Наряду с основными средствами огромное значение для работы туристского предприятия имеют оборотные средства.
Оборотные средства — совокупность денежных средств в оборотных производственных фондах и фондах обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Оборотные производственные фонды — средства производства, вещественные элементы которых расходуются в каждом производственном цикле, а их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу.
Фонды обращения — это средства туристского предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу, являющуюся составляющей туристского пакета; средства, вложенные в туристский продукт (услугу), реализованный потребителю, но не оплаченный; средства в расчетах и денежные средства в банке и кассе туристского предприятия.
Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения потребности в них в соответствии с нормами. Норма выражается в относительных величинах (как правило, в днях), рассчитывается по каждому элементу оборотных средств и характеризует запас товарно-материальных ценностей на определенный момент времени.
|
|
Норматив оборотных средств — это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности.
Собственные оборотные средства — это средства, постоянно находящиеся в распоряжении туристского предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов. К ним относятся денежные средства уставного фонда и выручка от реализации турпродукта. Пополнение собственных оборотных средств происходит в основном за счет прибыли предприятия.
Кроме того, источником пополнения являются средства, приравненные к собственным, или устойчивые пассивы. Таковыми являются: задолженность по заработной плате и отчисления на страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, медицинское страхование; задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность бюджету по некоторым видам налогов; задолженность поставщикам; задолженность заказчикам.
Помимо собственных и приравненных к ним средств источником формирования оборотных средств может быть кредиторская задолженность предприятия. Это средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Кредиторская задолженность — не планируемый источник формирования оборотных средств: она возникает в связи с особенностями расчетов в системе туризма и в результате нарушения платежной дисциплины. Заемные оборотные средства — это кредиты банка и других кредиторов, коммерческий кредит. Банк выдает предприятию краткосрочные ссуды на основе кредитного договора. Однако вероятность их получения для туристских предприятий невелика из-за экономической ситуации в стране, неплатежеспособности предприятий, большого риска непогашения кредитов, инфляционных процессов.
|
|
Управление оборотными средствами заключается в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации туристских услуг с наименьшим размером оборотных средств.
Сущность и особенности труда в туризме
Отличительные особенности тур. продукта состоят в том, что:
♦туристский продукт нематериален, его нельзя складировать, как, например, товары легкой промышленности (непроданный тур или незаселенная комната в гостинице означают прямой убыток, и эти потери нельзя восстановить);
♦туристский продукт нельзя получить в собственность;
♦производство туристского продукта происходит одновременно с его потреблением (клиент сам присутствует при его получении);
♦потребитель, клиент интегрируется в процесс производства туристского продукта;
- при оплате туристского продукта потребитель покупает готовность получить услугу.
Перечисленные особенности обусловливают характер труда в туризме. Его специфика заключается в следующем:
- большой удельный весе живого труда, что затрудняет его формирование (привлечение в турпредпр. высококвалифицированных специалистов). Менеджер должен быть специалистом широкого профиля.
Мотивационный климат предпр. - с.ма экономических, технико-технологических, организационно-управленческих и соиально-психологических условий, в кот. происходит деят-ть личности.
- выс степень воздействия на процесс производства и реализации турпродукта субъективных факторов как со стороны менеджера турфирмы, так и со стороны клиента;
- комплексность составляющих туристского пакета. Каждый вид деят-ти (размещение, питание, транспортные средства и др.) имеет свою специфику и самостоятельно организует свое производство.
- наличие производительного и непроизводительного труда.(труд работников туризма не приводит к производству товаров, однако приносит опр. сумму прибыли)
- эффективность труда в туризме – основывается не на механизме затрат, а на учете оптимального уровня затрат, обеспечивающих соответствующее качество.
Трудовые ресурсы туристского предприятия — совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.