В конце XIX - начале XX веков в процессе урбанизации стран мира сложилась профессия планировщика городов. Первоначально возникнув в Испании (И.Серда) и в Германии (Д.Хобрехт), специализация в сфере санитарии и планировки городов после 1890г. постепенно стала ведущей дисциплиной подготовки инженеров-планировщиков и менеджеров для местных и городских самоуправлений в Берлине и Гановере.
В Англии специализация по планировке городов стала развиваться на рубеже XX века в Ливерпульском университете (П.Аберкромби). В США первая Национальная конференция планировщиков состоялась в 1909 г. по инициативе Д.Бернхема. Выпуск дипломированных планировщиков начался в Гарвардском университете в 1929 г. Американское общество планировщиков возникло в 1934 г. и затем при университетах страны было создано около 30 колледжей для подготовки дипломированных специалистов. Во Франции школа урбанизма основана в 1919 г. по инициативе М.Поэта. С 1924 г. школа стала факультетом Парижского университета. В Греции школа глобального урбанизма (экистики) начала развиваться с 1946 г. по инициативе К-Доксиадиса.
Деятельность профессиональных планировщиков городов связана с градостроительными, инженерно-экономическими, социально-демографическими, земельными и экологическими проблемами, отношениями собственности, перспективами развития недвижимости, транспортных коммуникаций и т.д.
Планировка городов выступает как важная часть деятельности местных самоуправлений в вопросах правового согласования интересов муниципалистов и частных собственников в хозяйственной деятельности на городской и пригородной территориях. Работы Дж.Форрестера (1969-74 гг.) показали, что динамика развития городов и их социально-экономической структуры достаточно четко отражают перспективы развития общества в целом.
Новейшие направления подготовки планировщиков
Государства, входящие в Европейский союз, поставили в 90-е годы XX в. проблему развития городов во главу списка национальных приоритетов. В "Единой Европе" налаживаются постоянные консультации между городами, идет разработка совместных проектов по развитию новых информационных технологий, межгосударственных транспортных систем и телекоммуникаций, лоббирование общих интересов муниципалитетов на межгосударственном уровне. Города объединяются в международные сетевые организации. Создана концепция расселения и развития городов в рамках ЕЭС. Действует Союз подготовки планировщиков городов для стран Европейского союза. В рамках ЕС в Брюсселе в 2002г. разработана Framework Program (FP-6) по созданию к 2010 г. единого европейского расселенческого и научного пространства для обеспечения мирового лидерства в области экономики, построенной на знаниях. В США и Канаде крупным вкладом в развитие урбанистики явились труды М.Кастелса "Информационный город" (Information Technology and the Urban-Regional Process), 1989, У. Джонсона (The Politics of Urban Planning), 1990 и Дж.Уди (The Planner, A Comprehensive Typology), 1994. Подготовка планировщиков ведется по трехступенчатой системе: базовое образование, бакалавр, магистр.
1.3 «АФИНСКАЯ ХАРТИЯ» КАК ИТОГ РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА НАЧАЛА ХХ ВЕКА.
Поиски решения проблем градостроительства начала века завершились принятием важного документа IV конгресса европейских архитекторов (СІАМ), проходившего на борту парохода, плывшего из Марселя в Афины (1932 г.). Резолюция, принятая этим конгрессом вошла в историю под названием „Афинская хартия”. Идейным лидером создания этого документа, несомненно, был Корбюзье. Резолюция привлекла внимание государственных деятелей и специалистов многих стран мира к основным градостроительным проблемам ХХ века и средствам их решения.
Первая часть декларации зафиксировала факторы градостроительного развития и основные проблемы:
- город является лишь частью общего – экономического, социального и политического целого, образующего район. В понятии «район» зафиксировано противоречие между реальной географической целостностью и административным территориальным разделением городов. Искусственное, административное разделение мешает организации градостроительных преобразований. В документе указывалось: «Административные границы, ограничивающие городской комплекс, становятся парализующими». Границы территории, требующей целостного подхода к планированию и градостроительным преобразованиям, определяется реальными связями, зонами взаимовлияния населенных пунктов. План города – часть общего - регионального плана.
- необходимость соотнесения общественных, экономических, социальных, политических и других проблем с ценностями жизни, с индивидуальностью человека. Планировочные системы территорий города рассматриваются как условия физического и духовного развития людей, как среда социальных процессов.
- предпроектные исследования при разработке градостроительных проектов должны иметь комплексный подход, а сами проекты составлены с точки зрения наилучшей организации жилища, труда, отдыха,транспортного обеспечения.
- формирование городов и поселений рассматривалось во взаимосвязи с природными особенностями территорий (вода, земля, климат и др.).
- в качестве компонента градостроительства как управления рассматривалась административная система, реализующая определенную градостроительную политику.
- причины, вызывающие необходимость развития городов рассматривались в историческом контексте как постоянно изменяющиеся.
Вторая часть резолюции указывала пути решения градостроительных проблем:
- в качестве главной характеристики развития городов и поселений принималась плотность населения – отношение количества жителей к площади, на которой они проживают. С этого времени плотность застройки становится нормативной категорией и вводится в расчеты градостроительных проектов, в градостроительные нормы ряда стран.
- с целью регулирования распределения территории городов и поселений было введено понятие «зонирование». Зафиксированные «Афинской хартией» принципы функционального зонирования вошли в обоснование градостроительных планов и проектов, были закреплены в нормативных документах. Так, в градостроительных разделах СНиПов в СССР в 60-80-е годы функциональное зонирование территорий - основа этих документов, что в значительной степени обусловило направленность отечественного градостроительства.
- проблема развития пригородов: «Еще до рождения пригородов власти должны взять в руки управление землями в окружении города с тем, чтобы обеспечить в последствии возможность гармоничного развития».
- сформулирован ряд требований к размещению жилых кварталов, которые должны занимать лучшие городские пространства с учетом рельефа местности, особенностей климата, условий освещенности, инсоляции и аэрации жилых домов, близости озелененных территорий. Расположение жилых зон должно диктоваться гигиеническими условиями.
- градостроительное прогнозирование городов должно осуществляться с учетом далекой перспективы.
- в зонах, окружающих города предусматривались доступные, обеспеченные транспортом обширные территории для организации мест массового отдыха. В соответствии с этим в градостроительных планах предполагалась разработка программ отдыха населения, т.е. проектирование специальных видов обслуживания: рациональная организация способов передвижения, мест размещения населения (гостиниц, лагерей) и систем снабжения питьевой водой и продовольствием.
- другое социальное требование к развитию городов – формирование условий труда. В структуре городов, агломераций, населенных мест необходимо учитывать взаимосвязь селитебных территорий и мест приложения труда, основываясь на минимизации расстояний между ними. В то же время необходимо соблюдать гигиенические требования и условия обеспечения сырьевыми ресурсами и удобными внешними транспортными связями.
- особая комплексная задача, выделенная в «Афинской хартии» - организация движения. Впервые по анализу и разработке транспортных систем были сформулированы формализованные методы: определение интенсивности движения, критических точек, специальных характеристик покрытия и др. Указывалось, что пути сообщения должны быть классифицированы по назначению и построены соответственно видам транспорта и их скорости. При этом выделялись следующие задачи:
1. радикально отделить в напряженных местах пешеходные потоки от транспортных;
2. выделить для грузового транспорта определенные трассы;
3. предусмотреть для основного движения самостоятельные транзитные магистрали;
4. развязки напряженных перекрестков в разных уровнях;
5. дифференциация улиц по назначению – жилые, прогулочные, транзитные и основные магистрали.
- город – часть общечеловеческого наследия, что ставит перед обществом задачу сохранения архитектурных ценностей.
Последствия Второй мировой войны, огромные разрушения в Европе, холодная война, неравномерность и противоречия развития стран нарушили единство градостроительных планов СІАМ. В то же время влияние идей „Афинской хартии” в послевоенный период оказалось значительным, так как она стала теоретическим обобщением всего градостроительного опыта начала века.