Внешние эффекты и их регулирование

Специфические методы.

1) агрегирование, т. е. изучение экономики как единого целого с точки зрения консолидации деятельности всех домашних хозяйств, индивидов и фирм;

2) макроэкономическое моделирование определяется как нечто формальное, создание упрощенной теоретическо-наглядной модели, которая позволит произвести описание экономических явлений и процессов с целью выявления взаимосвязи между ними;

3) кругооборот доходов и расходов, или исследование товарно-денежных потоков на территории данной страны, включающее показатели импорта и экспорта;

4) метод учета запасов и потоков. Запас – это состояние какого-либо показателя на определенный момент времени, например уровень безработицы, государственный долг как сумма накопленных бюджетных дефицитов, сбережения, национальное богатство и т. д. Потоки представляют собой динамику показателей, иными словами, это величина изменения запаса за конкретный временной промежуток;

5) метод утечек и инъекций. Главным образом это характерно для открытой экономики. Когда страна приобретает товары и услуги из-за границы, в экономике наблюдается переливание капитала из экономики страны-импортера в экономику экспортера. Привлекая дополнительные инвестиции, долгосрочные капиталовложения, страна тем самым, наоборот, осуществляет инъекции в экономику;

6) равновесный, или балансовый, метод. На нем построена система национального счетоводства. Иными словами, осуществляется реальное соотношение имеющихся ресурсов и их источников или затрат и результатов.

 

Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь

Основные субъекты экономики.

Экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Факторы производства существуют не сами по себе, а находятся в собственности и используются субъектами экономики. В рамках национальной экономики принято выделять три основных субъекта (экономические агенты): домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (правительство).

Уровни экономики: (по субъектам)

 1) Микроуровень -отдельные потребители, семьи, фирмы, конкретные рынки товаров и ресурсов.

2) Мезоуровень – отрасли и регионы

3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира.

Уровни экономического анализа

1 )Микроэкономика – изучает способы эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов субъектами микроуровня, ценообразование на конкретных рынках. Она исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений, как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями.

2)Региональная экономика и экономика отдельных отраслей (промышленности, связи, транспорта, с.х )

3) Макроэкономика – изучает закономерности экономического поведения макросекторов, взаимозависимости между макроэкономическими явлениями и показателями. Она изучает вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, — то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления.  

Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Их выводы о сущности экономических явлений и закономерностей часто дополняют друг друга, т.ж. они представляют собой самостоятельные научные дисциплины.

 

Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)

Внешние эффекты - эффекты, возникающие в том случае, когда один субъект наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому субъекту без выплаты или получения соответствующей компенсации. Различают:

- отрицательные внешние эффекты: ухудшение здоровья жителей вблизи вредных производств и т.д.

- положительные внешние эффекты: рост грамотности в результате реализации программ бесплатного образования и т.д.

Важной функцией государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.

Эффект перелива - получение выгод или причинение издержек стороне, отличной от покупателя и продавца товара или услуги.

Внешние Эффекты, известные и как «эффекты перелива», возникают, когда сделка или обмен происходят вне рынка, что означает, что такие сделки не привязаны к цене. Внешние эффекты появляются в результате нарушения работы рыночного механизма и недостаточно эффективной работы экономики в целом; они могут быть также прямым следствием действий отдельных лиц.

Внешние эффекты и их регулирование

Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) — предмет теоретических дискуссий. С точки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.

Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает принцип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределить и защитить права собственности рыночных агентов. Право собственности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон.

Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (напри­мер, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы ми­рового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия го­сударства, устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рационально­му решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренно­сти о том, как распределить между собой дополнительные из­держки или выгоды (в случае положительных эффектов перели­ва). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерна­лии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в ре­альности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компа­ниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случа­ев рынок внешние эффекты устранить не может.

Необходимость государственного регулирования рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий

Существует два способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. Другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.





Подборка статей по вашей теме: