Для правильной организации бухгалтерского учета на предприятии, необходимо выбрать оптимальную форму его ведения.
Форма бухгалтерского учета - это комплекс взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, а также определенная последовательность и способы их заполнения.Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно и в течение отчетного периода не должна меняться.
Особенностями форму учета являются такие признаки, как внешний вид регистров, их назначение, структура; взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета, применяемая техника получения и обработки первичной учетной информации и записи ее в учетные регистры.
Мемориально-ордерная форма применяется с 30-х гг. XX в. Название она получила от названия основного регистра — мемориальный ордер. Основные учетные регистры мемориально-ордерной формы: мемориальные ордера, накопительные ведомости, Главная книга, карточки аналитического учета и оборотная ведомость.
|
|
Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является форма Журнал-Главная. В этой форме объединены журнал регистрации мемориальных ордеров с Главной книгой.
Достоинства мемориально-ордерной формы: 1)простота в связях между регистрами; 2) разделение труда учетных работников; 3) удобство для автоматизированной обработки учетной информации.
Недостатки: 1) большая трудоемкость из-за несовпадения во времени заполнения регистров синтетического и аналитического учета, потеря вследствие этого оперативности бухгалтерской информации; 2)сложность в выявлении ошибок (кроме двойной записи).
Журнально-ордерная форма (40-е гг. XX в.). Основные регистры журнально-ордерной формы учета: журналы-ордера, накопительные группировочные ведомости, карточки аналитического учета, кассовая книга, Главная книга.
На практике журнально-ордерная форма учета применяется в 2-х вариантах: 1) полная (16 журналов-ордеров), применяется на крупных предприятиях; 2) сокращенная (8 журналов-ордеров), применяется на малых и средних предприятиях.
Достоинства журнально-ордерной формы учета: 1) сокращение объема учетной работы; 2) повышение уровня организации учетных работ и разделение труда счетных работников; 3) повышение производительности труда бухгалтеров.
Н едостатки: 1) ориентация на ручной труд; 2) сложность заполнения многих журналов-ордеров.
Упрощенная форма учета (1991 г.) рекомендована Министерством финансов СССР для применения на малых предприятиях, где количество операций в месяц небольшое.
Упрощенная форма учета применяется в 2-х вариантах:
|
|
1) основанная на использовании нескольких регистров-ведомостей учета имущества малого предприятия форм № B1—В8;
2) основанная на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозяйственных операций типовой формы № К-1.
1-ый вариант основан на сочетании синтетического и аналитического учета по каждому счету в ведомостях по формам № B1—В8. Ведомости построены по дебетово-кредитовому признаку, т.е. операции по дебету счета расшифровываются по каждой ведомости в корреспонденции с кредитуемыми счетами и наоборот. После отражения операций в ведомостях подсчитывают обороты и сальдо.
2-й вариант предназначен для предприятий непроизводственной сферы, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, не имеющих собственного имущества. Такие предприятия могут вести учет всех операций только в книге № К-1, а начисления зарплаты производят в ведомости по форме № В8. Книга № К-1 содержит все применяемые предприятием счета. Открывается она на месяц либо на год и является комбинированным регистром.
Д остоинства упрощенной формы учета: 1) сочетание синтетического и аналитического учета, что снижает трудоемкость учета; 2) простота регистров учета, их наглядность и ясность.
Недостатки: 1) ориентация на небольшие количества операций. При росте объема операций и количества объектов учета возникают сложности с их отражением в регистрах. 2) ручное оформление.
Автоматизированная форма учета базируется на тех же принципах, что и ручные формы учета, но с использованием ЭВМ. Основные черты: 1) полная автоматизация сбора, передачи, систематизации и обработки информации; 2) использование кроме обычных носителей информации, машинных носителей — магнитных лент, дисков; 3) интеграция учета; 4) осуществление программной группировки дебетовых и кредитовых оборотов; 5) автоматизация логических операций учета; 6) решение задач учета в 2-х режимах — регламентном и запросном; 7) получение выходной информации в виде печатных регистров и видеограмм.
Достоинства автоматизированной формы учета: 1)повышение производительности труда бухгалтеров; 2) рост оперативности и качества информации; 3) высокая достоверность учетных данных.