Играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении передвижении населения. Является основным звеном транспортной системы РФ и стран СНГ. Ведущее значение обуславливается двумя факторами:
-технико-экономическое преимущество, совпадение направления и мощности основных транспортно-экономический межрайонных и межгосударственных связей с пропускной и провозной способностью. Главная задача - обеспечить надежную транспортную дорогу Европейской части страны с ее восточными районами. Грузооборот – 2млрд. т/км(43% суммарного грузооборота)
Пассажирооборот превышает 170млрд пасс/км (40 % пассажирооборота всех видом транспорта)
Среднее расстояние перевозок-1400 км.
Преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода.
Длина ж/д сети РФ составляет 86 тыс.км.
Густота сети составляет 50км/100кв.км.
Преимущества:
-Возможность сооружения на любой сухопутной территории.
-Массовость перевозок и высокая провозная способность
-Универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью
|
|
-Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды.
-Сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с др. видами транспорта, кроме трубопроводного.
Недостатки:
-капиталоемкость сооружений
-относительного медленная отдача авансируемого капитала.
Характеристика автомобильного транспорта.
На долю автотранспорта приходится более 70% грузоперевозок. Перевозки грузов автотранспортом общего пользование составляют около 7 млн.тонн. Грузооборот - более 2000 млрд.тонн.км. Характерная особенность - высокая доля перевозок(80%), выполняемых парком нетранспортных организаций.
Преимущества:
-высокая маневренность и подвижность
-способность обеспечить доставку от двери до двери
-высокая скорость доставки, обеспечение сохранности грузов
-широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки
-необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров
Недостатки:
-высокая себестоимость перевозок
-высокий уровень загрязнения окружающей среды
-высокая трудоемкость
-низкий уровень производительности труда
-высокий уровень травматизма и гибели людей в ДТП
Автотранспорт обеспечивает внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров. Осуществляет централизованные перевозки от жд станций и партов. Средняя дальность перевозки 30 км. Средняя дальность поездки одного пассажира 8-10 км.
Характеристика морского транспорта.
|
|
Выполняет 3 функции:
-обеспечивает морские международные связи страны.
-морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании
-выполняет перевозку грузов иностранных фрахтователей, включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а так же перевозки грузов между иностранными портами, не связанными с внешней торговлей в порядке попутной загрузки, или спец. Рейсами.
Преимущества:
-основной внешне - торговый транспорт. Доля в общем импорте-60%.
-незначительный удельный затрат топлива и энергии на единицу перевозок.
-перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются на дальние и сверхдальние расстояния. Средняя дальность-2400 км, отсюда низкая себестоимость перевозок.
Недостатки:
-зависимость от географических особенностей и метеоусловий
-значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот.
В РФ действует 63 порта. Доля в общем объеме перевозок менее 1,5%.
Наибольшая доля в объеме перевозок-3,4%, в грузообороте-85% приходится на международные сообщения.
Основная проблема - большой возраст судов, превышающий 20 лет.
Характеристика внутреннего водного транспорта.
Велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны,где сеть жд недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в два раза превышает показатель по РФ.
Грузооборот по этим районам от 65 до 90%, в целом по РФ 2%
Речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступные районы.
Преимущества:
-большая провозная способность.
-организация судоходства требует значительно меньшие первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку жд, автодороги, равной пропускной способности.
-удельные затраты энергии на речном транспорте ниже чем на сухопутных видах транспорта.
-не высокая себестоимость.
-экологичный вид транспорта.
Недостатки:
-низкая скорость доставки
-использование речного транспорта ограничивается географическими особенностями
-перевозки носят сезонный характер
-среднее расстояние перевозок составляет 700 км.
-грузовые перевозки в международном сообщении составляют около ¼ от общего объема.