Земельное законодательство выделено в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст 72) и находится во взаимосвязи с другими НПА
Конституционное, гражданское, градостроительное, адм., уголовное, трудовое, экологическое, природно-ресурсные отрасли тесно связаны с земельным законодательством целями и задачами. Регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию земельных ресурсов
Все взаимосвязано с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта
Нахождение земли в трех измерениях обуславливает особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные правоотношения, ГП не может учесть специфику земли как разновидности природного объекта, поэтому ГП формирует общие требования к порядку заключения сделок с землей, а специфику устанавливает земельное законодательство. Ст 2 ЗК - нормы ЗП, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ЗК
|
|
ЗК и градостроительный кодекс также взаимодействуют. Развитие земель в городах во многом определяется документом территориального планирования
Uralzempalata.ru - юр клиника.
Источники земельного права
Нормативный акт обуславливается масштабность государство. Ненормативный акт - какой-то акт, решение, направленное индивидуальному лицу в индивидуальном случае. Нормативные и ненормативные акты оспариваются в разных моментах.
В России актуален нормативный акт, он имеет преимущества:
· письменнаяформа
· онпубликуется
· доводитсядосведенийисполнителей
· призванотражатьобщийинтерес
В связи с многообразием природно-климатических условий нашей страны, у нас нормативные федеральные акты принимаются по основным вопросам, по крупным вопросом земельных отношений. А решения конкретных деталей переносится на субъекты РФ. ВК РФ нормы земельных отношений делятся на две большие группы:
· непосредственно посвященные земельным отношениям (ст 9,36, 42,58,72 К РФ)
· опосредовано относятся (ст 2,18; 1,7; 8,19,25,40,48,57... К РФ)- см. эти конституционные нормы!!!
В соответствии со ст 15 К законы подлежат официальному опубликованию. Если мы говорим о федеральных - перечисление сердцевины земельного права:
1) земельный кодекс - все нормы, которые регулируют земельные отношения, не должны противоречить ЗК!
2) водный кодекс, градостроительный, лесной кодекс
3) ФЗ об охране окружающей среды
4) о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах
5) об особо охраняемых природных территориях
6) о мелиорации земли
7) о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами.
|
|
8) о землеустройстве
9) об обороте земель сельхоз назначения
10) о переводе земель или земельных участков из одной в др. категорию
11) о государственной кадастровой недвижимости
12) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
13) и иные нормы, которые находятся в др. отраслях права
Субъекты РФ вправе принимать законы, которые регулируют земельные отношения, только они не должны противоречить земельному кодексу и иным ФЗ. См ст 76 К РФ!!! Они могут приниматься как по вопросам прямо указанным в земельном кодексе, которые их обязывают принять и в порядке опережающего нормотворчества.
Подзаконные акты
1) указ президента РФ; постановления правительства РФ и ведомственные акты министерств и ведомств.
Главным является указ президента, т.к. ст 80 К РФ президент определяет основные направления политики, которые действуют в соответствии с конституцией. В земельном праве указы президента актуальны. Это объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, необходимостью оперативного решения проблем. Указы и распоряжения президента могут быть по любым вопросам, кроме случаев когда ЗК предусматривает принятие ФЗ. Некоторые вопросы прямо указаны в тексте ЗК, так согласно п3 ст 15 ЗК президент определяет перечень приграничных территорий в пределах которых земельные участки ин гражданам, юр лицам и лицам без гражданства в собственность не предоставляются.
Акты правительства.
Правительство осуществляет исполнительную власть ст 110,115 К РФ. Акты правительства РФ могут приниматься лишь в пределах полномочий определенных земельным кодексом только в пределах полномочий определенных в законе РФ, ФЗ..
Например, земельный кодекс прямо определяет полномочия правительства РФ в части перевода земли из одной категории в др. ст 8; ст 13,14 ЗК говорит о принятии мер в сфере охраны земли. Ст 38 ЗК о порядке проведения торгов. В ст2 ЗК указывается что правительство принимает решения - противоречии ч1 ст 115-> правительство может как в К РФ ст 115.
2)органы местного самоуправления вправе издавать НПА, регулирующие земельные отношения в пределах их полномочий, например:
· установлениепубличногосервитута
· порядокпроведениямуниципальногоземельногоконтроля
· предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.
Но самым главным правовым актом органа местного самоуправления являются правила землепользования и застройки, которые определяют правовой режим конкретных земельных участков на территории муниципального образования посредством установления для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов.
В том числе источниками можно выделить постановления и разъяснения КС, ВАС и ВС РФ. Эти акты рассматриваются как акт "отрицательного" нормотворчества.
В научной доктрине не сформировано единое мнение. Некоторые ученые признают в качестве источников постановления конституционного суда - Баглай и Боголюбов, др. считают такое признание недопустимым - Бринчук и Красов.
КС относят к источникам, т.к. постановления КС в результате которого норма права утрачивает юр силу - особый акт, обладающий признаками источников права. Не являясь строго говоря нормативно-правовым актом такое постановление изменяет правовое регулирование общественных отношений. Внося коррективы в законодательство путем отмены неконституционных норм, обладая при этом такими признаками:
· непосредственноедействие
· окончательность
· общеобязательностьприменения