Задание направлено: на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым; на выявление понимания ребенком словесной инструкции; на умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования:
психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) с взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведетсебя неадекватно (бросает шарик, берет шарик в рот и т. д.);
2. ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить, ловить шарик, но это не всегда удается;
|
|
3. ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат;
4. ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым; успешно ловит и катит шарик.
Задание 2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ.
Задание направлено: на выявление практического ориентирования на величину; наличия соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения - ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.
Результаты проведенного обследования (в баллах):
1. ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2. ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
|
|
3. ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); ребенок заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4. ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие действия, заинтересован в конечном результате.