Оборотные фонды тур. предприятия

Наряду с основными средствами огромное значение для работы турист­ского предприятия имеют оборотные средства.

Оборотные средства — совокупность денежных средств в оборотных про­изводственных фондах и фондах обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные производственные фонды — средства производства, вещес­твенные элементы которых расходуются в каждом производственном цикле, а их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу.

Фонды обращения — это средства туристского предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу, являющуюся составляющей туристского пакета; средства, вложенные в туристский продукт (услугу), реализованный потребителю, но не оплаченный; средства в расчетах и денежные средства в банке и кассе туристского предприятия.

Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от пра­вильного определения потребности в них в соответствии с нормами. Норма выражается в относительных величинах (как правило, в днях), рассчитыва­ется по каждому элементу оборотных средств и характеризует запас товар­но-материальных ценностей на определенный момент времени.

Норматив оборотных средств — это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности.

Собственные оборотные средства — это средства, постоянно находя­щиеся в распоряжении туристского предприятия и формируемые за счет соб­ственных ресурсов. К ним относятся денежные средства уставного фонда и выручка от реализации турпродукта. Пополнение собственных обо­ротных средств происходит в основном за счет прибыли предприятия.

Кроме того, источником пополнения являются средства, приравненные к собственным, или устойчивые пассивы. Таковыми являются: задолженность по заработной плате и отчисления на страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, медицинское страхование; задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность бюджету по некоторым видам налогов; задолженность поставщикам; задолженность заказчикам.

Помимо собственных и приравненных к ним средств источником формиро­вания оборотных средств может быть кредиторская задолженность предпри­ятия. Это средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Кредиторская задолженность — не планируемый источник фор­мирования оборотных средств: она возникает в связи с особенностями расчетов в системе туризма и в результате нарушения платежной дисциплины. Заемные оборотные средства — это кредиты банка и других кредито­ров, коммерческий кредит. Банк выдает предприятию краткосрочные ссуды на основе кредитного до­говора. Однако вероятность их получения для туристских предприятий невелика из-за экономической ситуации в стране, неплатежеспособности пред­приятий, большого риска непогашения кредитов, инфляционных процессов.

Управление оборотными средствами заключается в обеспечении не­прерывности процесса производства и реализации туристских услуг с наи­меньшим размером оборотных средств.

 



Сущность и особенности труда в туризме

Отличительные особенности тур. продукта состоят в том, что:

♦туристский продукт нематериален, его нельзя складировать, как, напри­мер, товары легкой промышленности (непроданный тур или незаселенная ком­ната в гостинице означают прямой убыток, и эти потери нельзя восстановить);

♦туристский продукт нельзя получить в собственность;

♦производство туристского продукта происходит одновременно с его по­треблением (клиент сам присутствует при его получении);

♦потребитель, клиент интегрируется в процесс производства туристского продукта;

- при оплате туристского продукта потребитель покупает готовность по­лучить услугу.

Перечисленные особенности обусловливают характер труда в туриз­ме. Его специфика заключается в следующем:

- большой удельный весе живого труда, что затрудняет его формирова­ние (привлечение в турпредпр. высококвалифицированных специалистов). Менеджер должен быть специалистом широкого профиля.

Мотивационный климат предпр. - с.ма экономических, технико-технологических, организационно-управленческих и соиально-психологических условий, в кот. происходит деят-ть личности.

- выс степень воздействия на процесс производства и реализации турпродукта субъективных факторов как со стороны менеджера турфирмы, так и со стороны клиента;

- комплексность составляющих туристского пакета. Каждый вид дея­т-ти (размещение, питание, транспортные средства и др.) имеет свою специфику и самостоятельно организует свое производство.

- наличие производительного и непроизводительного труда.(труд работников туризма не приводит к производству товаров, однако приносит опр. сумму прибыли)

- эффективность труда в туризме – основывается не на механизме затрат, а на учете оптимального уровня затрат, обеспечивающих соответствующее качество.

Трудовые ресурсы туристского предприятия — совокупность работни­ков различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: