double arrow

Структура нормы права


Классификации правовых норм

Нормы права чрезвычайно разнообразны, классифицировать которые можно по различным основаниям.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) нормы права разделяют на нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и др. отраслей права. Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материального (регулирующие содержательную сторону общественных отношений, права и обязанности субъектов права) и процессуального права (регулирующие порядок осуществления норм материального права).

В зависимости отроли в регулировании общественных отношений нормы права могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют поведение людей, общественные отношения непосредственно) и нетипичными(не содержат элементов классической структуры нормы). Нетипичные нормы – нормы-принципы (закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности), нормы-дефиниции (содержат определения конкретных юридических понятий), коллизионные (принимаются с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами) и оперативные нормы, нормы-инструментарии (определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию) и др.




Типичных норм большинство. В зависимости от основных функций права они подразделяются на охранительные нормы, рассчитанные на неправомерное поведение и поэтому всегда фиксирующие меры государственного принуждения, юридической ответственности, которые применяются за нарушение правовых запретов, и регулятивные нормы, рассчитанные на правомерное поведение и устанавливающие юридические права и обязанности субъектов права.

Регулятивные нормы могут быть обязывающими и определяют правила должного поведения субъектов, запрещающими и устанавливать запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения; управомочивающими, предоставляя право на совершение определенных действий.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на императивные, носящие сугубо властный, категоричный безальтернативный характер, которые не могут быть изменены соглашением сторон (например, нормы административного и уголовного права); диспозитивные, которым присущ автономный характер, позволяющий участникам правоотношений самим договориться по вопросам процесса реализации правоотношения (например, нормы гражданского права); рекомендательные – обычно содержат правила поведения, исполнение которых желательно для государства (например, нормы международного публичного права).



По объему регулирования общественных отношений выделяют общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, специальные – регулирующие вид, т. е. более узкий круг общественных отношений по сравнению с общими нормами права и исключительные нормы, которые устанавливают изъятия из общих и специальных норм. Юридической аксиомой является: «Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму».

В зависимости от того, в каком источнике права содержатся нормы, они могут быть писаными и фиксироваться в нормативных правовых актах, нормативных договорах, в содержании судебного или административного прецедента, и устными и объективироваться в правовых обычаях.

Различают правовые нормы по сфере действияобщего, ограниченного и локального (корпоративного) действия. Нормы общего действия распространяются на всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства и (или) действуют на территории всего государства. Нормы ограниченного действия распространяются только на определенную категорию лиц, например, предпринимателей, военнослужащих, молодежь, лиц, проживающих на территории, загрязненной радионуклидами и т. д. и (или) действуют на определенной территории (заповедник, пограничная зона, город и т. д.). Корпоративные локальные нормы действуют для отдельных государственных, общественных или частных структур.

В зависимости от характера общественных отношений нормы делятся на нормы частного права, защищающие интересы отдельных лиц, индивидуальный интерес, и нормы публичного права, охраняющие интересы государства, общественный (коллективный) интерес.



По времени действияпостоянные, действующие до их официальной отмены, временные, срок действия которых указан в нормативном акте либо обусловлен особыми обстоятельствами, например, чрезвычайным положением.

В зависимости от способа изложения в нормативных правовых актах выделяют нормы: прямого изложения, когда все ее элементы изложены в статье нормативного правового акта; отсылочные, если структурные элементы нормы не располагаются в одной статье нормативного акта, а дается ссылка на другие статьи этого же нормативного правового акта; бланкетные, когда структурные элементы находятся в различных нормативных правовых актах.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей (элементов).

У ученых нет единой позиции о структуре правовой нормы. Одни полагают, что она состоит из трех элементов (гипотеза, диспозиция, санкция), другие выделяют двухэлементную структуру (гипотеза, диспозиция; гипотеза, санкция), третьи доказывают, что структура может состоять как из трех элементов, так и из двух.

Трехзвенная структура определяет норму как логическую, т. е. выявленное логическим путем общее правило, обладающее полным набором признаков, раскрывающих государственно-властную и регулятивную характеристику нормы права, и двухзвенную или реальную структуру, которая представляет собой непосредственно закрепленное в тексте нормативного правового акта веление.

Традиционно считается, что логическая норма состоит из трех составных элементов: гипотезы, которая указывает на конкретные условия, при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма; диспозиции, содержащей правило поведения, которому должны следовать субъекты права, закрепляющей их права и обязанности; санкции, указывающей на неблагоприятные последствия, меры принуждения, наступающие за неисполнение обязанностей, за нарушение диспозиции.

Формула логической нормы может быть представлена в виде: «если (гипотеза) ... то (диспозиция) ... иначе (санкция) ...».

Такое строение нормы права в виде всех трех названных элементов редко встречается в нормативных правовых актах. Обычно в тексте нормативного акта формулируются два элемента правовой нормы. Третий элемент правовой нормы может находиться в другой статье закона и даже в другом законе. Так, охранительные нормы содержат только гипотезу и санкцию, т.е. прямо закрепляют меры ответственности за правонарушение, не формулируя правило поведения, регулятивные нормы – гипотезу и диспозицию, т.е. прямо предписывают права и обязанности участников правоотношений, но не указывают на санкцию.







Сейчас читают про: