Соподчинение и читаемость форм

Художественные качества костюма возникают, когда создается единство всех первичных элементов его формы, т. е. соразмерность, согласованность и соподчиненность всех частей, создающих форму в целом.

Всякая форма состоит из частей. Эти части могут быть равнозначны и неравнозначны. Принципы неравных отношений (сходство, контраст) дают нам возможность делить форму на части по степени их значимости в системе художественного целого.

Композиционно организованная объемная форма костюма понимается как система соподчиненных частей, как их взаимодействие, в котором главные и подчиненные части взаимно усиливают друг друга, образуя единое целое. В платье прямоугольного силуэта, расчлененного на две равные части, соподчинения не возникает, есть только различие верха и низа, так как эти части равнозначны.

При неравном членении на две части такого же прямоугольного силуэта уже возникает соподчинение. Большая часть прямоугольной формы выделяется по величине и подчиняет себе меньшую часть формы (при прочих равных условиях). В случае членения формы на две неравные части имеются только два варианта выделения главной части формы: верхней или нижней.

При членении той же прямоугольной формы на три части будут уже три возможности выделения главной части (при прочих равных условиях). Разберем эти три возможных варианта.

1. Форма разделена на три равные части. В этом случае главенствует часть, расположенная посередине, как занимающая центральное положение.

2. Центральная часть формы будет главенствовать, даже если она по величине будет меньше двух крайних, но равных или равнозначных между собой форм. И, конечно, центральная часть будет главенствовать, если она будет больше, чем крайние равные части.

3. Форма разделена на три неравные части - средняя часть не равна двум крайним. В этом случае будет главенствовать верхняя или нижняя часть - та из них, которая будет больше по величине.

Исходя из этих примеров, можно вывести общую закономерность соподчинения частей формы и выделения ее главной части.

Соподчинение частей и выделение главной части у объемно-пространственной формы по отношению к подчиненной достигается неравенством их каких-либо признаков или свойств.

Композиционно организованная форма, в том числе какая-либо одежда и дополнения к ней, составляющие вместе костюм, обязательно имеет главную часть или композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Главная часть, или композиционный центр, является доминирующей в целостной композиции.

В одежде, которая обычно состоит из нескольких основных частей (платье, например,- из лифа, юбки, рукавов, воротника), композиционный центр может находиться в любом месте, т. е. в той части одежды, которую хотят подчеркнуть, выделить в зависимости от художественных задач, решаемых модельером в каждом конкретном случае.

Выделение главной части, или композиционного центра, достигается на основе закономерностей свойств элементов формы, определяющих неравенство, подчеркивающих главенство центра композиции над остальными частями. Рассмотрим эти закономерности.

Закон количества. Большее количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объему, массе или по количеству однородной отделки, будет (при прочих равных условиях) выделяться, доминировать над остальными частями. Например, при обычном масштабном соотношении частей платья: лифа, юбки, рукавов, воротника - юбка будет главенствовать над остальными частями платья. Если увеличить по величине, объемности лиф, то главенствовать будет лиф. Если «количество» будет использовано по отношению к воротнику, то над всем остальным будет доминировать воротник.

Закон центрального расположения. Расположение какой-то части на относительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть и делает ее главным композиционным центром. Понятно, что в отношении одежды центральное положение определяется ее средней частью, приходящейся на область талии.

Закон качества. Использование количества или центрального расположения для выделения главной части целого иногда оказывается недостаточным или по каким-либо причинам нежелательным. Тогда используется закон качества. В этом случае главенствует та часть целого, свойства или группа свойств которой преобладают. Например, в платье лиф является главной частью, так как, кроме его подчеркнутой величины, на нем заложены складочки, по своему качеству более активные, чем на юбке. В пальто, например, воротник становится главной частью, если его величина, а особенно качественная активность цвета и фактуры меха выделяют его над остальными частями.

Использование различной активности, качества всякого рода отделки, деталей, носящих формальный характер, является одним из приемов выделения главной части целого.

Закон смыслового фактора. Часть целого, имеющая отделку смыслового значения, главенствует над частями, имеющими отделку формального (от формы) характера. Например, если в каком-либо месте платья поместить хорошо видимую отделку, имеющую смысловое значение, например эмблему, девиз, украшение - цветы, отделку изобразительного характера - предметное изображение и т. п., то эта часть целого будет главенствовать над всеми остальными частями, привлекая к себе все внимание.

Следует сказать, что расположение отделки, имеющей смысловое значение, или украшения на каком-то конкретном месте должно, быть оправдано общей формой платья, деталями, формальными особенностями композиционного построения. Использование указанных закономерностей выделения композиционного центра может быть как раздельным (в простых композиционных связях), так и комбинированным (в сложных построениях).

В сложных видах композиции - в одежде или в комплексе одежд, составляющих костюм, возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг с другом. Каждый из этих центров, являясь доминирующим на своем участке композиции, должен быть связан с Другими или подчиняться одному главному композиционному центру.

Возможность построения нескольких соподчиненных композиционных центров позволяет организовать целый комплекс одежды в единое целое -ансамбль. Объединение композиционного центра (главной части целого) и остальных частей одежды достигается средствами построения единства и связи. Единство и связь, всех частей, одежды строятся на основе выполнения следующих условий:

1) хорошо найденных пропорций, т. е. гармоничной соразмерности всех частей одежды между собой и с фигурой человека, для которого предназначена одежда. В этом случае следует использовать закономерности простых или иррациональных отношений соизмеримости частей одежды, создающих связь, а также масштабные и массовые соотношения этих частей;

2)хорошо денных отношений, например контрастного противопоставления одних частей другим или сходства всех частей между собой по каким-либо свойствам элементов формы. В первом случае связь возникает на основе ярко выраженного различия и противопоставления частей, во втором случае - на основе подчеркнутого сходства частей целого;

3)симметричного расположения частей целого по отношению к главным осям симметрии фигуры человека или, если создают асимметричную композицию, на основе уравновешенности асимметричных частей по отношению к оси равновесия.

4) ритмических связей частей целого, т. е. на основе повторяемости элементов и интервалов составных частей одежды в единстве целого.

Выразительность композиции, ее читаемость находятся в зависимости от того, в какой мере создается зрительное движение (динамика) формы в границах силуэта костюма от подчиненных частей к главной части или к композиционному центру. Для выделения подчеркивания главного в композиции движение должно быть организовано так, что на какую бы часть костюма ни был обращен взгляд, динамика неизбежно указала бы ту часть, которая выделена художником. Такое движение создается благодаря свойствам различного ряда линий, ритма и принципа неравных отношений в членении - сходства и контраста. Чем лучше организовано это движение, тем яснее читаемость композиции костюма.

Динамика формы, возникающая при использовании свойства линий направлять наш взгляд по конструктивной поверхности формы, может быть использована не во всех частях, составляющих костюм, а только в тех из них, которые органически связаны между собой, так как невозможно иметь непрерывную линию на всех частях костюма. Организация динамики с помощью линий требует особенно вдумчивого решения, так как динамика общей формы силуэта одежды часто не совпадает с той, которую нам нужно разработать.

В той же степени для создания зрительного движения в моделировании одежды используют принцип неравных отношений членений частей одежды и других свойств элементов формы, где их различные состояния свойств при совместном воздействии вызывают динамику в сторону частей, имеющих более активные свойства. Например, при неравных членениях объемных величин общей формы какого-либо платья при их сопоставлении возникает динамика формы в различных направлениях.

Если композиционный центр совпадает с направлением движения, возникающего от определенного характера членения, то можно ограничиться лишь выделением композиционного центра. Если же композиционный центр не поддержан динамикой общей формы костюма, то следует создать зрительное движение внутри формы в направлении выделяемой части костюма, к композиционному центру.

Свойство ритма создавать зрительное движение, которое может быть распространено на все части костюма, в этом отношении имеет большое значение. Зрительное движение, создаваемое с помощью различных ритмических сочетаний элементов формы и отделки, можно использовать в пределах не только одной одежды, но и целого комплекта одежд с их самостоятельными композиционными центрами. Динамика ритмических повторений: линий, цвета, фактуры, формы и отделки частей одежды и ее дополнений - широко используется в моделировании костюма.

Образность костюма, его художественные качества обязательно связаны с принципом коммуникабельности (читаемости) художественной формы. Без этого свойства художественная форма костюма перестает быть продуктом дизайна и произведением прикладного искусства.

Образ человека в костюме, его читаемость особенно проявляются в формах костюма для театра, эстрады, цирка. Процесс организации коммуникативности такого костюма труден и сложен.

Как принцип художественной формы костюма коммуникабельность строится на широком использовании законов единства, связи и соподчинения всех составных частей костюма и образа.

 

 

 

22.Пропорциональность в соотношении частей костюма

Пропорциональным отношением называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, площадей поверхности или объемов одежды. Отношения возникают и по другим ее составным элементам: цвету, фактуре, массе, величине и др. Простые соразмерности частей одежды можно применять по отношению как к фигуре человека, так и к другим частям самой одежды. В том и другом случае получают гармонические связи соизмеримых величин. Пропорция считается одним из главных средств композиции, т.к. с ее помощью достигается гармоничность вещи и организуется ее форма. Пропорция - это рассчитанная размерная система, в котором отношения элементов формы организуют объемно-пространственную структуру. Если такая пропорциональная продуманность есть, то есть и целостность формы. Пропорции лишь тогда обретают действенную силу, когда в их основу вкладывается смысловая и функциональная сущность вещи по отношению к фигуре человека.Есть несколько несложных правил, которые следует соблюдать при выборе индивидуального костюма:1.величина деталей одежды должна быть пропорциональна телосложению (которое является врожденным качеством и не зависит от полноты) 2.плотность и узор ткани должны быть пропорциональны не только типу телосложения, но и лица 3.в выборе максимального соответствия одежды и фигуры очень помогает параметр, который можно условно назвать "пространством тела", в зависимости от него можно выделить основные группы фигур и дать конкретные рекомендации:особам невысокого роста и худеньким следует ограничить многоярусность и количество деталей в костюме.Детали одежды спокойные, небольших размеров - это касается пуговиц, карманов, воротников, строчки, всегда мелкой и максимально близкой к крою, вышивках, рисунках ткани и бижутерии; женщина высокого роста и худощавая: пространства ее фигуры достаточно для любого декора, но оно слишком "узко", необходимо "расширить силуэт", главным образом, с помощью крупных деталей. Размеры дополнений и "горизонтальных" деталей могут быть даже преувеличены, в костюме приветствуется многослойность и многоярусность; женщина низкого роста и плотного сложения: силуэт необходимо вытянуть, следует избегать всего, что делает фигуру еще объемнее - просторных одежд, хотя и затягивать ее тоже не стоит, лучше всего вертикальные детали и дополнения, избегая горизонтальных членений; высокой и полной женщине лучше выбирать средние размеры деталей, спокойный рисунок ткани, избегая мелких и слишком крупных.

 

23.ритмические и метрическая согласованность между элементами костюма

 

Ритм - это закономерное чередование соизмеримых элементов формы. К ним можно отнести конструктивные линии, декоративные, детали, фактуру, рисунок ткани и т.д.Ритм в композиции костюма является одним из средств связи всех частей, составляющих костюм. Сила связи ритма более значительна, чем всех других связей, и может распространяться не только на одежду, но и на ее дополнения.Характерным признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними. Простейшей закономерностью, на основе которой строится повторность форм и интервалов, является равенство форм и интервалов, т.е. повторение одинаковых форм через равные промежутки. Такой порядок расположения форм или элементов называется метрическим порядком.Последовательное закономерное изменение, возрастание или убывание форм интервалов называется ритмическим порядком.В том и другом случае мы имеем повторность форм и интервалов. Метрические порядки могут быть представлены тремя схемами.Основная - это повторение равных форм через равные интервалы и повторение равных форм через интервалы, которыми являются границы членения форм.Еще есть схема так называемого радиального ритма. Ряд, состоящий из одинаковых элементов и интервалов между ними, называется простым метрическим рядом, ряд, составленный сочетанием двух и более простых метрических рядов, называется сложным метрическим рядом. Ритмические порядки могут быть представлены 4 схемами:1.чередование равных элементов при изменении интервалов между ними 2.элементы формы меняются, а интервалы не меняются 3.меняются, т.е. возрастают или убывают и элементы формы, и интервалы между ними 4.элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радиальном расположении. Для придания структуре формы большей выразительности применяют различные способы ускорения движения, усиления динамичности. Ритм и метр имеют большое значение при организации формы, определяют характер и динамику формы.

 

24.масштабность

 

Под масштабностью понимается отношение величины площади форм одежды к фигуре человека и отношение величины частей между собой и ко всей форме костюма. Выбор отношения величины частей одежды к общей величине ее формы - один из способов создания выразительности, используемых в композиции. В усилении выразительности формы большую роль играет контраст малой или большой величины относительно величины общей формы. С масштабностью связаны равновесие и устойчивость масс частей формы, влияющие на различие верха и низа формы устойчивостью и неустойчивостью формы.Соотношение одних и тех же элементов (например, кармана) к общей форме будет различно в зависимости от функционального назначения костюма.В моделировании одежды часто можно увидеть примеры решения формы, соответствующей требованиям равновесия и устойчивости.Но иногда, когда нужна форма динамичная, неустойчивая, требованиями равновесия формы пренебрегают.Есть несколько несложных правил, которые следует соблюдать при выборе индивидуального костюма:1.величина деталей одежды должна быть пропорциональна телосложению (которое является врожденным качеством и не зависит от полноты) 2.плотность и узор ткани должны быть пропорциональны не только типу телосложения, но и лица 3.в выборе максимального соответствия одежды и фигуры очень помогает параметр, который можно условно назвать "пространством тела", в зависимости от него можно выделить основные группы фигур и дать конкретные рекомендации:особам невысокого роста и худеньким следует ограничить многоярусность и количество деталей в костюме.Детали одежды спокойные, небольших размеров - это касается пуговиц, карманов, воротников, строчки, всегда мелкой и максимально близкой к крою, вышивках, рисунках ткани и бижутерии; женщина высокого роста и худощавая: пространства ее фигуры достаточно для любого декора, но оно слишком "узко", необходимо "расширить силуэт", главным образом, с помощью крупных деталей. Размеры дополнений и "горизонтальных" деталей могут быть даже преувеличены, в костюме приветствуется многослойность и многоярусность; женщина низкого роста и плотного сложения: силуэт необходимо вытянуть, следует избегать всего, что делает фигуру еще объемнее - просторных одежд, хотя и затягивать ее тоже не стоит, лучше всего вертикальные детали и дополнения, избегая горизонтальных членений; высокой и полной женщине лучше выбирать средние размеры деталей, спокойный рисунок ткани, избегая мелких и слишком крупных.

 


25.Цвет в костюме
Цвет средство гармонизации костюма. Первое впечатление от костюма возникает благодаря цвету. Он является одним из важных информационных качеств предмета. Он более, чем другие признаки, эмоционально воздействует на чело века; в костюме это имеет особенное значение, поскольку при довольно стандартных современных формах костюма разнообразие моделей до стигается применением тканей раз ных цветовых комбинаций. Он дает эмоциональный толчок, это очень сильный фактор восприятия предме тов окружающего мира. Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и пр. цвет обьектной среды в частности костюма в определенных условиях приобретает значение символа. Цветовая символика изначально была тесно связана с отражением жизненных процессов. Практический опят еще на ранних стадиях развития человека подсказывал ему связь между предметами природы и их цветом. Эти связи закреплялись у человека на прочных ассоциациях и в связи с этим постепенно в сознании человека вырабатывалось отношение к цвету как к носителю вполне определенного содержания, играющего роль знака, символа. Так, различные цвета использовались не только в формировании предметных атрибутов. Но и духовной культуры- в ритуалах первобытной магии, в погребальных обрядах. Одно из основных свойств цвета- это его многозначность. Разное отношение у различных народов к одному и тому же цвету объясняется природными условиями, традициями, эстетическими и религиозными нормами. Цвет- информативность костюма.(сосл.принадлежность. профессия и пр.)
На протяжении длительной истории развития культуры цвет, обладая огромным эмоциональным потенциалом, превратился в средство художественно-образного отражения действительности.
Цвет имеет следующие характеристики: насыщенность(определяется наличием основного цветового тона в цвете и степенью разбеленности),хроматические/ахроматические
(по степени приближения цвета к черному или белому), изменение цвета при изменении освещенности., теплые/холодные цвета, контрастные(одно из главных средств композиции, стремящийся выразить динамику, драматизм, обострить восприятие костюма)/родственно-контрастные и пр. Кроме того на восприятие влияет окружающая среда, цветовое окружение костюма.
В костюме необходима гармония, в том числе цветовая. Цвет как средство композиции, тесно связан с фактурой материала, формой, пропорциями,масштабом, нюансом и пр. при сочетании этих факторов можно решить множество задач в костюме: добиться наибольшей выразительности, используя особенности зрительного восприятия, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатк фигуры человека. В целом для того чтобы правильно использовать цвет в одежде, необходимо подбирать цветовую гамму костюма(ансамбль, комплект и пр.) с учетом своего стиля, индивидуального облика, принимая во внимание соответствие цветовых сочетаний функциональному значению, форме, фактуре материала костюма.

26. Симметрия и асимметрия в организации костюма. Классификация групп симметрии.
Симметрия и асимметрия в организации костюма
Понятия симметрии и асимметрии традиционно рассматривались как эф фективные средства композиционной организации формы в костюме и ее композиционных элементах.
Симметрия - равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части.
Асим метрия понятие противоположное, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.
Эти понятия предусматривают наличие простейших элементов, назы ваемых осями и плоскостями симметрии, которые способствуют объединению композиции вокруг себя, обеспечивая цельность решения и восприятия форм костюма. Наряду с основной осью симметрии в костюме возможны дополнительные оси, которые характеризуют расположение отдельных элементов.
Преобладание симметрии или асимметрии в решении костюма связано прежде всего с назначением костюма. Так, в повседневной одежде, особенно в верхней, наиболее приемлемо решение на основе симметричного расположения деталей и частей формы, тогда как в нарядной одежде, наоборот, асимметрия дает более динамичные, напряженные в художественном отношении формы. Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии.
В современной научной и художе ственной практике симметрию и асимметрию рассматривают не только как средства внешней организации формы, но и как метод или принцип морфологического строения отдель ных явлений, форм и даже процессов.
Элементы симметрии. Если пред ставить форму костюма как обо лочку фигуры человека, то элементы симметрии необходимо рассматри вать в системе фигура форма. Про стейшими элементами в этом слу чае будет плоскость симмет рии, проходящая по центру фрон тального силуэта и разделяющая его на две морфологически равные части. Посредством зеркального отражения в плоскости симметрии равные части системы фигура форма поменяются местами, а сама система придет в са мосовмещение. Эта операция логический прием, помогающий воссоз дать пластический образ проектной идеи формы.
Осью симметрии называет ся вертикальная линия, расположен ная в плоскости симметрии и пер пендикулярная плоскости основания. Система совмещается сама с собой при условии поворота ее относитель но оси на некоторый угол; порядком оси называется число, показывающее, сколько раз фигура совместится сама с собой в результате произведенных поворотов.
Это же число показывает, насколько геометрически равных час тей может быть разделена форма, имеющая ось симметрии.
Система фигура форма, как пра вило, имеет ось первого порядка, т.е. совмещается с собой при полном повороте на угол 360. Так как этот поворот практически не изменяет положения системы, результат экви валентен отражению в плоскости симметрии. Отсюда следует, что зер кальная ось первого порядка и плоскость симметрии есть один и тот же элемент симметрии.
Ось двойного порядка, или двой ная ось, присутствует в форме в том случае, если первое совмещение системы с собой происходит при повороте на угол 180... Осям третье го, четвертого, шестого и т.д. поряд ков соответствуют углы поворота на 120, 90, 60 и т.д. Эти понятия при менимы для характеристики систем фигура форма в случае ее асиммет ричных решений, а также для харак теристики модного ракурса. За даваясь симметрией с двойной осью, мы имеем в виду описание ориги нального решения формы со стороны спины, а имея симметрию с осью четвертого порядка, оригинальные объемы или части объемов или де-
талей, повторяющиеся в системе четыре раза.
Асимметричные системы не имеют никаких элементов, кроме осей пер вого порядка. Эти системы не могут быть приведены в самосовмещение никакими другими симметрическими преобразованиями, кроме поворота на угол 360 вокруг любой прямой. Однако асимметричные формы, так же как и симметричные, подчи няются своим законам, в соответ ствии с которыми оси и плоскости симметрии деформируются, целиком преобразуя исходную форму. Эти де формации эквивалентны ряду геомет рических преобразований классичес ких, афинных, криволинейных групп движений. Все эти движения или преобразования объединяются в груп пу гомологии. Гомологически равны ми в этом случае считаются формы криволинейно симметричные, преоб разуемые друг в друга однородными деформациями. Оси гомологии в отличие от осей симметрии представ ляют собой оси косых поворотов вокруг прямой, сложных простран ственных изгибов и кручений. Все эти преобразования рассматриваются как отдельные группы симметрии, имеющие свои законы движений.
Классификация групп симметрии:
Классическая симметрия. Преобразо вания классической симметрии ме няют пространственное положение, оставляя неизменными ее метричес кие свойства: длину и ширину. Эти преобразования характеризуют два типа геометрического равенства зеркального и совместимого.
Зеркальное равенство подразуме вает физическое равенство форм или отдельных частей формы, нерав но ориентированных в пространстве. Совмещение форм друг с другом происходит при условии отражения ее от некоторой условно вообра жаемой плоскости, которая назы вается плоскостью отраже ния. В этом случае формы остаются прежними, но они как бы меняются местами, правая форма становится левой, а левая правой.
Совместимое, или переносное, ра венство будет наблюдаться в том случае, если формы при наложении совмещаются всеми своими точками. Необходимым условием этого равен ства является движение в задан ном направлении. При таком преобра зовании форма остается неизменной на всем протяжении времени.
Поворотное равенство удовлетво ряет условию поворота исходной фи гуры как вокруг оси симметрии, так и в плоскости симметрии. Для задания этого движения необходимо указать направление и угол поворота.
Афинная симметрия. Преобразования афинной симметрии меняют про странственное расположение исходной формы при условии ее одно родных деформаций. Формы считают ся неизменными относительно преоб разований растяжения, сжатия, сдви га. Растяжением называется такое изменение в геометрии формы, при котором сохраняет свое перво начальное положение одна плоскость, называемая плоскостью растяжения. Все другие параллельные ей плос кости перемещаются в направлении растяжения.
Сжатие есть операция, проти воположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.
Сдвигом называется такое преобразование формы, при котором остается неподвижной так называе мая плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости переме щаются в самих себе по направлению сдвига. Особенностью этого преобра зования являются условия сохране ния объема при непременном измене нии пластики. Величина сдвига про порциональна расстоянию от плос кости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плос кости перемещения.
Симметрия подобия. Преобразова ния симметрии подобия являются частным видом афинной группы. Подобно равными считаются все фи гуры одной и той же формы. Прос тейшим видом симметрии подобия является операция К. Она заклю чается в переносе всех подобных частей формы в параллельное поло жение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Прямые, проходящие через соответствующие точки, сходятся в опре деленной точке, которая называется особенной. Уменьшающиеся формы исчезают в особенной точке, увеличивающиеся уходят в бесконеч ность.
Более сложной является операция подобия. Она слагается из после довательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и опе рации К. Соответственные части раз вивающихся таким образом форм должны лежать на логарифмической спирали. Эта операция именуется спиральным движением вокруг оси подобия, а ось обозна чается символом Ь. При этом угол поворота может иметь любую долю полного оборота.
Криволинейная симметрия. Криво линейная симметрия свойственна био логическим формам. Сущность ее заключается в определенной дефор мации, переводящей формы из прямолинейных в криволинейные. Ос новными преобразующими опера циями являются: изгиб, сдавливание, слом, кручение исходной симметрич ной формы.
Изгибом называется такая деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.
Сдавливанием называется деформация, изменяющая симмет ричную форму в месте приложения деформирующего усилия, в результа те форма сохраняет массу, но суще ственно меняет пластику.
Сломом называется такая де формация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей. Их может быть несколько в зависимости от заданного движения оси.
Кручением называется со ответствующий процесс деформации обычной симметричной формы в пра вую или левую сторону. В резуль тате форма приобретает новую про странственную ориентацию и соот ветствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины при ложенного усилия.
Эти понятия общенаучной теории симметрии являются наиболее прием лемыми для проведения соответст вующей классификации форм костю ма.
Классификация форм костюма. Основанием для определения класса симметрии или асимметрии наблю даемой формы костюма является соблюдение следующих условий:
фиксация исходного варианта фор мы и ее вертикальной оси в непо движном состоянии;
сравнение движения наблюдаемой формы с положением неподвижных элементов исходной формы;
фиксация вертикальной оси наблю даемой формы, которая возвращает ее в исходное положение.
На основе этих условий произ водится мысленное обобщение на блюдаемых форм и построение идеа лизированных моделей формообразо вания. Для большей наглядности и убедительности в рисунках приведен адекватный материал из различных областей научной и художественной практики.

27 контраст и нюанс в костюме
Принципы связи элементов в системе костюма
Элементы структуры формы взаимосвязаны, но принципы этой связи различны.
Первый, наиболее распространенный, который используют художники при построении формы или отдельной ее части, принцип пластической сопряженности; второй контраста, подобия и нюанса; третий пропорциональности; четвертый ритмической и метрической согласованнос ти; пятый симметрии и асимметрии.
Используя эти принципы, художник создает произведение, несущее в себе динамический заряд той или иной степени интенсивности, строит динамическую структуру.
Пластическая сопряженность частей костюма
Понятие "пластическая связь" заимствовано из области скульптуры, где внимание художника сосредоточено на максимальном выражении развития пластики формы. Пластическая идея не имеет такой определенности, как идея, высказанная в словах, она лишь перекликается с ней, связывается с ней нитями тонких и сложных ассоциаций. С позиции искусства, которое живо глубокими идеями и переживаниями, понятие "пластичность" в костюме выражает не только внешние связи, но и внутреннее психологическое состояние того, кто носит этот костюм.
Пластическая сопряженность характеризуется постепенными переходами от одной части формы к другой. Чтобы создать модель обуви, сумки, необходимо проанализировать не только общий образ костюма, но и современную или модную пластику фигуры, принятую на данном периоде, и характер связи формы костюма и человеческой фигуры. Например, если костюм сильно приталенный и решен в легких, изгибающихся линиях, то и обувь приобретает черты изысканной грациозности в перейменной части и решается в тех же линиях. Элементы каждой формы могут быть взаимосвязаны по принципу подобия или контраста, т.е. либо все части костюма построены на повторении одного элемента, либо они противопоставляются по форме, цвету, степени объемности, степени напряжения. Нюансом обозначается переходное состояние между подобием и контрастом.
Контраст противопоставление, борьба разных начал в форме всегда широко использовался художниками на протяжении всей истории искусств. В отличие от нюансных сочетаний контраст раскрывается сразу и вызывает соответствующую реакцию зрителя. Низкое противопоставляется высокому, тонкое массивному, ажурное монолитному, круглое прямоугольному и т.д.
Контраст направлен на обостренность восприятия формы. Выразительность скучной геометрической формы можно повысить, использовав контрастные взаимодействия ее внутренних линий, цвета, фактуры. Однако роль контраста в форме различна: в одних случаях он обусловлен конструктивной основой формы, в других средствами организации ее структуры.
Контраст, являясь активно действующим средством восприятия, имеет и отрицательные стороны: быстро вызывает утомление психики, при частом употреблении вещь быстро надоедает. Поэтому при использовании контрастных сочетаний необходимо соблюдать определенную меру, соответствующую назначению вещи, и применять их в изделиях нарядных, не повседневных. При контрастных взаимодействиях элементов трудно создать гармоничную форму.Контрастными могут быть геометрический вид, масса, элементы формы, материал, цвет.
Принцип подобия считается соблюденным в костюме в том случае, если взятый за основу один элемент или один геометрический объем развивается, повторяется в различных вариациях.
В основе структуры формы народных костюмов с точки зрения геометрической характеристики чаще всего лежат прямоугольник и трапеция, которая является самой многообразной формой из всех прямых форм при их малом количестве. Непрерывно изменяющаяся форма трапеции всегда красива и разнообразна.
Два геометрических вида формы трапеция и прямоугольник путем разнообразных сочетаний образуют бесконечное множество вариантов, с помощью которых можно выражать напряженность и контрастность формы или смягчать и нивелировать ее.
Нюанс. Контраст и подобие определяют основную структуру формы, но в то же время вызывают необходимость дополнения ее иногда более мягким, живописным, эффектом. Нюанс создает дополнительные связи между элементами, способствует гармоничности решения. В изделии, построенном на контрасте, обязательно есть элементы, имеющие черты подобия, оттенки сходства. Нюансные проработки элементов формы, легкий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать еще более выразительно и образно. К нюансировке обычно прибегают на заключительных этапах разработки модели изделия, однако характер нюанса предусматривается художником на самой ранней стадии разработки проекта.

Крабэ:
28. Проектирование системы "коллекция" одежды. Типы коллекций.
Коллекция- совокупность предложений новых моделей, которая построена на согласовании связи и развитии определенных пластических идей и раскрывает эмоционально-художественную выразительность через образы в костюме.
Все модели объединяются на основе идеи, стилистического решения, девиза, согласование, единство форм, конструкции. Структура материалов, цветовая гамма.
Виды коллекций одежды. Коллекции подразделяются на несколько видов:
перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, на будущий сезон, представляют новые стили и тенденции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих домов моды), коллекции "прет-а-порте", соданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны "заостренные" формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются данные прогнозов моды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данные об изменении цветовых предпочтений и т.п. Коллекция "прет-а-порте" одновременно является промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы;
промышленные базовые коллекции предлагают концепцию ассортимента непосредственного внедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, и они предназначены для массового производства. Такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды (например, на Парижском салоне или ярмарке моды в Дюссельдорфе) для представителей торговли. Для промышленных коллекций характерны "смягченные" формы, уже апробированные решения. Модные тенденции в этих коллекциях скорее воплощаются в определенных структурах материалов и цветовой гамме;
авторские коллекции выражают творческую концепцию дизайнера. Автор-ми коллекциями являются коллекции высокой моды и коллекции "прет-а-порте", созданные известными модельерами, предназначенные для индивидуального клиента или массового потребителя, а также коллекции, созданные для демонстрации на международных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, для участия в творческих конкурсах;
коллекции специального назначения, например коллекции школьной одежды, коллекции форменной одежды.
Все перечисленные виды коллекций дифференцируются исходя из следующих признаков:
ассортимент: могут быть коллекции пальто, костюмов, купальников, брюк и т.п. в зависимости от профиля фирмы;
сезонность: как правило, новые сезонные коллекции демонстрируют два раза в год (на сезон осень/зима и сезон весна/лето). Однако крупнейшая промышленная ярмарка моды в Дюссельдорфе перешла на демонстрацию новых коллекций четыре раза в год: на осень, зиму, весну и лето;
возрастная категория: коллекции одежды для грудных детей, коллекции одежды для тинейджеров и т.п.;
конкретное назначение: коллекции домашней одежды, одежды для сна, для спорта, отдыха и т. п.
Кроме того, коллекции подразделяются на следующие группы в зависимости от того, кому они предназначаются: индивидуальный гардероб (для индивидуального клиента); массовые (для определенного типа потребителей); групповые (для определенной группы людей): а) коллекции форменной одежды (школьная форма, форма муниципальной милиции и т.п.), б) коллекции фирменной одежды (для работников Аэрофлота, торговых фирм и т.п.), в) коллекции одежды для представительств и делегаций (например, для национальной команды на Олимпийских играх и т.д.).
Работа над новыми коллекциями.
создание новой коллекции предполагает следующий порядок:
1) формируется концепция перспективной моды на основе прогноза моды, которая воплощается в коллекции тканей и других материалов для изготовления одежды. Новые тенденции в структуре материалов и модной цветовой гамме демонстрируются на салонах тканей за полтора года до сезона (например, на парижском салоне "Премьер Визион" и ярмарке тканей "Интерштофф" во Франкфурте-на-Майне);
2) создаются перспективные коллекции высокой моды, которые демонстрируются за полгода до сезона: на сезон весна/лето - в январе, на сезон осень/зима - в конце июля - начале августа (хотя предлагаемые в них стили и тенденции в массовой моде могут реализоваться гораздо позднее), а также коллекции "прет-а-порте", которые демонстрируются за семь-восемь месяцев до сезона: весенне-летние - в сентябре - начале октября, осенне-зимние - в феврале;
3) разрабатываются и создаются промышленные массовые коллекции, которые развивают перспективные тенденции, появившиеся в коллекциях высокой моды и "прет-а-порте". В массовых коллекциях новые стили разрабатываются примерно 1,5 - 2 года спустя после их появления в перспективных коллекциях, а в некоторых случаях - с еще большим запозданием. То же можно сказать и о модных тенденциях в коллекциях мужской одежды, которые "опаздывают" на 1,5 - 2 года по сравнению с коллекциями женской одежды.
Структура коллекции
Чаще всего коллекция состоит из блоков моделей, объединенных назначением, единством силуэта, цветового решения и т. п. Традиционно коллекция высокой моды состояла из следующих блоков-"выходов": верхняя одежда (пальто, плащи, костюмы - в зависимости от сезона), костюмы, платья для города, платья для коктейлей, короткие вечерние платья, длинные вечерние платья, бальные платья, свадебные платья.
Но все-таки большинство дизайнеров придерживаются традиционной структуры коллекции:
верхняя одежда;
повседневная одежда;
одежда для отдыха, спорта, для туризма и т.п.;
одежда нарядная, праздничная и вечерняя;
одежда специального назначения - для торжественных случаев, свадебная.
Признаки коллекции:
1.цельность
2.единство стиля, творческого метода, структуры материала, цвет.гамма

3.единство типов и образов
Можно выделить разные типы коллекций:
1.к.методические, утверждающие моду
2.к.для выставок и спец.назначения
3. для промышленного и массового производства
4.программные
5.перспективные
6.промышленные базовые коллекции, которые вырабатывают концепцию ассортимента
7.рекламные
8.пропаганда моды, показывающая возможности и другие целевые предназначения.

29. Системный подход к построению коллекции. Закономерности композиционного построения системы коллекция.
Системный подход к построению коллекции:
1. формирование концепции коллекции. Поиск обобщенного пластического решения, проходящего через все ассортиментные группы коллекции. Поиск единого конструктивного решения всех форм коллекции. Поиск новых сочетаний пропорциональных отношений у различных комплектов. Поиск цветовой гаммы, структуры материала, отделки, вариантов применения нетрадиционных материалов.
2.базовая стадия- разработка программы коллекции
3. завершение- создание сценария, композиции коллекции вцелом.
Блок моделей, коллекция может состоять из комплектов, ансамблей и единичных изделий (выставка аксессуаров и пр.)
Закономерности построения системы коллекция.
Основными средствами объединения моделей костюмов в коллекции являются отношения, пропорции и ритмика первичных элементов формы костюмов, их составных частей, их особенностей.
Связь форм костюмов в коллекции образуется на основе первичных элементов формы и их свойств с использованием отношений между ними - тождества, сходства или контраста, а также пропорций частей форм, различных видов ритмики, повторов, симметрии или уравновешенной асимметрии.
Коллекцию можно разрабатывать на основе костюмов в системе "комплект" или в системе "ансамбль" или используя в коллекции оба вида систем.
Заметим сначала, что не все в коллекции может быть связано по любому виду первичных элементов формы или их свойств (это может привести к однообразию и монотонности) и не все средства связи можно применять в равной мере.
Разберем возможные виды образований связей костюмов в коллекции по его определяющим формальным признакам. Таких видов связей в коллекции четыре, так же как и для систем "комплект" и "ансамбль".
1. Коллекция строится на отношении тождества первичных элементов формы, составляющих ее костюмы. Связь здесь образуется вследствие повторения во всех костюмах какой-то формы, например геометрической (в силуэте одежды), или материалов. Связь костюмов может быть основана на тождестве каких-либо свойств, особенностей форм (например, все костюмы имеют одинаковую динамику форм, или малую объемность форм, или одинаковое членение форм и т. д.).
2. Коллекция организована на отношении сходства составных первичных элементов форм, т. е. на преобладании сходства, а не различия. В данном случае сходными могут быть: виды геометрических форм, силуэты, линии, величины, массы, цвет и фактура материалов, степень динамичности или статичности форм и др.
Подбор цветов можно вести в последовательном нарастании сходства или различия тональности, степени светлоты, степени теплоты и холодности, рядов родственных сочетаний. Подбор масс может варьироваться в их последовательном уменьшении или увеличении в формах костюмов), изменение массы достигается изменением величины формы, ее членением, а также использованием свойства цвета и фактуры материалов).
Для связи моделей в коллекцию можно применять декоративные линии и отделку с последовательным их изменением сходства от одного костюма к другому и т. п. Возможности достижения выразительности связи костюмов в системе "коллекция" в этом случае значительно шире, но требуют большего внимания и больших усилий художника.
3. Коллекция, построенная на отношении контраста составных элементов форм, является наиболее трудной в решении, но зато и очень эффектной, выразительной. Для композиционной связи здесь также можно использовать свойства любых первичных элементов формы, противопоставляя эти свойства друг другу, увеличивая или уменьшая их контрастность, а также противопоставляя одну форму другой или всем другим или находя другие способы выделения форм, объединяемых в коллекцию.
При подборе цвета контрастные отношения строятся на сочетании цветов: дополнительных, теплых и холодных, черного и белого.
При подборе масс используются противопоставления легкого и тяжелого, малого и большого.
При подборе силуэтов и линий противопоставляют объемное и линейное, вертикальное и горизонтальное, широкое и узкое, острое, угловатое и плавное, округлое. Сопоставляя формы динамичные и статичные, устойчивые и неустойчивые, следует помнить, что связи, построенные на контрасте, хотя и наиболее выразительны, но требуют определенного чувства меры, не позволяющего перейти границы, за которыми связи теряются и происходит распад коллекции на самостоятельные формы. Поэтому число составляющих коллекцию моделей ведущих форм, связанных контрастным отношением, следует ограничивать.
4. Коллекция моделей строится на основе ритма, на повторении в определенной последовательности различных элементов формы, таких как цвет, фактура, линии, или каких-либо деталей, частностей через различные, но закономерные интервалы (метрические и ритмические порядки). Связи моделей в коллекции, построенной на использовании ритма, наиболее действенны, прочны и могут быть использованы для любого числа ведущих форм моделей.
Приведенные виды композиционных связей используются при проектировании коллекции как раздельно, так и в сочетании друг с другом, в различных комбинациях.
Анализ композиционных связей моделей в коллекции позволяет понять принцип организации любой коллекции как художественной системы, обнаружить ее слабые звенья и устранить эти недостатки еще в процессе графического или макетного проектирования ведущих форм.

 

 

 

 






















































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: