Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего налог на игорный бизнес

 

Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса в Республики Беларусь в 2010 г. регламентировано Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9. Особенности исчисления и уплаты налога на игорный бизнес определены главой 37 Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2005 № 140 утверждены регулирующие отдельные вопросы игорного бизнеса:

- Положение о порядке содержания казино;

- Положение о порядке содержания зала игровых автоматов;

- Положение о порядке содержания тотализатора;

- Положение о порядке содержания букмекерской конторы;

- Правила организации и проведения букмекерских игр;

- Правила организации и проведения игр в карты;

- Правила организации и проведения игр в кости;

- Правила организации и проведения игр тотализатора;

- Правила организации и проведения цилиндрической игры (рулетки) «Американская рулетка» [11].

Игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, которая не сопровождается реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и связана с извлечением игорным заведением дохода от организации азартных игр и пари в виде выигрыша и платы за их проведение.

Под игорным заведением понимается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов.

В соответствии с Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, игорный бизнес – это деятельность, направленная на извлечение игорным заведением дохода в виде выигрыша, платы за организацию, проведение или участие в азартных играх [15].

Положением об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса установлено, что на территории Республики Беларусь разрешено осуществление следующих видов игорного бизнеса:

- содержание букмекерской конторы;

- содержание зала игровых автоматов;

- содержание казино;

- содержание тотализатора.

Перечень азартных игр, проведение которых не противоречит законодательству Республики Беларусь, утвержден п.3 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса и включает в себя следующие виды игр:

- букмекерская игра;

- игра в карты;

- игра в кости;

- игра на игровых автоматах;

- игра тотализатора;

- цилиндрические игры (рулетка).

В Положении об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса даны следующие определения.

Азартная игра - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, который зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие, либо от выполнения условий пари, частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, документально подтвержденными фактами.

Букмекерская игра - азартная игра, в которой участник делает ставку на результат события (заключает пари с букмекерской конторой), а размер выигрыша определяется до начала игры и зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, документально подтвержденными фактами.

Игра в карты - азартная игра, в которой ее участники соответствующим раскладом карт определяют выигрыш и его величину.

Игра в кости - азартная игра, в которой ее участники соответствующим выбрасыванием числа кости определяют выигрыш и его величину.

Игра на игровых автоматах - азартная игра, в которой ее участники на игровых устройствах автоматически определяют выигрыш и его величину.

Игра тотализатора - азартная игра, в которой участник делает ставку на результат события (заключает пари с тотализатором), а размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими, реальными, документально подтвержденными фактами, а также от общей суммы внесенных ставок.

Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное, иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и (или) используемое для проведения азартной игры с денежным (материальным) выигрышем без непосредственного участия в указанной игре представителей игорного заведения.

Игровой стол - специально оборудованное место, предназначенное для проведения азартной игры с любым видом выигрыша, в которой игорное заведение через своих представителей участвует как сторона либо как организатор и (или) наблюдатель [15].

Игровое оборудование - игровой стол, игровой автомат, иное оборудование, применяемое для организации и проведения азартной игры.

Цилиндрические игры (рулетка) - азартные игры, в которых их участники, определяя комбинации чисел, символов и других знаков с помощью вращающегося устройства, выигрывают в зависимости от заранее установленной пропорции общей суммы сделанных ставок и выигрышей.

В Положении об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса дано определение понятия «игровой стол». Однако, нет определения понятия "игровое поле", которое следует определять как специальное место на игровом столе, где проводится азартная игра, стороной которой является представитель игорного заведения.

На игровом столе может быть несколько игровых полей - специально оборудованных мест, на которых проводится отдельная азартная игра с участием представителя игорного заведения.

Игровое поле не является объектом налогообложения. Вместе с тем количество игровых полей должно влиять на порядок исчисления налога по такому объекту налогообложения, как игровой стол. Заметим, что в расчете налога по иным объектам налогообложения игровые поля не применяются.
Правовой статус игрового поля как составной части элемента налогообложения неясен, что может стать причиной судебных разбирательств о правомерности учета игровых полей при уплате налога. Считаем, что в рамках указанной конструкции количество полей должно выступать в качестве корректирующего (повышающего) коэффициента на 50 %. Соответствующие изменения необходимо внести в ст. 309 НК.

Также в Положении об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса дано определение понятия «игровой автомат», оно было дано выше. Вместе с тем один игровой автомат может допускать участие в игре нескольких игроков, но сам игровой автомат имеет один функциональный блок (устройство, определяющее процесс игры), одни специальные устройства для приема и идентификации, а также для накопления и выплаты монет, купюр или их заменителей. Игровая ситуация каждого игрока зависит от игровой ситуации других игроков, то есть определяется общий результат игры. Для такой ситуации объектом налогообложения будет являться только этот игровой автомат независимо от количества игровых (терминальных) мест, однако считаем целесообразным также применять в этом случае корректирующего (повышающего) коэффициента на 50 %. Соответствующие изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

В Республике Беларусь государственное регулирование в сфере игорного бизнеса осуществляет правительство, а контроль за игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере возложен на Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство спорта и туризма Республики Беларусь в пределах их компетенции             [23, с. 100].

С момента правового регламентирования игорного бизнеса в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика увеличения количества казино и залов игровых автоматов, занятых в отрасли работников и, как следствие, платежей в бюджет. Доходы игровых заведений выросли в несколько раз. Практически с нуля без государственных ассигнований создана целая отрасль, объединяющая различные компании: организаторов игорного бизнеса, производителей игрового оборудования, организаций, оказывающих услуги общественного питания, занимающихся охраной игорных заведений.

Несмотря на бурное развитие и большие перспективы, игорный бизнес до настоящего времени остается одной из самых неурегулированных на законодательном уровне сфер предпринимательской деятельности.

Основными нарушениями, допускаемыми в сфере игорного бизнеса, в настоящее время являются:

- использование игрового оборудования, не зарегистрированного в налоговых органах;

- нарушения установленного порядка сертификации и технического обслуживания игрового оборудования;

- нарушение порядка приема наличных денежных средств, выдача чеков игрокам [4].

Также следует отметить регулярное нарушения игорным заведением в г. Барановичи п. 13 Правил организации и проведения цилиндрической игры (рулетки) «Американская рулетка», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2005 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9», а именно при проведении игры «Американская рулетка», когда выпадает «0-Зеро», тогда ставки на малых, больших, четных, нечетных, красных и черных номерах должны проигрывать только наполовину (вторая половина возвращается игроку), однако в данном заведении в этой ситуации на малых, больших, четных, нечетных, красных и черных номерах проигрывают полностью.

Данный факт свидетельствует о ненадлежащей работе Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в сфере осуществления контроля за игровыми заведениями. Поэтому, считаем необходимым, осуществлять регулярные проверки игорных заведений вышеназванными органами.

Экономическая природа игорного бизнеса уникальна в смысле сочетания его прибыльности и малозатратности. Таким образом, актуализируется регулирующая роль налогов, заключающаяся в перераспределении получаемой игорными заведениями сверхвысокой прибыли. С другой стороны, данный вид предпринимательской деятельности не является социально значимым, более того, способствует развитию негативных явлений в обществе. Также следует учесть наплыв российских инвесторов и игроков в наше государство [3]. Данные обстоятельства говорят о целесообразности повышения ставок налога. Однако не стоит при этом забывать, что данный вид деятельности является важным источником аккумулирования доходов в бюджеты субъектов. Особенно актуальна эта проблема становится в сложных современных экономических условиях.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Правовой статус игрового поля как составной части элемента налогообложения неясен, что может стать причиной судебных разбирательств о правомерности учета игровых полей при уплате налога. Считаем, что в рамках указанной конструкции количество полей должно выступать в качестве корректирующего (повышающего) коэффициента на 50 %. Соответствующие изменения необходимо внести в ст. 309 НК.

Игровой автомат, который  может допускать участие в игре нескольких игроков, но сам имеет один функциональный блок (устройство, определяющее процесс игры), одни специальные устройства для приема и идентификации, а также для накопления и выплаты монет, купюр или их заменителей будет являться одним объектом налогообложения, независимо от количества игровых (терминальных) мест, однако считаем целесообразным применять в этом случае корректирующего (повышающего) коэффициента на 50 % за каждое игровое место. Соответствующие изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс Республики Беларусь.

Игорный бизнес, как вид предпринимательской деятельности не является социально значимым, более того, способствует развитию негативных явлений в обществе. Учитывая факт получения игорными заведениями сверхприбыли, наплыв российских инвесторов и игроков в наше государство считаем целесообразным повышение ставок налога на игорный бизнес.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которой определен порядок исчисления и уплаты специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), вступила в силу 1 января 2010 г. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к НК что, по нашему мнению, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

2. Каждый из элементов налога на игорный бизнес имеет самостоятельное юридическое значение, играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога, а также несет конкретную функцию, поскольку последствием ненадлежащего определения какого-либо из элементов может стать не только конфликтность ситуации между публичными и частными субъектами, но и возможность неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности уплаты налога на вполне законных основаниях.

3. Правовой статус игрового поля как составной части элемента налогообложения неясен, что может стать причиной судебных разбирательств о правомерности учета игровых полей при уплате налога. Считаем, что в рамках указанной конструкции количество полей должно выступать в качестве корректирующего (повышающего) коэффициента на 50 % от ставки налога на игровой стол. Соответствующие изменения необходимо внести в ст. 309 НК.

4. Игровой автомат, который может допускать участие в игре нескольких игроков, но сам имеет один функциональный блок (устройство, определяющее процесс игры), одни специальные устройства для приема и идентификации, а также для накопления и выплаты монет, купюр или их заменителей будет являться одним объектом налогообложения, независимо от количества игровых (терминальных) мест, однако считаем целесообразным применять в этом случае корректирующего (повышающего) коэффициента на 50 % за каждое игровое место от ставки налога на игровой автомат. Соответствующие изменения необходимо внести в ст. 309 НК.

5. Экономическая природа игорного бизнеса уникальна в смысле сочетания его прибыльности и малозатратности. Таким образом, актуализируется регулирующая роль налогов, заключающаяся в перераспределении получаемой игорными заведениями сверхвысокой прибыли. С другой стороны, данный вид предпринимательской деятельности не является социально значимым, более того, способствует развитию негативных явлений в обществе. Учитывая факт получения игорными заведениями сверхприбыли, наплыв российских инвесторов и игроков в наше государство считаем целесообразным повышение ставок налога на игорный бизнес.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: