Характеристика транспорта как отрасли материального производства.
Транспорт относится к самостоятельной отрасли материального производства.
Транспорт продолжает процесс производства материальных благ в сфере обращение путем перемещения продукции из пунктов производства в пункты потребления. Труд работников занятых на транспорте - производительный, т.к. увеличивает национальный доход и общественное богатство. Транспорту присущи все особенности, характеризующие данную социально - экономическую формацию. Процесс транспортирования от пункта производства до пункта потребления, совершаемый различными видами транспорта, в нашем народном хозяйстве должен быть развит в соответствии со сферой наивыгоднейшего применения того или иного вида транспорта, в тех направлениях и тем видом транспорта, который целесообразен с учетом его технико-экономических особенностей. В процессе производства материальных благ происходит перемещение предметов и средств труда как внутри предприятий, так и из сферы произвосдтва к местам потребления. Транспорт характеризуется наличием труда и целенаправленной деятельности людей. Для этого используется транспортные средства, т.е. подвижной состав путей сообщения, перегрузочные комплексы, топливо и электроэнергия. Технический уровень транспорта находится в тесной связи с развитием др. отраслей материального производства.
|
|
2. Роль транспорта в хозяйственном механизме.
Транспорт, как отрасль материального производства, играет исключительно важную роль в экономической жизни каждого государства. Особенно велика роль транспорта в нашей стране, с присущим ей высокими темпами развития производительных сил, многочисленным населением и обширной территорией. Транспорт удовлетворяет человеческую потребность в перемещении, позволяет нам более тесно общаться, знакомиться с культурой других стран. Транспорт- важнейшая составляющая производственной инфраструктуры РФ, Его эффективное функционирование является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, развитие и расширение торговли, повышение уровня жизни, окружающую среду, сокращение времени доставки готовой продукции и населения.
Транспорт, являясь отраслью материального производства участвует в создании валового общественного продукта и национального дохода. Он обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято коло 3000000 человек. Транспорт является основой развития рыночных отношений. Финансовые результаты работы транспорта учитываются в государственном бюджете.
|
|
Отличие транспорта от промышленного производства.
1. Специфика создаваемой продукции. Транспорт не создает нового вещественного продукта. Продукцией транспорта является перемещение.
2. Стоимость продукции, которая прибавляется к стоимости перевозимых товаров. Цена зависит от дальности перевозок, а не от ценности груза.
3. Транспорт является общим условием всякого общественного процесса производства. Продукт труда любой отрасли должен пройти этап в общем процессе производства, этап перемещения от пункта производства к месту потребления.
4. Транспорт общего пользования обслуживает все отрасли материального производства и оказывает влияние на экономику и деятельность любого предприятия.
5. Не потребляет сырья.
6. Потребление и реализация транспортной работы объединена с процессом транспортного производства.
7. Объекты транспорты не обладают взаимозаменяемостью и продукцию транспорта нельзя накопить.
Этапы развития транспорта.(исторический аспект)
Водный транспорт стад первым из существующих в настоящее время магистральных видом транспорта. Сначала использовались связки камыша, бамбука, древесной стволы. Позже - лодки, плоты, выдолбленные из цельных стволов. В качестве движителя применялся сначала шест, а потом весло, позднее парус. Реки являлись самыми древними путями сообщения, и сыграли выдающуюся роль в формировании и развитии Российского государства. Речной сетью обусловлен своеобразный характер и сама возможность колонизации огромных территорий страны. Люди селились вдоль рек, осваивая лишь прилежащие к ним территории. А пространства в междуречьях оставались незаселенными, невозделанными, а часто и непроходимыми. В верховьях рек, близко расположенных друг к другу, организовывались специальные волоки по перетаскиванию судов и передаче грузов с одной реки на другую. Такие волоки существовали через водоразделы, между Днепром, Ловотью и западной Двиной, Днепром и Москвой – рекой и другими реками. Днепр играл исключительную роль, как основной водный путь Киевского государства. С Днепра был возможен переход на другой торговый путь восточной Руси – Волгу. Переход этот осуществлялся волоком, с верховьев Днепра к верховьям Волги. С расширением и укреплением Московского государства Волга получает значение главного торгового пути, и служит общеевропейской дорогой «Восток-Запад», открывшей возможность торговли между странами Европы и Азии.
1703-1709 сооружена система, соединяющая Волгу с Невой.
1810- открыто движение судов по новой трассе «Шексна-Ковжа-Вытерга» Эта система названа Мариинской.
1811 по трассе «Молого-Тихренга» началось движение по второй системе, названной «Тихринской».
1828 сооружен северо-двинский водный путь, соединивший реки Шексну и Сухану через Кубинское озеро.
19 век принес механический двигатель, паровую машину. Появились новые суда-пароходы.
Появились отечественные заводы(Сормовский, коломенский, Ижорский и др) Строились нефтеналивные баржи, танкеры с паровыми установками. 1903-1904 на Сормовском заводе были построены наливные самоходные теплоходы.
1933 вступили в эусплуатацию Беломоро-Балтийский канал, и нижняя Свирская гидроэлектростанция, обеспечившие сквозное плавание судов «Белое море», «Ленинград» и через Мариинскую систему на море.
1937-принят в эксплуатацию канал «Москва- Волга»
1952 введен в эксплуатацию судоходный канал «Волго-Донской»
1964 завершено строительство Волго-Балтийского водного пути, соединившего Балтийское и Боле моря с Волжским бассейном, вместо Мариинской водной системы.