Сущность и виды рынков

Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями по поводу обмена. Структура рынка – продавцы и связи между ними, покупатели и связи между ними, товар, его количество, качество и рыночная цена. Инфраструктура рынка – совокупность институтов – посредников, деятельность которых ускоряет и облегчает обмен товарами, услугами, информацией. Виды рынков: 1) По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой. 2) По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений. 3) По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг (Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы. Рынок услуг. включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.), финансовый (Рынок ценных бумаг. РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный рынок капиталов (средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.), рынок интеллектуальной собственности. 4) С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный. 5) По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (-совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающихся в нарушение действующего законодательства. Является одним из атрибутов теневой экономики и возникает, как правило, в тех сферах, где существует жесткое административное регулирование экономической деятельности со стороны государства, а тж. при продаже запрещенных, полученных незаконным путем товаров и услуг.). 6) По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение); дефицитный (спрос > предложение); избыточный (спрос < предложение). 7) По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый. 8) По степени конкуренции: конкурентный (совершенная конкуренция), с монополистической конкуренцией, олигополия, монополия.

Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Ликвидность ценной бумаги - это возможность ее быстрой продажи без существенных потерь стоимости.

Эмиссионные ценные бумаги - акции и облигации. В качестве товара на этом рынке выступают ценные бумаги - акции, облигации и т. п., а в качестве цен этих товаров - курсы этих бумаг.

Рынок рабочей силы - важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в т. ч. величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости.Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т. е. в общественном разделении труда, мобильность раб. силы, масштабы и динамику безработицы.

 

9. Недостатки рынка и функции государства в рыночной экономике. Н едостатки рынка: 1. Функционирование рынка основано на стихийном действии экономических факторов. Вследствие этого рыночная экономика нестабильна и подвержена известной цикличности: подъем сменяется спадом, затем следует кризис, сменяющийся новым подъемом. 2. Нестабильность экономики порождает социальную неуверенность, безработицу, следствием чего является повышение преступности. 3. Следствием функционирования свободного ранка является неизбежное расслоение общества на богатых и бедных, что, в свою очередь, влечет за собой социальную напряженность. 4. При бесконтрольности рынка неизбежно возникают монопольные структуры, разрушающие здоровую конкурентную среду. 5. Рынок не обеспечивает многих общественных потребностей. Чисто рыночная среда не поддерживает развитие здравоохранения, образования, фундаментальной науки, культуры, спорта, то есть всего того, что по определению не приносит прибыли. Кроме того, не формируются социальные трансферты – пенсии, пособия, стипендии. 6. Экономика, основанная на «чистом» бизнесе, не направлена на поддержание равновесия в природе и решение экологических проблем, которые с каждым годом становятся все более серьезными.7.Фиаско - ситуация, при которой рыночная координация не способна обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов решения экономических проблем. Таковы основные недостатки рынка. Из всего сказанного выше, конечно, не следует, что идеалом является зарегулированная плановая экономика. Однако и способность рыночной среды к саморегулированию не следует переоценивать. Государственное регулирование рынка должно минимизировать отрицательное влияние стихийных явлений, обеспечить поддержку конкурентной среды, сглаживание неравенства доходов, удовлетворение общественных потребностей. Сочетание свободных рыночных механизмов с госрегулированием – единственный путь к стабильной экономике. Функции гос-ва на рынке (что делает гос-во?): 1)Перераспределение доходов с целью уменьшения социальной нестабильности; 2) Корректировка рыночного распределения ресурсов и их направления на создание общественных и квазиобщественных благ; 3) Защита конкуренции – антимонопольная политика и поддержка малого и среднего бизнеса (ФАС-федер. Антимоноп служба); 4)Стабилизационная политика, направленная на борьбу с инфляцией, безработицей, на достижение устойчивого экономического роста; 5) Создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей функционированию рынков.

№10 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Совокупный спрос – реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприниматели, государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потре­бители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относятся следующие:

1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги).

2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку.

3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт.

К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:

Потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы,расходы на чистый экспорт.

Совокупное предложение AS- объем произведенных благ и услуг, который может быть предложен потребителям на рынке.

 

К неценовым факторам относятся:

Цены на ресурсы; рост производительности; изменение экономической политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: