Методы земельного права

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Понятие, предмет и метод земельного права

Земельное право – совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в целях организации эффективного использования и охраны земель, охраняемых законом интересах землепользователя, а так же обеспечением устойчивого развития РБ.

Новый земельный строй отмечает многообразие форм собственности на землю: установление платности всех форм пользования землёй, включение земли в гражданский оборот как объекта различных сделок сохр. гос. управления, контроль государства за эффективностью использования земельных участков.

Таким образом, предметом земельного право являются земельные отношения.

Земельные отношения – отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

Земля рассматривается как экономическая, политическая, правовая категория.

Как экономическая – выступает объектом хоз-ного оборота, объектом собственности вещных и обязательственных прав.

Как политическая – явл. Территорией государства и пределом осуществления гос. власти.

Как правовая – земельные участки, имеющие индефикационные характеристики, установленные границы, площадь, место положения, режим использования и охраны.

земля (земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Земля явл. Объектом имущественных отношений, которая складывается в гражданском обороте, имеет статус недвижимого имущества.

В качестве недвижимого имущества земельные участки обладают свойствами:- относятся к категории индивидуальных вещей; - могут быть делимыми или неделимыми; - попадают под опред. Режим собственности;- являются самостоятельным объектом правового регулирования

Таким образом земля выполняет функции: -экологическую, -социальную, -экономическую.

Методы земельного права – форма правового воздействия на поведение участников земельного правоотношения.

 

Земля как объект правового регулирования

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:категории земель;виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса РБ о земле).

 

Принципы земельного права

Статья 5. Земельные отношения осуществляются на основе принципов:

1) государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;2) обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;3) единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;4) использования земельных участков по целевому назначению;5) приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;6) эффективного использования земель;7) охраны земель и улучшения их полезных свойств;8) платности землепользования;9) установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;10)гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;11) защиты прав землепользователей.

 

Методы земельного права.

Под методами земельного права понимаются соответствующие характеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.

Метод земельного права складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер гос.принуждения при несоблюдении ими правовых норм. Земельно-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников отношений, предоставляя им возможность совершать определенные действия или запрещая их. Тем самым земельно-правовые нормы определяют модель поведения участников земельных отношений.

В земельном праве регулирование земельных отношений осуществляется на основе императивного либо диспозитивного метода.

Императивный метод означает воздействие на участников земельных правоотношений посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов. При использовании диспозитивного метода воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

В частности, императивный метод регулирования земельных отношений применяется в сфере государственного управления землей, при установлении порядка застройки земель, в случаях привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения земельного законодательства.

Диспозитивный метод свойственен частному праву и предоставляет участнику земельных отношений право самостоятельного решения. Диспозитивный метод применяется в регулировании земельных отношений, основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности, и самостоятельности хозяйствования на земле.

Следует отметить, что в настоящее время преобладает императивный метод регулирования земельных отношений.

В юридической литературе выделяют три основных вида диспозитивного метода:

1) рекомендательный; 2) санкционирующий; 3) делегирующий.

При использовании рекомендательного метода субъектам земельных правоотношений предоставляется возможность альтернативного поведения, т. е. субъект самостоятельно выбирает способ своего поведения для решения поставленных задач.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, однако это решение приобретает юридическую силу после его утверждения соответствующим компетентным органом.

При использовании делегирующего метода субъекту земельных правоотношений предоставляются определенные правомочия в какой-либо области.

 

5. Система земельного права

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие: институт, регулирующий право собственности на землю; институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования; институт государственного управления землями; институт ответственности за нарушение земельного законодательства; институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Наиболее тесно связано с конституц. Правом, ГП, ЭП, АП.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: