Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги

Кейнсианская теория спроса на деньги – теория предпочтения ликвидности – выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности:

1) трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок)

2) мотив предосторожности (хранение определенной суммы на случай непредвиденных обстоятельств в будущем)

3) спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее).

Спекулятивный спрос на деньги обоснован на обратной зависимости между ставкой процента и курсом облигаций. Если ставка процента растет, то цена облигации падает, спрос на облигации растет, что ведет к сокращению запаса наличных денег (меняется соотношение между наличностью и облигациями в портфеле активов), то есть обратная зависимость между спросом на деньги и ставкой процента.

Общая формула для определения текущего курса облигации такова: В = а/i, где

В – курс облигации в данный момент,

а – фиксированная сумма дохода;

I – текущая рыночная ставка процента.

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег;

3)ставка процента.

Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с реальным доходом. Кейнсианская считает основным фактором – ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив их в банк или использовав на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит тем ниже спрос на деньги.

Предложение денег и денежный мультипликатор.

Предложение денег — это вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег. Предложение денег в экономике регулируется в основном Центральным банком.

Предложение денег может характеризоваться двумя переменными: номинальным количеством денег в стране или реальным. Последние называют реальными кассовыми остатками (Мр). Они характеризуют покупательную способность денег, т.е. отношение номинальной массы денег (MH) к уровню цен:

Mp = MH/P.

Введем следующие обозначения:

Ms — предложение денег; Н — денежная база; С — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; К — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k — кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

Н = C + R, Ms = С + D, m = Ms/H, откуда Ms = mH.

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

D = d × H.

Модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (Фридмана).

Теория «жизненного цикла» Франко Модильяни.
Согласно теории «жизненного цикла» Ф. Модильяни:
1. Доход колеблется на протяжении жизни человека. Поэтому в молодости люди берут в долг, рассчитывая на высокие заработки в зрелости, после выхода на пенсию потребление обеспечивается накопленными сбережениями предыдущего периода.*
2. Основной причиной колебания дохода является выход на пенсию, когда происходит значительное снижение доходов. Поэтому, чтобы не снизить резко уровень потребления, большинство людей откладывают средства к моменту выхода на пенсию. Таким образом, весь ожидаемый за годы жизни поток доходов равномерно распределяется для текущего потребления.
 Из гипотезы жизненного цикла был сделан важный вывод о том, что программы социального обеспечения (например доплаты к пенсиям) приводят к уменьшению сбережений людей среднего возраста, поскольку им не нужно будет много сберегать, чтобы обеспечить адекватный уровень потребления в старости.

Теория перманентного дохода М. Фридмена. Милтон Фридмен предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного (перманентного) дохода, которая была им сформулирована в 1957 г.
Теоретическими предпосылками гипотезы послужили:
1. Идея Ф. Модильяни о том, что на протяжении жизни субъекты стремятся поддерживать стабильный уровень потребления.
2. Теория межвременного потребительского выбора И. Фишера.
В основе гипотезы перманентного дохода М. Фридмена лежит положение о том, что субъекты формируют свои потребительские расходы в зависимости не от текущего (как у Д. Кейнса), а от постоянного (перманентного) дохода, стремясь таким образом обеспечить равный уровень потребления на протяжении жизни.
ПЕРМАНЕНТНЫЙ ДОХОД – это доход, ожидаемый потребителями за длительный промежуток времени (это может быть несколько лет или вся жизнь). Этот доход детерминирован всем богатством человека: располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью) и человеческим капиталом (запас здоровья, способности, уровень квалификации и т. д.) – всем, что обеспечивает заработок субъекта. Под перманентным доходом понимается средневзвешенная величина из всех доходов, которые субъект ожидает получить в будущем, это некий средний доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: