double arrow

Система права: понятие и структура. Основные критерии выделения структурных элементов системы права. Система современного российского права.


(Лекция Лясковского)Система права – это управляющий центр, который относится к объективным, субъективным системам и воздействует на государство, получая импульсы от общества, от социальной, естественной среды, побуждая субъектов правотворчества отменять объективно устаревшие нормы, изменять, устранять противоречие, обеспечивая тем самым процесс развития общества.

Для формирования эффективного активного типа государственно-правовых систем имеет большое значение процесс институциализации в обществе, то есть формирование необходимых социальных, в том числе государственных и правовых институтов при наличии предпосылок, оснований для этого.

От того насколько государственно-правовые институты по своей структуре, внешним связям отражают тенденции прогрессивного социального развития, потребность общества зависит становление того или иного типа государственно-правовой системы.

Понятие и виды правовых систем.

 Система права требует контроля, чтобы не нарушить взаимосвязь между правовыми нормами. В большинстве учебников понятие «законодательства» включает в себя закона и подзаконные акты. Вместе с тем это не совсем верно, также нужно включать: правовые обычаи, прецеденты, принципы.

 Два пути согласования норм и принциповмеждународного права ивнутреннего законодательства:

1) нормы и принципы международного права действуют непосредственно, если они ратифицированны,

2) нормы и принципы международного права начинают действовать после включения их в действующее законодательство (приведение их в соответствие).

 Право по мере своего развития и развитие общества приобретает ряд системных свойств. Единство, взаимосвязь между нормами, которые появляются в разное время, в разных условиях объясняется как минимум двумя факторами, то, что эти нормы связывает общий предмет регулирования или охраны, т. е. конкретный вид общества отношений, а также специфика методов воздействия норм права на поведение участников этих отношений.

Исторически, когда право получает импульс в своем развитии от формирующего государства, формируются общности норм публичного характера (т.е. государство формирует свои институты власти на основе первичных норм в сфере политических отношений и экономики). Первично с государством складывают нормы государственного права, появляется их совокупность, затем правитель стремится закрепить нормы в экономике и в социальной сфере, санкционируя определенные обычаи. По мере укрепления институтов власти и порядка реализуется потребность в создании норм права, обеспечивающих частные и корпоративные интересы, позволяющие людям сотрудничать между собой в различных сферах. Благодаря предмету и методу регулирования при поступательном развитии общества складывается система права. Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно обусловленная внутренняя структура права, которая определяется совокупностью норм права, связанных между собой функциональной направленностью (предметом и методом регулирования и охраны) и юридической силой.




 Система законодательства – функционально и предметно-обусловленные хронологически – иерархически связанная совокупность законов, подзаконных актов, правовых обычаев, юридических прецедентов (административные, судебные) принципов, нормативно-правовых договоров, взятых в их полноте и единстве.

 С понятием нормативно-правовой договор прочно связаны понятия типового и примерного договора (один из вариантов соглашения в данной сфере отношений, предлагаемы его разработчиками для внедрения на практике).



 Другое дело типовой договор – это разновидность документального соглашения, разработанного и внедренного участниками в определенной сфере отношений и, в последствии, санкционированный (рекомендованный) отраслевым органом государства для внедрения на практике.

 Типовой договор близко подходит к нормативно-правовому договору, но типовой договор - это государственная рекомендация, а нормативно-правовой договор имеет общеобязательную силу.

Система права и система законодательства имеют различия, хотя и органически связаны между собой .

Отличия:

1) в основе системы права лежит правовая норма, а в основе системы законодательства его источники (закон, принцип, прецедент, договор и др.)

2) система права складывается исторически, постепенно в результате процесса правообразования или отторжения правовых норм. Система законодательства в большей степени подвержена субъективному усмотрению законодателя или иного субъекта правотворчества. Сама по себе система законодательства состоит из объективных институтов, доступных каждому.

Нормы права объединяются в некие общности и обособляются в них на основе своего специфического предмета и метода правового регулирования или охраны.

Предметы правового регулирования:

· политические,

· экономические,

· социальные,

· информационно - коммуникативные,

· финансовые.

На практике имеем дело со специфическим предметом правового регулирования – потому, что общности правовых норм всегда комбинация предметов правового регулирования. Выделяется отрасль права – совокупность однородных правовых норм, подотрасли права, институты права.

Методы правового регулирования:

· императивные (обязывание, запрет),

· диспозитивные (дозволение, поощрение, рекомендательный метод).

По мнению многих ученых можно выделить третий критерий для структуризации системы права - усмотрение субъекта правотворчества.

У системы законодательства тоже есть структурные критерии, один из которых совпадает с системой правовой – предмет правового регулирования, а также критерии:

· хронологический,

· субъектов правотворчества,

· метод правового регулирования (но этот критерий трудно определять).

Метод – совокупность средств воздействия на поведение участников отношения, характеризуемы:

1) порядком установления прав и обязанностей;

2) степенью автономности субъектов, установленных прав и обязанностей;

3) способом защиты установленных прав и обязанностей.

Структура системы права.

В рамках системы права исторически сложились такие структурные образования как:

1) публичное и частное;

2) материальное и процессуальное;

3) международное и внутригосударственное;

4) коллизионное.

Коллизионное – совокупность норм права, предусматривающих порядок разрешения противоречий между нормами различной юридической силы.

Виды коллизий:

1)между центральными и региональными нормами;

2)международная и внутригосударственная норма (ратифицированные акты);

3)между федеральными нормами, субъектов федерации и местного самоуправления (по вопросам совместного ведения);

4)между нормами одинаковой юридической силы.

Публичное право – совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих отношение по поводу интересов и потребностей всех и каждого (общества в целом), в котором государство выступает как полновластный субъект.

Частное право – это совокупность правовых нор, регулирующих общественные отношения, в которых реализуются интересы и потребности индивидов, социальные групп и организаций, основанных на невмешательстве государства в процесс удовлетворения этих интересов указанными субъектами.

 Есть чисто публичные отрасли права: - процессуальные (уголовные, гражданские). Чисто частных отраслей права не существует (они подкрепляются нормами публичного права).

Процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих властную деятельность, уполномоченных субъектов и заинтересованных лиц, направленную на решение конкретных юридических дел, связанных с реализацией прав и обязанностей в тех случаях, когда без участия этих субъектов права и обязанности реализованы быть не могут.

Международное право - это совокупность правовых норм, предусмотренных актами международных сообществ и международными договорами (либо действует непосредственно, либо на основании этих норм создаются и действуют внутригосударственные нормы).

Наряду с понятием система права в юридической литературе используется понятие правовая система. В состав правовой системы включают систему права, систему законодательства, правосознание, правотворчество, правовую культуру, толкование и реализацию права, и юридическую практику.

Понятие правовая система относится к конкретной стране – национальная правовая система, тем не менее между правовыми системами различных стран есть нечто общее, позволяющее классифицировать правовую систему. Рене Давид выделил критерии:

· преобладающий источник или форма права,

· техника и юридическое содержание правовых норм,

· идеологическая направленность.

На основании этих критерий Рене Давид выделил четыре семьи правовых систем:

1) романо-германская семья (преобладающий источник – нормативно-правовые акты и договоры, нормы права становятся основным источником возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; приоритет прав личности – либерализм);

2) англо-саксонская семья – семья общего права (преобладающий источник – прецедент; основа прав и обязанностей содержится в прецеденте судебной практики; консерватизм);

3) идеализированные семьи:

· социалистическая правовая семья (близка к романо-германской семье, основной источник – нормативно-правовой акт; предельная регламентация прав и обязанностей участников отношений; преобладание публичного над частным правом; приоритет общественных интересов над личными);

· религиозная правовая семья (преобладающий источник – религиозные постулаты, переносимые в нормативно-правовые акты; преобладающие юридически обязанностей над правами; религиозное подвижничество, право на восстание против тирании).

Обновление правовых систем по следующим направлениям:

1) унификация норм,

2) окультурация норм (совершенствование правовой нормы с учетом международного опыта),

3) рецепция (заимствование отдельных правовых институтов, принципов из других правовых систем).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: