Обязанности гражданина РФ

 

Гражданин РФ обязан:

 

- (ст. 15) строго соблюдать Конституцию РФ и законы;

- (ст. 17) не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод;

- не допускать пропаганды возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную вражду;

- (ст. 38) заботиться о своих детях, их воспитании;

- (ст. 38) по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях;

- (ст. 43) получить основное (9 кл.) общее образование;

- (ст. 44) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории;

- (ст. 57) платить законно установленные налоги и сборы;

- (ст. 58) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

- (ст. 59) защищать Отечество и нести военную службу;

Билет №18

 

1. Права ребенка.

Ребенком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет.

В Конвенции о правах ребенка можно все права ребенка распределить по основным группам:

- базовые права (на жизнь, на имя, приобретение гражданства, на равенство)

- право на благополучную семейную жизнь (забота родителей, помощь государства)

- права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка (свободно выражать свое мнение,

свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний, на объединение)

- право на сохранение и укрепление здоровья

- право на образование и культурное развитие (на бесплатное образование, использование

достояния культуры и науки)

- права защищающие ребенка (от экономической и др. эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, в экстремальных ситуациях: в суде, заключении, на войне).

2. Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование.

Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Он осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращения их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми.

К ним относятся:

o отношения между работником и работодателем;

o организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;

o отношения по перераспределению рабочей силы;

o отношения по поводу занятости и трудоустройства;

o отношения, связанные с возмещением материального ущерба;

o процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

Билет №19

 

1. Федерация, ее субъекты.

Федерация - это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованьях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности - субъектах федерации.

Специфическими признаками федеративного государства являются:

- территория состоит из территорий субъектов федерации, которые не являясь государствами в

полном смысле, обладают определенной самостоятельностью в решении государственных вопросов

- существование двух систем государственных органов: федеральной и субъекта федерации

- существование двух систем права, но законы субъекта не должны противоречить федеральным

- возможно существование двух гражданств (федерации и субъекта)

- не допускается выход субъекта федерации из состава федерации

- организация государственной власти и система органов в ней определяются федеральными законами

- на федеральном уровне функционируют общие властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов; субъекты обязаны согласовывать собственное законодательство с федеральным

- система органов субъекта учреждается им самостоятельно в соответствии конституцией федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти;

- функционирование органов государственной власти федерации и ее субъекта осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между властями

- субъекты федерации обязательно представлены в федеральных органах государственной власти

Федеративное устройство России - 89 равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей):

- республик

- краев

- областей

- автономных областей

- автономных округов

- городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

- каждая республика имеет свою конституцию, законодательство, а остальные субъекты - устав и
законодательство

- Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима

- Конституция РФ и федеральные (общегосударственные) законы имеют верховенство на всей
территории России

- государственную власть в субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы гос. власти

- Конституция РФ имеет прямое действие, иными словами, в случае нарушения какого-либо ее
положения любой гражданин России может пойти в суд и возбудить соответствующее дело.

Однако РФ не обладает всеми признаками федерации. Так:

- субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы (названия «областной суд» и т.д.
указывают не на их принадлежность, а на их уровень

- субъекты Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства

- налоги в РФ, хотя и могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.

2. Право на образование: содержание, гарантии.

Под образованием понимают целенаправленную позна­вательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процес­са обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующе­го в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравствен­ное состояние.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социальной мо­бильности человека или социальной группы,

2) сохранение и ретранслирование культурного досто­яния общества из поколения в поколение,

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и от­дельных индивидов, являясь одним из важнейших эта­пов в длительном процессе их социализации.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по­литики. В настоящее время образовательная политики в РФ строится на следующих принципах:

l) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитием;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образователь­ных учреждений;)

 

Конституция РФ ст. 43:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

 

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государство гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и бесплатного образования в начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.

Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

Билет №20

 

1. Предпринимательская деятельность: сущность, функции.

 

Предпринимательская деятельность - это определенный способ хозяйствования на свой страх и риск с целью получения прибыли.

Предприниматель - главное действующее лицо и стержень любой экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до конечного потребителя, оказывает разнообразные услуги гражданам и другим предпринимателям, содержит органы государственной власти, уплачивая значительную часть налогов. Предпринимательская деятельность предполагает участие ее субъектов в гражданских правоотношениях. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только граждане, но и юридические лица.

Субъект предпринимательской деятельности должен:

· заниматься хозяйственной деятельностью (т. е. производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ);

· осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени;

· осуществлять хозяйственную деятельность на постоянной основе;

· иметь целью извлечение прибыли;

· нести ответственность по обязательствам.

Предпринимательскую деятельность можно подразделить по кругу ее субъектов на: индивидуальное и коллективное предпринимательство граждан; предпринимательскую деятельность юридических лиц. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таковым признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности юридических лиц применяются правила ГК РФ, регламентирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Гражданин, в том числе и индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельность и в качестве участника хозяйственного товарищества или общества, члена производственного кооператива.

Государство поддерживает предпринимательскую деятельность граждан, создавая для ее развития соответствующие условия.

К субъектам малого предпринимательства относятся и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий пользования субъектами малого предпринимательства государственными, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования, предоставления бухгалтерской и статистической отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности; подготовка кадров. Субъекты малого предпринимательства привлекаются к выполнению государственного заказа.

2 Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органовгос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

- утверждение изменения границ

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

- назначение выборов Президента РФ

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

- отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

- объявление амнистии

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

 

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства РФ

- заместителей Председателя Правительства РФ

- федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

- управляет федеральной собственностью

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

- организует охрану собственности и общественного порядка

- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

 

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят:

- Конституционный Суд РФ

- Верховный Суд РФ

- Высший Арбитражный Суд РФ

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)

- система арбитражных судов

 

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ

- не вступивших в силу международных договоров

- споры между федеральными органами власти

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти

- споры между высшими гос. органами власти субъектов

- проверяет конституционность законов

- дает толкование Конституции РФ

 

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

 

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

 

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган, должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны

- судья не может быть привлечен к административной ответственности

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: