Процессуальные теории мотивации

1) Теория ожиданий В. Врума

Наличие потребностей не является единственным необходимым условием мотивации человека для достижения определенной цели. Человек ожидает, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению потребностей или приобретению желаемого.

Ожидания – это оценка конкретным человеком вероятности свершения определенного события.

Мотивация находится в прямой зависимости от следующих трех факторов.

Во-первых, ожидания в отношении затрат труда - результатов (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

Во-вторых, ожидания в отношении результатов – вознаграждения (Р-В) – это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

В-третьих, валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

 

 

2) Теория справедливости

Люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если, по мнению работника, имеет место несправедливость – большее вознаграждение других работников за аналогичные результаты или такое же за более низкие, - то работник будет снижать интенсивность и продуктивность своей работы.

2) Модель Портера-Лоулера

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.

 

 

Рисунок 49 – Модель Портера-Лоулера


Мотивация зависит от потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Результативность труда порождает удовлетворенность, т.е. чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности.

 


Контроль

 

Контроль – это стадия процесса управления, которая представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Посредством контроля осуществляется оценка реальной ситуации, и тем самым, создаются предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей организации.

Контроль выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления.

 

Таблица 15 – Виды контроля

Признак классификации Вид контроля Содержание
1 2 3
Время осуществления Предварительный   Текущий   Заключительный Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Объекты предварительного контроля: трудовые, материальные и финансовые ресурсы Осуществляется в процессе исполнения принятых решений. Назначение – своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества и в установленные сроки. Объектом текущего контроля является исполнитель работ, производит контроль – его непосредственный начальник Осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения. Объект заключительного контроля – результат работы
Цели контроля Стратегический   Оперативный Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают стратегически важные направления деятельности организации: маркетинг, научно – технические прогнозы, продуктовый портфель и т.д. Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, и т.д.
Предмет контроля Финансовый   Административный Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и производится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели деятельности, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми ресурсами, финансовое состояние предприятия Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля – производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, выполнение производственных программ и всех видов планов в организации
Масштабы контроля Полный   Выборочный Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований, проверка научно – технического уровня продукции и т. д.

 

В процессе контроля можно выделить три основных этапа: выработка стандартов, сопоставление с ними фактических результатов, принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс необходимых мер.


Рисунок 50 – Этапы процесса контроля

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: