Организационные и управленческие мероприятия подготовительного периода.
Информационная и директивная основа организации и управления подготовкой к съёмкам.
Съёмочная группа. Особенности и критерии формирования. Руководящий состав съёмочной группы.
Режиссёр-постановщик и его роль в творческом и производственном процессах.
Режиссёрская группа. Состав и обязанности работников.
Оператор–постановщик. Операторская группа – состав и обязанности работников.
Художественно-постановочная группа – состав и обязанности работников.
Звукорежиссёр. Качественные параметры звукозаписи.
Административная группа. Функции работников, состав, права и обязанности.
Постановочный проект фильма. Характеристика основных элементов постановочного проекта. Исполнители.
Информационная и нормативная основы работы над постановочным проектом.
Элементы режиссёрской разработки. Исполнители. Содержание режиссёрского сценария и его отличие от киносценария.
39. Выбор интерьеров и мест натурных съемок. Изобразительное решение фильма (эскизы).
Организационные мероприятия при подготовке киноэкспедиций.
Организационные особенности мероприятий при подготовке зарубежных киноэкспедиций.
Выбор и утверждение актёров на роли.
Функция продюсера при утверждении актеров на роль.
Подготовка сценическо - постановочных средств. Виды СПС.
Организационные и управленческие мероприятия при подготовке СПС.
Организация киносъемок трюковых и сложных сцен и объектов.
47. Календарно‑постановочный план (КПП). Исполнители. Информационная и нормативная основа, необходимая для разработки КПП.
48. Защита постановочного проекта. Цель, процедура.
49. Функция директора съёмочной группы в подготовительном периоде. Формирование съемочной группы.
Съёмочный период. Продолжительность. Цели и задачи.
Организационные и управленческие мероприятия съёмочного периода. Функция продюсера и линейного продюсера в съёмочном периоде.
Информационная и нормативная основа организации работ в съёмочном периоде.
Оперативное планирование в съёмочном периоде. Вызывной лист.
Съёмочная площадка. Организация работ на съёмочной площадке. Обеспечение и соблюдение норм охраны труда и техники безопасности. Исполнители.
Съёмочная смена. Виды работ. Продолжительность смены.
56. Специфика производства съемок в интерьере, павильоне, на натуре
57. Монтажно ‑ тонировочный период. Сроки, содержание работ. Линейный и нелинейный монтаж. Состав группы.
Особенности организации творческо-производственного процесса на этапах монтажно-тонировочного периода изготовления исходных фильмовых материалов при использовании новейших цифровых технологий.
Сдача фильма. Комплект исходных материалов. Прокатное удостоверение.
Комплект производственной документации, обязательный на всех технологических этапах производства (приказы, акты, отчеты и др.)
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература.
1. www.kinoproducer.ru
2. www.mkrf.ru
3. Алан Розенталь. Создание кино- и видеофильмов как увлекательный бизнес. – М.: Триумф; Жуковский: Эра, 2000 г.
4. Артюшин Л.Ф., Барский И.Д., Винокур А.И. Справочник кинооператора. М.: «Галактика-А», 1999 г.
5. Богданов М.А. Воплощение замысла изобразительно-декорационного решения фильма. М.: ВГИК, 1979 г.
6. Келлисон, К. Продюсирование на телевидении: практический подход/Кэтрин Келлисон; перевел с английского Б.С. Станкевич; науч. ред. В.Е. Максимков.- Минск: Гревцов Паблишер, 2008.
7. Кокарев И. Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России: Учеб. пособие/И.Е. Кокарев.-2 изд., перераб.- М.: Аспект Пресс, 2009.
8. Кокарев И.Е. кино как бизнес. Минск, 1991г.
9. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. М.: Российский фонд культуры, «Русская панорама» 2001г.
10. Комментарий к части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации /Под ред. А.Л. Маковского; вступ. ст. В.Ф. Яковлева; Иссл. центр частн. права.- М.: Статут, 2008.
11. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический). Под ред. К.Я. Ананьевой. Вст. статья В.А. Рыбакова.-М.: ТОН – ИКФ ОМЕГА – Л., 2002
12. Коноплев Б.Н. Основы фильмопроизводства. М.; «Искусство», 1988 г.
13. Криштул Б.И. Кинопродюсер. М.: Российский Фонд культуры, «Русская панорама», 2000 г.
14. Криштул Б.И., Артемов В.И. В титрах последний. М.: «Русская панорама», 2002 г.
15. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
16. Основы продюсерства в аудиовизуальной сфере. Учебное пособие под. ред. д. э. н., проф. Г. П. Иванова, к. э. н. П. К. Огурчикова, к. э. н. В. И. Сидоренко. М.: 2003 г.
17. Сборник задач, тестов и заданий по основам продюсерства и менеджмента (Аудиовизуальная сфера). – М.: ВГИК, 2009 г.
18. Сидоренко В.И. Методы формирования ресурсов производства аудиовизуальной продукции в зарубежной практике. Учебное пособие. М.: ВГИК, 2000 г.
19. Сидоренко В.И. Планирование производственно-экономических и постановочных ресурсов при создании аудиовизуальной продукции в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ВГИК, 2000 г.
20. Сидоренко В.И. Планирование сроков и стоимости производства фильмов.- М.: ВГИК, 2007
21. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес: договорное регулирование. М.: «РосКонсульт», 1999 г.
22. Ирвинг Дейвид К., Ри Питер В. Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов / Пер. с англ. С.И. Биченко, А.П. Бойцовой, М.С. Меньшиковой, под ред. Т.Н. Яковлевой-Нельсон. –М.: ГИТР, 2008
23. Профессия продюсер кино и телевидения. Практические подходы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.
Дополнительная литература.
1. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Учебное пособие. М.: 1995.
2. Глаголев А.И. Экономическое отношения в художественной культуре. М.: 1991.
3. Грызунова О.И., Немировская М.Л. телевещание в России: обеспеченность населения телерадиопрограммами. Учебное пособие. М.: 1999.
4. Егоров Е. Телевидение между прошлым и будущим. М.: изд-во «Воскресенье», 1999.
5. Иванов Г.И., Шустов М.А. Экономика культуры: Учебные пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
6. КиноСтатистика 2007, 2008. Ежегодник о киноотрасли России. Movie Research Company. М. 2008,2009.
7. Общественный доклад о состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 г. (результаты конференции-форума). М.2008.
8. Огурчиков И.К., Падейский В.В. Инвестирование продюсерских проектов в телевидении «Техника кино и ТВ», 1999, №7.
Список нормативных правовых документов.
1. Гражданский Кодекс РФ. Часть I. Часть II. Часть III. Часть IV.
2. Комментарий к федеральным законам «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - М., 1996
3. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.07.1995 № 609
4. Положение о национальном фильме. Утвержденно приказом Государственного комитета Российской Федерации от 27.01.99 № 7-1-19/4
5. Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования М., 1989
6. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» 12.11.1993, №1904
7. Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» 01.07.1996 г. № 1010
8. Закон РФ «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в РФ» 01.12.1995 № 191-ФЗ
9. Постановление Совета Министров СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» от 1989 № 1003
10. Постановление Совета Министров СССР «Об образовании киноконцерна Мосфильм и проведении творческо-экономического эксперимента», 1989
11. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон о государственной поддержке кинематографии» от 27.12.2009г. №375-ФЗ
12. Постановление Правительства Российской Федерации о киноконцерне Мосфильм от 25 января 2001 г. №101 р.
13. Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации государственных киностудий» от 4 апреля 2001 г. № 309
14. Указ Президента Российской Федерации «О создании открытого акционерного общества «Российский кинопрокат» от 4 апреля 2001 г. № 390
15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический)/ под ред. К.Я. Ананьевой. – М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2002.
16. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 27.12.1991
17. Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре» 9.10.1992 № 3613-1
18. Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 15.04.1993. №4804
19. Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» 22.08.1996 № 126-ФЗ.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
31 мая 2006 г. № 434
Москва
Об утверждении квалификационной
характеристики должности «Продюсер
телевизионных и кинофильмов»
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о
Министерстве здравоохранения и социального развития Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №
28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162)п р и к а з ы в а ю:
Утвердить квалификационную характеристику должности «Продюсер
телевизионных и кинофильмов» согласно приложению
Министр М.Ю.Зурабов
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от «31» мая 2006 г. № 434
- - Квалификационная характеристика должности
«Продюсер телевизионных и кинофильмов»
Должностные обязанности. Осуществляет экспертную оценку художественных достоинств и
экономических параметров кинопроекта. Вырабатывает вместе с авторами кинопроекта либо
привлеченными экспертами художественную концепцию телевизионного или кинофильма (далее-
фильма), оптимальную тактику его производства и проката. Рассматривает и принимает литературный
и режиссерский сценарий и постановочный проект фильма. Осуществляет поиск необходимых для
реализации проекта фильма ресурсов, в том числе денежных, и контроль за рациональным их
использованием. Формирует творческий коллектив и осуществляет подбор производственного
персонала фильма, организует их работу. Руководит процессом создания фильма. Обеспечивает
творческий и технологический процессы подготовки съемок, съемки и монтажа фильма. Осуществляет
контроль за соответствием снимаемого материала принятой художественной концепции фильма,
утвержденному режиссерскому литературному и режиссерскому сценарию и постановочному проекту
фильма. Принимает самостоятельно или с помощью привлеченных экспертов готовый фильм.
Организует комплекс мероприятий (организационных и коммерческих) по изучению кинорынка,
созданию аудиовизуальной продукции с учетом спроса и эффективному продвижению готового
фильма потребителю. Решает вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение
отдельных производственно-хозяйственных функций другим работникам. Обеспечивает соблюдение
норм действующего авторского права и смежных прав при создании и прокате фильма.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в области кинематографии и
телевидения; организационно-распорядительные и нормативные документы, касающиеся
производства, проката и показа аудиовизуальной продукции; основные принципы построения систем
управления кинематографией и телевидением; основные составляющие кинематографического
процесса; технологию и организацию фильмопроизводства; основы кинорежиссуры,
кинодраматургии, кинооператорского мастерства, монтажа и звукового оформления фильмов;
технологию'специальных видов съемок; основы материальной культуры, маркетинга и менеджмента;
основные направления и тенденции творческого, экономического и технического развития
отечественного и зарубежного кинематографа, видео- и телевидения; принципы функционирования
рынка реализации аудиовизуальной продукции; порядок заключения и исполнения договоров; методы
управления персоналом; основы трудового законодательства; законодательство об авторском праве и
смежных правах; правила по охране труда.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности
«Продюсерство кино и телевидения» и стаж работы в области кинопроизводства не менее 3 лет или
высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по специальности
«Продюсерство кино и телевидения» и стаж работы в области кинопроизводства не менее 3 лет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки продюсерство.
Автор доцент Богун А.И.
Рецензент(ы) _________________________________________
Программа одобрена на заседании _______________________
________________________________________________________