Наиболее распространенным методом изучения потенциального потребителя является сегментация.
Сегментация – это выделение относительного однородной группы людей, выделение однородных звеньев рынка (сегментация рынка).
Деление рынка на сегменты проводится по следующим критериям:
1. Социальный (соц. - демографический)
пол, возраст, профессия, религия, национальность
возраст: - детский (до 18 лет); молодежный (до 30); туризм зрелого возраста (от 30); туризм сеньоров.
по доходу: - социальный туризм; люкс-туризм; недорогой туризм; эксклюзивный.
2. географический
- по стране прибытия: внутренний, въездной, выездной
- по целям поездки
- по регионам страны проживания
3. психологический (дает характеристику поведения туриста)
- мо мотиву: деловой, рекреационный, спортивный….
- сезонность: межсезонье, основной сезон, по месяцам
- организация: самостоятельно, через фирму
- по форме: индивидуальный, групповой
- по средствам размещения
- по длительности: долгосрочный, среднесрочный…
- источник финансирования: социальный, сегментный бюджет…
Эксперты ВТО на основе комбинации по признакам уравнения дохода и уравнения образования выделяют и сегменты тур. рынка:
1. лица со средним или низким уровнем дохода.
Отдых определяется уровнем цен. Нет стремления к резким сменам впечатлений, они чувствительны к сменам цен. Данный сегмент – основа массового туризма.)
2. лица с уровнем дохода выше среднего.
Как правило, имеют высшее образование или среднее. Отдых комбинируется с познавательным процессом.
3. лица с высоким уровнем дохода.
Имеют, как правило, высшее образование путешествуют на 2-3 недели. Лица среднего и третьего возраста.
4. высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, обычаев других народов. Характеризуется разным уровнем доходов, немногочисленностью.
Каждому из этих сегментов должно соответствовать специфическому тур. предложение. такой подход позволяет не только удовлетворять спрос, но и формировать его.
Каждая группа туристов предъявляет свои требования и потребительские характеристики тур. услуг (цель, стоимость тура, транспортные средства, длительность размещения, питание, гарантия обеспечения проезда до места отдыха и обратно, наличие экскурсий, качество обслуживания).
Конкурентоспособность тура оценивается по техническим и экономическим параметрам.
Технические параметры: встреча туристов, открытость страны для туристов, условия размещения и уровень комфорта, безопасность посещения, достопримечательности, природа, климат
Экономические параметры: стоимость билетов расходы на экскурсию, питание, транспорт в месте пребывания и т.д.
При покупке любого товара потребитель отдает предпочтение низкой цене и высокому качеству, т.е. предложения при котором соотношение цены и качества минимально.