Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Б2.У.1 Учебная (ознакомительная) практика

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
  Уровень образования:   Высшее образование (бакалавриат)
  Квалификация выпускника:   Бакалавр
  Направление подготовки:   37.01.03 Психология
  Направленность (профиль) образовательной программы:   Психология развития и образования
  Тип образовательной программы:   Программа бакалавриата
  Форма обучения:   Очная
  Срок освоения образовательной программы:   4 года

 

 

2016

Приложения

 

Схема оформления психологического исследования (методики)

1.Название методики.

2.Цель исследования.

3.Метод исследования.

4.Результат (прилагаются материалы анкет, эксперимента).

5.Констатирующие выводы.

6.Качественный анализ, возможное объяснение полученных результатов, их оценка.

7.Психолого-педагогические рекомендации (описание необходимых условий формирования исследуемого психологического качества для педагога и родителей).

 

 

Приложение 1.

 

Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста

(2-3 лет)

 

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания. Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению с взрослым.

Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения.

При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются:

ü хаотичные действия;

ü метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания);

ü метод зрительной ориентировки.

Адекватность действий. Учитывается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.

Допустимы следующие виды помощи:

ü выполнение действия по подражанию;

ü выполнение задания по подражанию с использованием указательныхжестов;

ü выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

ü количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

ü речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

ü обучаемость (переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях, отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Отношение к результату своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерны заинтересованность в собственной деятельности и в конечном результате деятельности. Безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка.

Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей.При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах:

ü ребенок не сотрудничает с взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели. (1)

ü ребенок принимает задание, начинает сотрудничать с взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания. (2)

ü ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания. (3)

ü ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. (4)

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40).

 

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей

2 – 3 –летнего возраста.

Таблица №1

 

п/п

Наименование задания

Возраст детей

2-2.5 года 2.5-3 года
1 Поймай шарик + +
2 Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки   +     +
3 Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную   +     +
4 Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец   +     +
5 Найди парные картинки: две четыре   +     +
6 Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый) с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий)   +     +
7 Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей   +     +
8 Построй из палочек: молоточек из двух палочек домик из трех палочек   +     +
9 Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка   +     +
10 Нарисуй: дорожку домик   +     +

 

Для проведения обследования необходимо иметь: два детских столика; два стульчика. Желобок с шариком. три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шара одного цвета. две матрешки (трехсоставные), две пирамидки: из трех колец одного цвета; четырех колец одного цвета. Две пары предметных картинок. Восемь цветных кубиков: два красных, два синих, два желтых, два зеленых. Разрезные картинки: первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части; вторая пара — одна из картинок разрезана на три части. Пять плоских палочек одного цвета. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка. Карандаш, бумага.

При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.

Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)

Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: