Специфические методы.
1) агрегирование, т. е. изучение экономики как единого целого с точки зрения консолидации деятельности всех домашних хозяйств, индивидов и фирм;
2) макроэкономическое моделирование определяется как нечто формальное, создание упрощенной теоретическо-наглядной модели, которая позволит произвести описание экономических явлений и процессов с целью выявления взаимосвязи между ними;
3) кругооборот доходов и расходов, или исследование товарно-денежных потоков на территории данной страны, включающее показатели импорта и экспорта;
4) метод учета запасов и потоков. Запас – это состояние какого-либо показателя на определенный момент времени, например уровень безработицы, государственный долг как сумма накопленных бюджетных дефицитов, сбережения, национальное богатство и т. д. Потоки представляют собой динамику показателей, иными словами, это величина изменения запаса за конкретный временной промежуток;
5) метод утечек и инъекций. Главным образом это характерно для открытой экономики. Когда страна приобретает товары и услуги из-за границы, в экономике наблюдается переливание капитала из экономики страны-импортера в экономику экспортера. Привлекая дополнительные инвестиции, долгосрочные капиталовложения, страна тем самым, наоборот, осуществляет инъекции в экономику;
6) равновесный, или балансовый, метод. На нем построена система национального счетоводства. Иными словами, осуществляется реальное соотношение имеющихся ресурсов и их источников или затрат и результатов.
Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь
Основные субъекты экономики.
Экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Факторы производства существуют не сами по себе, а находятся в собственности и используются субъектами экономики. В рамках национальной экономики принято выделять три основных субъекта (экономические агенты): домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (правительство).
Уровни экономики: (по субъектам)
1) Микроуровень -отдельные потребители, семьи, фирмы, конкретные рынки товаров и ресурсов.
2) Мезоуровень – отрасли и регионы
3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира.
Уровни экономического анализа
1 )Микроэкономика – изучает способы эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов субъектами микроуровня, ценообразование на конкретных рынках. Она исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений, как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями.
2)Региональная экономика и экономика отдельных отраслей (промышленности, связи, транспорта, с.х )
3) Макроэкономика – изучает закономерности экономического поведения макросекторов, взаимозависимости между макроэкономическими явлениями и показателями. Она изучает вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, — то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления.
Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Их выводы о сущности экономических явлений и закономерностей часто дополняют друг друга, т.ж. они представляют собой самостоятельные научные дисциплины.
Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
Внешние эффекты - эффекты, возникающие в том случае, когда один субъект наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому субъекту без выплаты или получения соответствующей компенсации. Различают:
- отрицательные внешние эффекты: ухудшение здоровья жителей вблизи вредных производств и т.д.
- положительные внешние эффекты: рост грамотности в результате реализации программ бесплатного образования и т.д.
Важной функцией государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.
Эффект перелива - получение выгод или причинение издержек стороне, отличной от покупателя и продавца товара или услуги.
Внешние Эффекты, известные и как «эффекты перелива», возникают, когда сделка или обмен происходят вне рынка, что означает, что такие сделки не привязаны к цене. Внешние эффекты появляются в результате нарушения работы рыночного механизма и недостаточно эффективной работы экономики в целом; они могут быть также прямым следствием действий отдельных лиц.
Внешние эффекты и их регулирование
Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) — предмет теоретических дискуссий. С точки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.
Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает принцип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределить и защитить права собственности рыночных агентов. Право собственности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон.
Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (например, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы мирового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия государства, устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренности о том, как распределить между собой дополнительные издержки или выгоды (в случае положительных эффектов перелива). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерналии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в реальности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компаниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случаев рынок внешние эффекты устранить не может.
Необходимость государственного регулирования рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий
Существует два способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. Другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.