Аудит учета расчетов с подотчетными лицами

Цель аудиторской проверки по данному направлению состоит в формировании мнения о достоверности порядка соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами.

 

Документы, предоставляемые аудитору организацией для проведения аудиторской проверки:

- учетная политика организации;

- авансовые отчеты;

- приказы о направлении сотрудников в командировку;

- первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению (проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки и др.);

- учетные регистры (ведомости, журналы–ордера) по счетам 71, 76;

- главная книга, бухгалтерский баланс (ф. № 1).

 

Законодательные и нормативные документы, регулирующие вопросы расчетов с подотчетными лицами:

1. План счетов бухгалтерского учета

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (гл. 21, 23, 24, 25)

3. Положение о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов (Приказ ЦБ РФ № 61н от 25 июля 2006 г.)

4. Размеры предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран (утв. пр. Мин. РФ №15н от 04.03.01 г.)

Примерный план проведения аудиторской проверки представлен в таблице 11.

 

 

Таблица 11 – План проведения проверки расчетов с подотчетными лицами

№ этапа Описание этапа проведения аудиторской проверки

1 этап - ознакомительный

1.1. Знакомство с организацией первичного учёта

1.1.1.

Предварительный анализ системы первичного учёта. Проверка полноты и точности регистрации документов в учётных регистрах. Это даст возможность оценить качество первичной учётной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве доказательств, позволит конкретизировать объём первичной документации, представляемой к проверке по данному вопросу

2 этап - основной

2.1. Аудит документального подтверждения расчетных операций

2.1.1.

Проверка наличия и правильности документального оформления приказа об установлении круга лиц, которым предоставляется право получать деньги под отчет. Список подотчетных лиц, а также порядок выдачи в организации наличных денег под отчет устанавливает руководитель.

2.1.2.

Проверка авансовых отчетов: - проверка наличия и правильности оформления авансовых отчетов; - проверка своевременности возврата неизрасходованных подотчетных сумм и своевременности составления авансовых отчетов; - проверка наличия фактов выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего аванса.

2.1.3.

Проверка правильности документального оформления командировок: - проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам; - проверка наличия и правильности документального оформления приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку; - проверка наличия и правильности документального оформления командировочных удостоверений; - проверка наличия и правильности документального оформления служебных заданий для направления в командировку и отчетов о их выполнении. При направлении предприятием в командировку работника в приказе должна определяться конкретная цель командировки, на основании которой можно подтвердить производственный характер данной командировки.

2.1.4.

Проверка правильности документального оформления хозяйственных расходов: - проверка наличия и правильности документального оформления доверенности; - проверка наличия и правильности документального оформления актов закупки.

2.1.5.

Проверка правильности документального оформления представительских расходов: - проверка наличия и правильности оформления приказа о представительских расходах; - проверка наличия и правильности оформления исполнительных смет по приему представителей.

2.2. Аудит полноты и правильности отражения расчетов с подотчетными лицами в учетных регистрах и отчетности

2.2.1.

Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Ошибки допускаются зачастую при поступлении выручки от реализации продукции (товаров) через подотчетное лицо, то есть поступления выручки в данном случае показывают на кредите счета 71 без предварительного отнесения этой суммы на кредит счета 90 «Продажи». При выявлении таких фактов необходимо определить размер скрытого объекта налогообложения (выручки).

2.2.2.

Проверка правильности расчета сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

2.2.3.

Проверка тождественности данных журнала учета хозяйственных операций по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» показателям бухгалтерской отчетности.

2.2.4.

Проверка правильности расчетов с подотчетными лицами в иностранной валюте: - проверка правильности ведения раздельного учета расчетов с подотчетными лицами в валюте и в рублях; - проверка правильности учета курсовых разниц по расчетам с подотчетными лицами; - проверка своевременности и полноты возврата неизрасходованной валюты в кассу организации и ее зачисления на текущий валютный счет. Курсовая разница возникает в результате отклонения курса валют на дату выдачи аванса и дату предъявления авансового отчёта. В п. 13 ПБУ 3/2000 указано, что курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы.

2.3. Аудит правильности отнесения на себестоимость расходов
подотчетных сумм

2.3.1.

Проверка правильности отнесения на себестоимость подотчетных сумм, выданных на хозяйственные нужды. К расходам на хозяйственные нужды относят затраты по приобретению в розничной торговой сети канцелярских или хозяйственных принадлежностей, материалов, бензина на АЗС, оплате мелкого ремонта и т.п. Нередко предприятия стоимость приобретенных за наличный расчет через подотчетных лиц материальных ценностей списывают на издержки производства и обращения, минуя счета учета имущества. Не использование счетов учета имущества, при приобретении материальных ценностей может привести к занижению налога на имущество, искажению себестоимости, прибыли, подлежащей налогообложению. Часто работникам организации выдают подотчет денежные средства на приобретение или возмещение стоимости проездных билетов для проезда в городском или пригородном транспорте, причем эти суммы списывают на себестоимость. При выявлении таких фактов нужно помнить, что организация вправе компенсировать своим работникам эти затраты не за счет себестоимости, а за счет других собственных источников.

2.3.2.

Проверка правильности отнесения на себестоимость расходов по командировкам. Здесь аудитор должен руководствоваться ст. 264 п.1 п/п 12 НК РФ. Командировочные расходы возникают вследствие оплаты расходов работнику предприятия, направленного в командировку. Командировка - это поездка работника в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы по распоряжению работодателя. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.

2.3.3.

Проверка правильности отнесения на себестоимость представительских расходов. Полный перечень представительских расходов приведен в статье 264 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Поэтому затраты на организацию развлечений и отдыха, оплату виз, а также на оплату проживания участников переговоров представительскими расходами не являются. Аудитору необходимо проверить соблюдение ст. 264 п.2 НК РФ организацией, согласно которой представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

2.3.4.

Проверка правильности отнесения на себестоимость расходов лиц, не работающих в организации. Особенно это касается командировочных отчетов. В командировку может быть направлен только штатный работник организации, с которым заключен трудовой договор. Поездка в другую местность работника, с которым заключен гражданско-правовой договор (например, договор подряда или поручения), командировкой не считается.

2.4. Аудит соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами

2.4.1.

Проверка обоснованности предъявления к возмещению НДС по приобретенным материальным ценностям, оплаченным работам и услугам через подотчетных лиц. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговле является нарушением. Сумма НДС не выделяется на основе товарного чека, а включается в данном случае в стоимость приобретаемых товаров.

2.4.2.

Проверка правомерности включения в налоговую базу по налогу на прибыль командировочных расходов, основываясь на ст. 264 п.1 п/п 12 НК РФ. Здесь необходимо проверить, на какие цели отведена командировка. Если цель не обосновывает производственный характер командировки, то затраты на данную командировку могут быть профинансированы лишь за счёт чистой прибыли организации или за счёт самого сотрудника.

2.4.3.

Проверка правомерности включения в совокупный доход работников для целей налогообложения сумм, превышающих расходы в пределах установленных норм.

2.4.4.

Аудит правомерности включения в налоговую базу по единому социальному налогу командировочных расходов

3 этап - заключительный

3.1.

Свод и анализ результатов, полученных в ходе осуществленных аудиторских процедур

3.2.

Оценка аудиторского риска. Для этого требуется руководствоваться положениями стандарта №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом".

3.3.

Оценка обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые показатели

3.4.

Формирование отчёта аудитора по результатам проведённой проверки

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: