влечения, воля. основным методом является наблюдение за поведением больного, его активностью, целенаправленностью и адекватностью обстановке и собственным переживаниям. Необходимо оценить эмоциональный фон, расспросить боль­ ного о причинах его поступков и реакций, планах на будущее. Понаблюдать, чем он занят в отделении – читает, помогает сот­ рудникам отделения, играет в настольные игры или смотрит телевизор.

Для выявления расстройств влечений необходимо получить информацию от больного и персонала о том, как он питается (ест очень много или отказывается от пищи), не проявляет ли гиперсексуальности, не было ли в анамнезе сексуальных из­ вращений. Если больной – наркоман, надо уточнить, имеется ли в настоящее время влечение к наркотикам. особое внимание следует уделить выявлению суицидальных мыслей, особенно если в анамнезе были суицидальные попытки.

о состоянии волевой сферы можно судить по поведению больного. Для этого необходимо понаблюдать, а также расспро­ сить персонал, как ведет себя пациент в различное время суток. Важно знать, участвует ли он в трудовых процессах, насколько охотно и активно, знает ли окружающих больных, врачей, стре­ мится ли к общению, к посещению комнаты отдыха, каковы его планы на будущее (работать, учиться, отдыхать, праздно проводить время). Беседуя с больным или просто наблюдая за поведением в отделении, необходимо обращать внимание на его моторику (замедлены или ускорены движения, нет ли манерности в мимике, походке), имеется ли логика в поступках или они необъяснимы, паралогичны. Если больной не отвечает


на вопросы, скован, то необходимо выяснить, нет ли других симптомов ступора: придать больному ту или иную позу (нет ли каталепсии), попросить выполнить инструкции (нет ли не­ гативизма – пассивного, активного, эхопраксии). Когда больной возбужден, следует обратить внимание на характер возбужде­ ния (хаотическое или целенаправленное, продуктивное), если есть гиперкинезы, описать их.

Необходимо обращать внимание на особенности речи боль­ ных (тотальный или элективный мутизм, дизартрия, скандиро­ ванная речь, манерная речь, бессвязная речь и т.д.). В случаях мутизма надо попытаться вступить с больным в письменный или пантомимический контакт. У ступорозных больных вы­ являются признаки восковой гибкости, явления активного и пассивного негативизма, автоматической подчиняемости, ма­ нерность, гримасничанье. В некоторых случаях рекомендуется растормаживать ступорозного больного медикаментозными способами.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: