Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), обуславливающие в соответствии с нормами налогового законодательства наступление определенных правовых последствий – обязанности субъекта уплатить налог [2, с. 233].
В соответствии со ст. 28 Общей части НК, объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика НК, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.
Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения.
Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.
Наличие объекта налогообложения порождает у конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законодательством налог.
Следует обратить внимание, что если по другим элементам налога (например, налоговый период, налоговая база, налоговая ставка) точки зрения экономистов и правоведов совпадают, то по объекту налогообложения мы наблюдаем явную полярность научно-прикладных подходов. Так, в экономико-финансовой литературе преобладает точка зрения, согласно которой объектами налогообложения являются прибыль, различные виды доходов, имущество, стоимость определенных товаров и другие материальные блага. В правовой литературе доминирует взгляд на объект налогообложения как определенный юридический факт, порождающий обязанность уплаты налога [25, с. 55].
|
|
Понятие «объект налогообложения» граничит с термином «предмет налогообложения», который предопределяет объект налогообложения, но в то же время сам по себе не порождает никаких налогово-правовых последствий.
Предмет налога – это имеющие количественную, стоимостную или физическую характеристики предметы материального мира, которые могуь повлечь обязанность по уплате налога, если по отношению к ним субъект находится в определенном юридическом состоянии. Так, предметом налога на доходы физических лиц выступает доход в денежной или натуральной форме, полученный налогоплательщиком; объектом налога – право собственности на те денежные средства, которые выражают этот доход [20, с. 98].
В соответствии с НК объектом налогообложения, в частности, могут быть:
- товары;
- работы и услуги;
- дивиденды и проценты.
В данном случае, налоговое законодательство, определяя объект налога, отождествляет его с предметом налога, так как понятием «объект налога» охватывается то, что наукой налогового права именуется «предмет налога».
|
|
Объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются:
- игровые столы;
- игровые автоматы;
- кассы тотализаторов;
- кассы букмекерских контор [20].
В Указе Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь» (далее - Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса; Указ № 9) даны следующие определения.
Игровой стол - специально оборудованное место, предназначенное для проведения азартной игры с любым видом выигрыша, в которой игорное заведение через своих представителей участвует как сторона либо как организатор и (или) наблюдатель.
Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное, иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и (или) используемое для проведения азартной игры с денежным (материальным) выигрышем без непосредственного участия в указанной игре представителей игорного заведения;
Тотализатор - игорное заведение, где проводятся азартные игры, в которых участники делают предварительный прогноз (заключают пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами [15].
Количество объектов обложения налогом на игорный бизнес подлежит обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до момента их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
Постановлением МНС Республики Беларусь от 29.11.2007 № 114 «О некоторых вопросах регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь объектов налогообложения налога на игорный бизнес и журналов учета показаний накапливающих счетчиков игрового автомата и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений по указанным вопросам» (далее - Постановление № 114) установлено, что свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес выдается инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами [12].
Регистрация в налоговых органах объектов обложения налогом на игорный бизнес производится только при наличии у плательщика специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, а также сертификатов и договоров на техническое обслуживание этих объектов.
Нотариально удостоверенная копия свидетельства о регистрации общего количества объектов обложения налогом на игорный бизнес каждого вида должна храниться по месту нахождения указанных объектов.
Заявление о регистрации объектов налогообложения представляется по форме согласно приложению 2 к Постановлению № 114.
Перечень игровых автоматов представляется по форме согласно приложению 3 к Постановлению № 114, журнал (журналы) учета показаний накапливающих счетчиков игрового автомата (далее - журнал учета) - по форме согласно приложению 4 к Постановлению № 114.
Свидетельство о регистрации оформляется должностным лицом инспекции МНС, уполномоченным на регистрацию объектов обложения налогом на игорный бизнес, в 2 экземплярах. Один экземпляр свидетельства о регистрации выдается (направляется) плательщику либо плательщик уведомляется о его подготовке в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, второй экземпляр хранится в инспекции МНС.
|
|
Основаниями для выдачи свидетельства о регистрации являются:
- неистечение срока действия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса:
- неистечение срока действия сертификата соответствия на объект (объекты) налогообложения, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
- неистечение срока действия договора на техническое обслуживание на объект (объекты) налогообложения [12].
Журналы учета регистрируются в инспекции МНС в порядке и сроки, установленные законодательством об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами, с учетом положений Постановления № 114. Представляемые для регистрации журналы учета должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны руководителем юридического лица - плательщика (индивидуальным предпринимателем - плательщиком), скреплены оттиском печати юридического лица - плательщика (индивидуального предпринимателя - плательщика при наличии у него печати). Журнал учета ведется на каждый игровой автомат. Начальные показания счетчиков, отраженные в журналах учета, должны совпадать с показаниями, отраженными в перечне игровых автоматов.
Административное решение о регистрации журнала учета оформляется путем указания на журнале соответствующей отметки, заверяемой начальником (заместителем начальника) инспекции МНС и печатью инспекции МНС с указанием даты регистрации.
При выдаче нового свидетельства о регистрации ранее выданное свидетельство о регистрации изымается.
Объект обложения налогом на игорный бизнес признается установленным либо выбывшим со дня выдачи свидетельства о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес взамен изъятого.