Тормозной стенд КИ-4998

(Выписка из инструкции к стенду)

1.2 Назначение стенда. Стенд КИ -4998 предназначен для проверки тормозных качеств грузовых автомобилей, автобусов и прицепов, имеющих нагрузку на ось до 40 кН.

1.3 Устройство стенда КИ 4998.

Стенд имеет два блока роликов- правый и левый, одинаковых по конструкции (рис. 1).

 

Рисунок 1 - Стенд для диагностирования тормозов КИ -4998 (ГосНИТИ):

а- вид сверху, б- вид сбоку.

1-крышка наружная, 2- крышка средняя, 3-трап заезда, 4-кожух канавы, 5,11- блоки барабанов левый и правый, 6-аппаратный шкаф, 7- трап съезда, 8- панель воздухораспределителя, 9- фундамент, 10- пульт управления, 12,13- радиусы колес автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-51А, 14- блок питания воздухом, 15- люк светильника.

Блок роликов состоит из сварной рамы, ведущего и ведомого рифленых роликов, балансирного электродвигателя, редуктора,цепной передачи, упругой муфты, подъемника, нагрузочного и тарировочного устройств и отбойных роликов. Электродвигатель установлен на раме в двух подшипниках.

Рисунок 2 - Блок роликов (левый) стенда КИ-4998

1,5- цепь, 2- редуктор, 3-муфта, 4- тарировочное устройство, 6- ролик отбойный, 7-подъемник пневматический, 8,9- барабаны ведущий и ведомый, 10-ролик натяжной, 11-нагрузочное устройство, 12- двигатель балансирный, 13-рама.

 

 Крутящий момент от вала электродвигателя через цепную передачу, редуктор, упругую муфту передается на передний ведущий ролик,а затем через цепную передачу с натяжным устройством на второй ведущий ролик.

           Усилие торможения от колес автомобиля передается роликам,а затем электродвигателю, а от него через рычажную систему -гидроэлектрическому устройству, которое состоит из нагрузочного устройства и датчика давления. Через гидравлическое устройство тормозной момент фиксируется на пульте управления стенда.

Свободный заезд и съезд автомобиля с роликов стенда обеспечивается с помощью пневматических подъемников, установленных между ведущим и ведомым роликами. Подъемник двустороннего действия обеспечивает подъем груза массой до 1,6т при давлении воздуха в системе 0,6МПа.

Включаются подъемники тумблерами, расположенными на пульте управления. Тумблером включается электромагнит, который установлен на воздухораспределителе и переключает подачу сжатого воздуха либо в нижнюю полость цилиндра подъемника, что соответствует подъему площадок, либо в верхнюю полость цилиндра (спуск площадок). При спуске площадок воздух из нижней полости цилиндра уходит в атмосферу через золотник воздухораспределителя. При установке подъемников в верхнее положение на пульте управления загорается красная сигнальная лампа, которая гаснет при опускании подъемников.

Следящая система предназначена для сигнализации момента начала пробуксовки колес автомобиля и для отключения тяговых двигателей блоков роликов при блокировке колес. Следящая система состоит из роликов, датчиков оборотов роликов (тахогенераторов), электрического блока и сигнальных ламп.

Следящий ролик находится между беговыми роликами, укреплен на рычажной подвеске площадки, которая крепится к штокам цилиндров пневмоподъемника и прижимается к колесам автомобиля двумя пружинами. На конце следящего ролика установлен тахогенератор. Следящий ролик получает вращение от колес автомобиля, а тахогенераторы вырабатывают при этом переменный трехфазный ток, который в электрическом блоке преобразуется в постоянный и питает обмотки электромагнитного реле.

При частоте вращения беговых и следящего роликов 288 об/мин, что соответствует скорости 4 км/час, якоря реле притянуты и ток поступает в тяговые двигатели. При торможении колес автомобиля частота вращения следящего ролика уменьшается, при 280 об/мин происходит загорание сигнальных ламп на пульте управления, что свидетельствует о начале пробуксовки колес.

При дальнейшем торможении частота вращения следящих роликов падает, при 200 об/мин напряжение тока, вырабатываемого тахогенератором, уменьшается и якоря реле размыкаются, что приводит к выключению двигателей.

Педаметр предназначен для измерения усилия на тормозной педали и состоит из гидравлического цилиндра и датчика давления, включенного в электрическую цепь микроамперметра, установленного на пульте управления. Педаметр устанавливается на тормозной педали автомобиля с гидравлическим приводом тормозов и подключается к пульту с помощью штепсельного разъема.

           На поршень крепится пята с защитным кожухом, а в нижней части корпуса закреплена скоба для крепления педаметра на педали тормоза.

При нажатии на пяту, а через нее и на педаль тормоза в полости цилиндра образуется избыточное давление, которое воздействует на чувствительный элемент (потенциометр) датчика давления. Каждому значению давления будет соответствовать определенное положение контактов относительно потенциометра, а следовательно, и выходное сопротивление. Далее электрический сигнал с датчика, пропорционально усилию, через блок системы измерений поступает на микроамперметр, тем самым фиксируя усилие на тормозной педали автомобиля.

Контактный датчик (рис. 3) предназначен для включения электросекундомеров при измерении одновременности торможения и времени срабатывания тормозного привода. В контактном датчике установлен микропереключатель 4, который подключается к пульту управления. К корпусу датчика крепится скоба с винтом для крепления его на педали тормоза. С одной стороны крышка контактного датчика закреплена на оси, с другой стороны она подпружинена.

При работе контактный датчик с помощью скобы и винта крепится на тормозную педаль. При нажатии на тормозную педаль с закрепленным на ней датчиком включается контактный датчик. Напряжение питания через датчик и систему измерений включает электросекундомер.

При нарастании тормозной силы на колесах движки потенциометрических датчиков давления, перемещаясь, уменьшают напряжения. Когда напряжения достигнут определенной величины, электросекундомеры отключаются.

 

Рисунок 3- Контактный датчик:

1- штифт, 2-пружина,3- штырь, 4 -микропереключатель, 5-крышка, 6- корпус, 7- наконечник, 8- привод, 9- ось, 10-скоба в сборе.

Возникающий в результате торможения колеса автомобиля реактивный момент на корпусе электродвигателя с помощью рычага, закрепленного на его корпусе, и тяги, воспринимается нагрузочным устройством. Нагрузочное устройство состоит из главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-51, датчика давления, рычага, соединенного с корпусом электродвигателя, и штока. При торможении шток, связанный с рычагом, закрепленным на корпусе электродвигателя, перемещает поршень в главном тормозном цилиндре. После того как поршень перекроет калиброванное отверстие, давление жидкости в цилиндре возрастет и будет действовать на гофрированную мембрану датчика давления МД-10Т (см.рис. 4).

Избыточное давление действует на малогабаритную гофрированную мембрану, которая под давлением деформируется. Деформация передается на шток 2. Шток через рычаг 3 поворачивает щеткодержатель 4 и перемещает скользящий контакт 5 по потенциометру. Каждому значению давления будет соответствовать определенное положение скользящих контактов относительно потенциометра, а следовательно, и выходное относительное сопротивление. Тормозное сила

(реактивный момент) датчиком давления преобразуется в электрический сигнал, который регистрируется микроамперметром.

 

Рисунок 4 - Принципиальная схема датчика МД-10Т:

1- чувствительный элемент,2- шток, 3- рычаг, 4- щеткодержатель,5- контакт, I,II,III- точки подсоединения.

 

Пульт управления (рис. 5) каркасной конструкции со съемными панелями и выдвижным столиком.  

Рисунок 5 - Пульт управления стендом КИ-4998:

1- кнопка «Стоп», 2- кнопка «Пуск» левой стороны стенда, 3- кнопка-сброс, 4- кнопка секундомера, 5-лампа готовности секундомера к работе, 6,19 - сигнальные лампы готовности стенда, 7- переключатель предела тормозных сил, 8- тумблер «7000...12000» измерения тормозных сил, 9,17- электросекундомеры, 10,16-микроамперметры измерения тормозных сил, 11,15- сигнальные лампы блокировки колес, 12,14- фонари панели, 13- микроамперметр для измерения усилий на тормозной педали, 18- сигнальная лампа «съезд», 20- панель пульта, 21- тумблер готовности стенда к пуску, 22- тумблер освещения пульта, 23- выдвижной столик, 24- тумблер включения пневмоподъемника, 25- кнопка «Пуск» правой стороны стенда, 26- стойка пульта.

 

В пульте управления стендом находится измерительная аппаратура системы измерения, аппаратура следящей системы, сигнальная аппаратура, аппаратура управления электрической системой в панели 20 пульта и силовая система стенда в стойке 26 пульта.

На панели приборов пульта установлены два микроамперметра 10 и 16 с пределами измерений 0... 100 мкА, предназначенные для фиксации тормозных сил правого и левого колес автомобиля, микроамперметр 13 с пределом измерений 0... 100 мкА для определения усилия на тормозной педали и два электросекундомера 9 и 17 с пределом измерений 0... 10 сек для определения одновременности торможения и времени срабатывания тормозного привода.

В центре панели находится переключатель 7 пределов значений тормозных сил, при достижении которых происходит отключение секундомеров, тумблер 8 «7000...12 000» переключения диапазонов измерения тормозных сил Ю а также сигнальная лампа 18 (красного цвета), включающаяся при установке пневмоподъемников в верхнем положении (съезд) и сигнальная лампа 5 (зеленого цвета) готовности системы измерения к определению одновременности торможения и времени срабатывания тормозного привода.

На соответствующих сторонах панели пульта вверху расположены фонари панели 12 и 14 «Напряжение подано», сигнальные лампы 11 и 15 блокировки правого и левого колес автомобиля, внизу- сигнальные лампы 6 и 19 готовности правой и левой сторон стенда к пуску. Панель имеет необходимые таблички с надписями.

Внизу, в центре панели приборов, монтируются кнопки пуска правой и левой сторон стенда, общая для обеих сторон стенда кнопка 1 «Стоп», тумблер 21 готовности стенда к пуску, тумблер 24 включения пневмоподъемника, кнопка 4 (черного цвета) готовности к работе секундомеров, кнопка 3 сброса (красного цвета), предназначенная для приведения схемы в исходное состояние при ложных включениях.

 

 

 

Дополнительная литература

 

1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. идополн. /Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. – М.: Наука, 2004. – 535 с.

2. А.Н.Токарев. Техническая эксплуатация автомобилей на маршруте: Учебное пособие. В 2-х ч. Часть 2. /Барнаул: Изд. АлтГТУ, 2004. – 177 с.

3. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. Изменения в ГОСТ от 26.08.2005 3215-ст.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: