***
Вопрос: Во время таравиха у нас происходит следующее: после саляма по завершению первых двух ракатов имам читает молитву за пророка, мир ему и благословение Аллаха, и так же за праведных халифов. И затем поступает так после каждых двух ракатов. Каково положение этого дела?
Ответ шейха Ибн База: «Необходимо оставить это, потому что нет у этого основы. Это из числа нововведений». Сл. «Фатауа нурун аля ддарб»
***
Вопрос: Каково положение молитвы за пророка и дуа за праведных халифов, совершаемых громким голосом между намазами в таравихе?
Ответ шейха Ибн База: «Нет в пречистом Шариате основы для этого, насколько мы знаем. Однако это из числа изобретенных нововведений. Обязательным является оставить это дело. И не исправятся последние поколения этой общины кроме как тем, чем исправились первые, а это – следование Корану, Сунне и тому, на чем были праведные предки этой общины, и остережение того, что противоречит этому». Источник: «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.
Добровольна молитва между таравихами.
1. Сказал Абу аль Харис, ученик Ахмада:
"На что ты опираешься в оставлении молитвы между таравихами?"
Ахмад ответил: "Бил за нее Укба Ибн Амир, и запретил ее делать Убада Ибн Самит"
Ему сказали: "Передается от Саида Ибн аль Джубейра и аль Хасана аль Басри что они считали что дозволено делать молитву между таравихами"
Он сказал: "Я тебе говорю: "Сподвижники Посланника Аллаха, а ты говоришь табиины?!"
Источник: "Аль Удда", 173.
2. Сказал имам аль-Асрам:
"Я слышал как Ахмада Ибн Ханбаля спросили про молитву между таравихами, и он порицал ее. И ему упомянули что кто то из сподвижников дозволял это и он сказал: "Это батыль!" (абсолютно недостоверно). Дозволенность пришла лишь от Саида Ибн аль Джубейра, аль Хасана аль Басри, и Ибрахима ан Нахаи. В то время как от троих сподвижников - порицаемость этого - от Убады Ибн Самита, Абу ад Дарды и Укбы Ибн Амира". Источник: "Аль Истизкар", 5/163-164
3. Также из факихов это слово Исхака Ибн Рахавейхи. См. "Кыяму Рамаан", 40.
Об увещевании или уроках между молитвами тарауих.
Что же касается произнесения проповеди или уроков в промежутках между рак’атами тарауиха, то спросили об это шейха Ибн ‘Усаймина: «Каково постановление относительно увещевания между намазами во время тарауиха или в середине тарауиха, если это делается постоянно?
Шейх ответил: “Что касается увещеваний, то нет! Это не является методом саляфов. Однако если в увещевании есть нужда, то это можно сделать после тарауиха, если есть желание. Если же это делать каждую ночь во время тарауиха, то это станет нововведением”.
Источник: “Ликъа Баб аль-мафтух” 118.
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли для имама во время молитвы тарауих в промежутках произносить увещевание?»
Шейх ответил: “Такой поступок может быть и дозволен, и не дозволен. Если речь идет о разъяснении каких-либо вещей, или же предостережении и запрещении порицаемого, то тогда это необходимо! Однако если речь идет о совершении этого в качестве традиции, то это является противоречием Сунне”. Источник: “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 656.
Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?
Некоторые ученые говорили о нежелательности данного поступка, однако правильным мнением является то, что это дозволено без каких-либо порицаний.
Ибн Абу Муляйка рассказывал: “У ‘Аиши был слуга по имени Закуан, который проводил намаз будучи у нее имамом в месяце Рамадан, читая с мусхафа”. аль-Бухари 1/245.
Известный имам из числа последователей (таби’ун) Ибн Шихаб говорил: “Наилучшие из нас читали Коран в Рамадан по мусхафу!” Источник: “аль-Мудаууана” 1/224.
Имам Малик говорил: “Нет никаких проблем, если имам будет читать Коран с мусхафа в Рамадан, а также во время добровольных намазов!” Ибн аль-Къасим сказал: “Малик порицал это в обязательных намазах”. Источник: “аль-Мудаууана” 1/225.
Имам Ахмад говорил: “Нет проблем в том, чтобы человек, совершающий с людьми ночное выстаивание, читал по мусхафу”. Его спросили: «А в обязательных намазах?» Он ответил: “Об этом я ничего не слышал”. Источник: “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 33/57.
Ан-Науауи сказал: «Если человек читает Коран из мусхафа, то это не нарушает молитву, и не имеет значения, знает ли он Коран наизусть или нет; это даже является обязательным, если он не знает аль-Фатиху. То, о чем мы сказали, а именно то, что чтение из мусхафа не нарушает молитву, является нашим мнением, мнением Малика, Абу Юсуфа, Мухаммада и Ахмада».
Источник: «аль-Маджму’» 4/27.
Сказал Ибн Кудама (да смилостивится над ним Аллах):
«Ахмад сказал: «Нет плохого в том, чтобы вести коллективную молитву кийям уль-лейль, смотря в мусхаф». Его спросили: «А что касается обязательных молитв?». Он ответил: «Это нежелательно в обязательных молитвах, но допустимо в добровольных, если человек не выучил Коран наизусть; но если он выучил его наизусть, то тогда это тоже нежелательно». Он сказал: «Ахмада спросили о чтении из мусхафа во время ведения молитвы в Рамадан». Он ответил: «Это допустимо, если есть необходимость». Передается от Ибн Хамида, что это разрешено как во время добровольных, так и обязательных молитв.
Доказательством дозволенности является сообщение от Абу Бакра аль-Асрама и Ибн Аби Дауда от Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится, что ее раб вел ее молитву (в качестве имама) и читал из мусхафа.
Аз-Зухри спросили о человеке, который читал из мусхафа в Рамадан. Он ответил: «Лучшие из нас читали из мусхафа»». Источник: «Аль-Мугни», 1/335.
Шейха Ибн База (да смилостивится над ним Аллах) спросили: «Разрешено ли имаму читать из мусхафа во время пяти ежедневных молитв, особенно во время фаджра, когда необходимо длительное чтение и есть опасение сделать ошибку или забыть?».
Он ответил: «Это разрешено, если есть необходимость, так же как разрешено читать из мусхафа во время таравиха тому, кто не знает Коран наизусть. Закуан, освобожденный раб Аиши (да будет доволен ею Аллах) был ее имамом в молитве во время Рамадана и он читал из мусхафа, как передал аль-Бухари в своем «Сахихе». Продолжительное чтение во время утренней молитвы является Сунной, поэтому если имам не знает наизусть аль-Муфассаль или другие части Корана, то ему разрешено читать из мусхафа. Но он должен постараться заучить Коран или, по крайней мере, аль-Муфассаль, наизусть, чтобы ему не приходилось читать из мусхафа. Аль-Муфассаль — это часть Корана, начинающаяся с суры «Каф» и до конца Корана. Аллах облегчит заучивание тому, кто будет стремиться к этому, потому что Он говорит:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» (Развод 65:2)
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» (Месяц 54:17)