Тема 10. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции

Лекция 1. Монополистическая деятельность и конкурентные отношения в Республике Беларусь.

Понятие и виды монополий.

Формы неправомерной монополистической деятельности.

Основные меры государственного антимонопольного регулирования.

Недобросовестная конкуренция.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

§ 1. Монополия – система общественных отношений, при которых определенные субъекты хозяйствования, государственные органы не имеют конкурентов в своей сфере деятельности в силу сложившейся ситуации на рынке или в силу законодательства.

Виды монополий:

1) правомерная:

а) Государственная монополия - система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;

б) Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

передача и распределение электрической и тепловой энергии;

централизованное водоснабжение и водоотведение;

услуги электрической и почтовой связи общего пользования и др.

в) Чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

Неправомерная.

Неправомерная монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

 

§ 2. Формы неправомерной монополистической деятельности:

    1) Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

2) Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.

3) Применение стандартных условий сделок и др.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2) доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Способы злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке:

1) создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

2) установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

3) заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий и др.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

- раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

- необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке и др.

Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить вышеуказанные соглашения, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

Стандартные условия сделок - любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих его условий.

Использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством. Законодательством также могут устанавливаться запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.

§ 3. Основные меры государственного антимонопольного регулирования:

1) осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

2) принятие в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

3) осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов.

Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа.

4) осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.

5) оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

6) Содействие развитию товарных рынков и конкуренции.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об:

- изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

- привлечении иностранных инвестиций;

финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования и др.

 

§ 4. Конкуренты - хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестная конкуренция запрещена законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: