double arrow

Исторические этапы развития туризма

Экономика туризма как наука

Туристика – наука включающая: функции туризма, экономику туризма, планирование туризма.

Экономика туризма – самостоятельная научная эконом. дисциплина, исследующая процессы и явления, происходящие в период производства и реализации туристских товаров.

Предмет экономики туризма – эк отношения, кот. складываются в процессе производства, распределения и потреблении тур. продуктов и услуг, предназначенные для удовлетворения потребностей клиента.

Экономика туризма изучает механизм действия и используется основных экономических законом, применяемых в туризме, а также процессы удовлетворения потребности людей в путешествии, восстановлении своих сил.

Объект экономики туризма – тур. предприятия и его хозяйственный механизм.

Хозяйственный механизм тур предприятия – совокупность организации эк. форм и методов, с помощью которых осуществляется тур. деятельность.

Элементы: - управление экономическим потенциалом, - управление финансовыми ресурсами, - инвестирование и кредитование, - планирование и организация оплаты труда, - организационная структура управления.

Уровни экономики туризма:

*микро уровень (уровень фирмы, экономика тур. предприятия)

*макро уровень (туризм как самостоятельная отрасль национальной экономии)

*интер уровень (туризм как самостоятельная часть)

Задачи:

- сформулировать целостную систему знаний об экономике туризма

- конкретизация и определение категориального аппарата

- раскрыть взаимосвязь между понятиями

- разработка экономической политики в сфере туризма

- анализ состояния национального туризма

- продвижение нац. тур продукта на мир рынок

- определение новых направлений тур деятельности и обоснование их эффективности

- разработка региональных программ развития туризма

- создание инвестиционных программ

Сущность туризма как вида экономической деятельности

Эк. характеристики туризма:

- туризм: результат передвижения людей по различным маршрутам

- туризм включает 2 элемента: путешествие в пункт назначения и остановка в том пункте назначения.

- путешествие – выезд из страны или региона где турист постоянно проживает

- туризм – временное передвижение туриста по тур маршруту

- туризм – путешествие не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли

- туризм – активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физ. развития человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

3 группы определений туризма:

1) определение, характеризующее туризм как разновидность рекреации. Туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествие, совершаемое с целью познания тех или иных районов, новых стран.

2) определяет туризм как одну из форм миграции населения, связывает туризм с актом движения. Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах находящихся за пределами их обычной среды с течением периода, не превышающего 1 года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

3) туризм как сложное соц.- экономическое явление. Туризм – соц.-эк. система, которая имеет свою собственную структуру, в которую входят субсистемы и элементы этой системы.

С другой стороны – это система явл. составной частью 3-х взаимосвязанных суперсистем: общество, экономики, природная среда.

Туризм – деятельность, которая предполагает  перемещение лиц, связанная с тратой доходов, целью которой является использование предложенных услуг по отдыху и развлечениям предприятий, в котор. вложены определ.  ср-ва для получения прибыли.

Общий классификатор экономической деятельности.

Туризм – вид эконом.  деятельности, состоящий из ряда многоаспектных процессов производства тур продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.

Виды туризма определяются по формам путешествия, целям, регионам отдыха, способам организации и т.д.

Средства туризма - это способы:

- организации тур деятельности (маршруты)

- перемещения и способы транспортного обслуживания

- способы тур. обслуживания (проживание, питание…)

Формы туризма зависят от типа организации тур деятельности.

- индивидуальные

- групповые

Исторические этапы развития туризма

1) до начала XIX в. — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

2) XIX в. - Первая мировая война — революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;

3) период между двумя мировыми войнами — начало становления массового туризма;

4) после Второй мировой войны – формирование тур индустрии, характеризуется массовостью, формированием инфраструктуры, увеличивается число тур. предприятий, массовое строительство средств размещения, массовый конвейерный туризм превращается в дифференцированный. Из предмета роскоши переходит в потребность.

Первый этап (до 19 в.) определяется как предыстория туризма. В античные времена основными мотивами путешествий являлись торговля, образование, паломничество, лечение. В средневековье усиливается религиозный характер путешествий. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.

Второй этап (19 в. – 1-я мировая война) в истории туризма характеризуется революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретения парохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Третий этап (между двумя войнами). Первая мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм, расцвет которого приходится послевоенные десятилетия.

Четвертый этап. После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств размещения, объектов туристской инфраструктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: