Классификация видов транспорта

Термин транспорт происходит от латинского «transporter», что означает переношу, перевожу, перемещаю. В этом слове отражена главная суть транспорта: перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и пассажиров. Однако кроме однозначного смысла, этот термин стал употребляться в других значениях:

Отрасль народного хозяйства, выполняющая перевозку грузов и пассажиров

Комплекс технических средств, обеспечивающий перемещение грузов и пассажиров

Сам процесс перемещения грузов и пассажиров, который чаще всего называется транспортировка

Поток транспортных единиц, движущихся по транспортной сети

Отдельная партия грузов, следующая в пункт назначения по конкретному адресу

Род человеческой деятельности или специальности

Транспорту присущи 3 элемента, которые характерны для любой отрасли материального хозяйства:

Средство труда (транспортные средства)

Предметы труда (над чем работает транспорт: грузы, пассажиры)

Целесообразная деятельность людей (труд работников транспорта)

 Таким образом, транспорт по праву отнесён к категории материального производства и вместе с тем является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которое определяет своеобразие процессов производства и его продукцию, а также технологи, организацию и управление.

 Значение транспорта для страны велико: он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции страны.

 Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является звеном любого производства, служит для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления.

 Социальное значение транспорта заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, а также облегчении с помощью транспорта их труда.

Культурное значение транспорта заключается в обеспечении общения между людьми удовлетворении их эстетических потребностей.

 Оборонное значение транспорта заключается в потребности войск и вооружения, эвакуации людей и ресурсов.

Основную задачу транспорта можно сказать следующим образом: полное удовлетворение потребностей промышленности, с/х и населения.

Государственная политика транспорта в РБ осуществляет управление по транспорту и связи совета министров РБ, а управление работой транспорта осуществляет:

Авто и водным- министерство транспорта и коммуникаций, в структуру которого входит также государственный комитет по автодороге. В областях страны созданы производственные объединения автотранспорта (облавтотрансел)

ЖД- объединяет Белорусская железная дорога, в состав которой входит 6 отделений: Баранавическая, Брестская, Витебская, Гомельская, Минская, Могилёвская; производственное объединение промышленного ЖД транспорта и вагонно-ремонтные заводы.

Воздушный- госкомитет по авиации

Городские виды транспорта находятся в веденьи горисполкомов

В состав транспортной системы входят следующие виды транспорта: автомобильный, ЖД, морской, речной, воздушный, трубопроводный, космический.

 Элементами транспортной системы является также:

Городской транспорт- представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метро, трамваи, автобусы и так далее) функционорует обособленно в различных городах

Промышленный транспорт, к которому относятся все виды транспорта обслуживает внутренние нужды предприятий

Выделяют также транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования- это транспорт, который соответствует с действующим законом, должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров независимо от того, кем они были предъявлены. Транспорт не общего пользования- ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только своего ведомства или предприятий.

 

Лекция 4.

 Особенности транспортной системы РБ

1.Технико-экономические особенности и сферы применения различных видов тр-та: преимущества и недостатки. Преимущества ж/д тр-та:1)возможность прокладки на любой территории.2)обеспечение связи с большинством промышл-х и с/х предприятий,имеющих подъездные пути.3)высокая провозная способность.4)регулярность перевозок.5)меньшее расстояние перевозки,по сравнению с водным.6)низкая себестоимость7)высокая скорость доставки,по сравн с водным.8)большая маневренность в использовании подвижного состава.90меньшее воздействие на окр. среду. Основной недостаток – большой расход мелаллов на строительство дорог. Преимущества автотр-та: 1)скорость выше,чем жд и водный.2)возможность доставки без перегрузок.3)регулярность перевозок.4)меньшие капитальные вложения по сравн с жд.5)расстояние перевозок меньше,чем жд и водным. Недостатки: 1)высокая себестоимость2)высокая степень загрязнения окр среды. Преимущ водного тр-та: 1)высокая провозная способность.2)низкая себестоимость.3)незначительные капитал вложения. Недостатки: 1)сезонность перевозок2)несовпадение направления рек с основными грузопотоками.3)низкая скорость доставки. Преимущества воздушного: 1)большая скорость2)возможность перевозки в любом направлении3)расстояние перевозки меньше,чем на др.4)меньшее капитал вложения. Недостатки: 1)высокая себестоимость2)зависимость от погодных условий. 2.Документы Основным документом,определяющим экономические,правовые,организационные основы деятельности тр-та,его место и роль в хоз-ве РБ явл-тся закон о транспорте РБ.Вторым докум-ом являются уставы,в том числе устав автотр-та,правила технической эксплуатации и инструкции.Размер платы за провоз груза определяются тарифными руководствами.Техническая работа тр-та регламентируется актами.Кроме того,издаются приказы и указания министерства тр-та,кот-е устанавливают нормативные требования по конкретным вопросам работы тр-та. 3.Классификация путей сообщения.Пути сообщения водного тр-та: водная гладь морей и океанов,каналы,шлюзы.Водный канал- искусственная водная артерия,предназнач-я для сокращения водных маршрутов.Цель создания судоходного канала- соединения бассейнов 2-х водоемов.Судоходный шлюз- гидротехническое сооружение на судоходных путях для обеспечения перехода судов из 1-го водного бассейна в др.Использование шлюзов направлено на то,чтобы сделать водные пространства с разл уровнями воды более пригодными для судоходства. Пути сообщения автотр-та: автодороги,мосты,тоннели,путепроводы,эстокады.Мост- искусственное сооружение,перекинутый через реку,озеро и тд.Мост,перекинутый через дорогу,-путепровод.Эстокада- протяженное инженерное сооружение,состоящее из ряда однотипных опор и пролетов,предназ-е для размещения дороги выше уровня земли. Пути сообщения жд. тр-та: ж.д. путь,мосты,тоннели.Ж.д. путь- сложная конструкция,состоящая из верхнего и нижнего строения путей.К верхнему отн. рельсы,шпалы,рельсовое скрепление,баласная призма.К нижнему- земляное полотно,мосты,трубы. Пути сообщения воздушного тр-та: Воздушные коридоры.

 

Лекция №5

Транспортные потоки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: