Понятие и правовая природа особых режимов налогооблажения в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………….6

 

ГЛАВА 2. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТСИКА, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ…………………………………….………………….14

                 2.1 Общая характеристика налога на игорный бизнес…….…...14

                  2.2 Субъекты налога на игорный бизнес………………….…….16

                  2.3 Объекты налога на игорный бизнес……………..…………..19

                  2.4 Другие элементы налога на игорный бизнес……………….24

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС………………….…..28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….36

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….41



ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения основных экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, пытаясь создать равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают предпосылки для формирования и функционирования единого рыночного хозяйства.

Государство с помощью использования бюджетно-налоговых рычагов оказывает волевое воздействие на ход развития экономики страны. Деятельность любой организации, предпринимателя и т.д. направлены на извлечение максимальной прибыли. Задача государства - посредством налога на прибыль получить максимум дохода в бюджет.

Игорный бизнес - один из самых доходных видов деятельности в инфраструктуре отдыха и развлечений в мире, а история азартных игр уходит своими корнями далеко в прошлое человечества.

С момента правового регламентирования игорного бизнеса в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика увеличения количества казино и залов игровых автоматов, занятых в отрасли работников и, как следствие, платежей в бюджет. Доходы игровых заведений выросли в несколько раз. Практически с нуля без государственных ассигнований создана целая отрасль, объединяющая различные компании: организаторов игорного бизнеса, производителей игрового оборудования, организаций, оказывающих услуги общественного питания, занимающихся охраной игорных заведений.

Несмотря на бурное развитие и большие перспективы, игорный бизнес до настоящего времени остается одной из самых неурегулированных на законодательном уровне сфер предпринимательской деятельности.

Для налоговой системы Республики Беларусь 2010 год является знаковым. С 1 января введена в действие Особенная часть Налогового кодекса (далее – НК). В Особенной части НК детализированы и раскрыты принципы, правила построения и применения каждого конкретного налога, сбора и пошлины.

В настоящее время идет бурная дискуссия, связанная с принятием Особенной части НК Республики Беларусь, который стал основным документом, регулирующим правила функционирования отрасли. Поэтому вопросы, касающиеся налогообложения игорных заведений, приобретают особую актуальность.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе применения особых режимов налогообложения, а именно налога на игорный бизнес.

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие особые режимы налогообложения, а именно налог на игорный бизнес.

    Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых проблем, касающихся особенностей государственного регулирования уплаты налога на игорный бизнес, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.

    Исходя из цели можно сформулировать следующий ряд задач:

1. выявить правовую природу особых режимов налогообложения;

2. определить общие условия применения налога на игорный бизнес;

3. дать характеристику субъектов, объектов налога на игорный бизнес;

4. определить основные проблемы совершенствования законодательства, регулирующего налог на игорный бизнес, и пути их решения.

Методами исследования являются диалектический, сравнительно-правовой, системный метод анализа и синтеза.

Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых:  А. А. Пилипенко, А. Д. Кишкевич, Л. А. Ханкевич, Г.В. Петрова, С. И. Адаменко, О. И. Мамрукова, О. С. Кириллова, Т. В. Муравлева, Н. Е. Заяц, Е. М. Попов.

 

 



ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью НК или Президентом Республики Беларусь.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

- налога на игорный бизнес;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма [9].

При установлении особых режимов налогообложения плательщики и элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК или Президентом Республики Беларусь.

Современная налоговая практика показывает, что в условиях неоднородности отраслевого состава хозяйствующих субъектов и наличия у них объективных особенностей осуществления предпринимательской деятельности применение единых условий налогообложения ко всему кругу участников экономических отношений не всегда может быть эффективным и целесообразным.

Исходя из этого, при формировании налогового законодательства Республики Беларусь в отношении отдельных категорий субъектов хозяйствования была установлена совокупность специальных правил налогообложения.

В Общей части НК такая совокупность специальных правил получила наименование "особые режимы налогообложения".

Правовое определение данной категории налогообложения устанавливается в первом пункте статьи 10 НК. Как следует из его редакции, под особым режимом налогообложения надлежит понимать специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин, отличающийся от общеустановленного.

В зависимости от целей введения и применения особых режимов налогообложения их практическая организация в налоговом законодательстве может осуществляться различными методами [28].

Общеустановленный перечень налогов, сборов и пошлин для соответствующей категории плательщиков может быть замещен специальным налоговым платежом. При этом объект налогообложения и порядок определения налоговой базы определяется таким образом, чтобы в максимальной степени учесть специфику конкретного вида предпринимательской деятельности, осуществляемого субъектами особого режима. Размер налоговой ставки специального платежа как правило устанавливается на уровне, обеспечивающим субъектам такого режима равную величину налоговой нагрузки с плательщиками, применяющими общий перечень налогов.

Примером особого налогового режима этого вида являются существующие в настоящее время условия налогообложения организаций, осуществляющих игорный бизнес, субъектов лотерейной деятельности, ремесленной деятельности и др. [5, c. 204].

При установлении размера ставки замещающего специального платежа на уровне, обеспечивающем налоговую нагрузку меньше общеустановленной, особый режим налогообложения приобретает функции инструмента налогового стимулирования. Такой налоговый режим в соответствии с Особенной частью НК Республики Беларусь действует в настоящее время для организаций и индивидуальных предпринимателей малого бизнеса, создавая для них льготные условия налогообложения в начальный период их деятельности и одновременно облегчая порядок расчетов с бюджетом.

Еще более стимулирующую направленность имеют особые налоговые режимы в форме предоставления соответствующим субъектам комплекса налоговых льгот по действующим налогам, сборам (пошлинам) в виде освобождения от обязанности их исчислять и уплачивать либо снижения размера ставок. Примером установления такого льготного налогового режима является существующая практика налогообложения резидентов созданных на территории республики свободных экономических зон.

Согласно данной норме случаи (конкретные обстоятельства) и порядок (механизм исполнения налогового обязательства) применения особых режимов налогообложения регламентируются непосредственно Особенной частью НК или Президентом Республики Беларусь. Таким образом фактически устанавливается уровень правовых актов о введении особых режимов налогообложения и условиях их использования плательщиками.

Особые режимы налогообложения, зафиксированные в Особенной части НК, вступившей в силу с 1 января 2010 г. не являются чем то новым для налоговой системы Республики Беларусь, так как уже применялись в существующей практике налогообложения.

Так, состав плательщиков, а также порядок исчисления и уплаты налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности регулировался декретом Президента Республики Беларусь от 23.04.1999 N 19 "Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности" [8, с. 105].

С 1 января 2010 г. порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется статьями 285 - 291 главы 34 раздела VII Особенной части НК вместо Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. N 119 "Об упрощенной системе налогообложения" (далее - Указ N 119), который с 1 января 2010 г. признан утратившим силу [27, с. 65].

В указанные статьи  НК перенесены все положения Указа N 119, в том числе изменения и дополнения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. N 592 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. N 119" (далее - Указ N 592), вступившим в силу с 9 декабря 2009 г. и распространяющим свое действие на отношения, возникшие с 1 октября 2009 г.

Таким образом, с 1 января 2010 г. применение упрощенной системы налогообложения осуществляется в порядке, аналогичном действующему с 9 декабря 2009 г.

Основные изменения касаются следующих направлений.

Установлена новая ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь.

Данная ставка возможна к применению только при реализации на экспорт товаров и не применяется в отношении реализуемых за пределы Республики Беларусь работ, услуг, имущественных прав.

Поскольку Особенной частью НК не установлено иное, ставка налога в размере 3% от выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь, может применяться не только в отношении реализуемых на экспорт товаров белорусского производства или происхождения, но и в отношении иных товаров.

При этом следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 289 Особенной части НК организации и индивидуальные предприниматели вправе применять различные ставки налога при упрощенной системе на основании данных раздельного учета. Следовательно, плательщики, претендующие на применение рассматриваемой ставки, обязаны обеспечить раздельный учет экспортной выручки [21].

С 5 до 15 человек повышен критерий численности работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения с использованием в качестве налоговой базы валового дохода организациям, осуществляющим розничную торговлю и (или) оказывающим услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает 1000 млн.руб. в год.

Для вновь образованных организаций и индивидуальных предпринимателей срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения составляет 20 рабочих дней со дня государственной регистрации, вместо ранее установленных 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации.

При изъявлении плательщиком желания в добровольном порядке прекратить применение упрощенной системы налогообложения и перейти на общий порядок налогообложения обязанность информировать о своем решении налоговый орган будет отсутствовать.

Республиканские государственно-общественные объединения, применяющие упрощенную систему налогообложения, не должны уплачивать платежи за землю и налог на недвижимость, в то время как согласно ранее действовавшему порядку некоммерческие организации, к которым относятся также и республиканские государственно-общественные объединения, при применении упрощенной системы налогообложения производили уплату платежей за землю и налога на недвижимость в общеустановленном порядке.

При определении налоговой базы для налога при упрощенной системе налогообложения исключается  не только НДС, уплачиваемый из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и из внереализационных доходов в соответствии с законодательством, но и суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств.

При реализации работ (услуг), цены (тарифы) на которые сформированы в установленном порядке без учета стоимости используемых при их выполнении (оказании) материалов и запасных частей, оплачиваемых заказчиками, определение налоговой базы исходя из стоимости выполненных работ (оказанных услуг) возможно только в случаях, когда данные работы (услуги) выполнены (оказаны) физическим лицам, исключая индивидуальных предпринимателей.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц регулируется главой 35 НК.

В данную главу перенесены основные нормы Положения о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. N 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указа N 285) [24].

Принципы исчисления и уплаты единого налога, а также сроки представления налоговых деклараций (расчетов) остались прежними.

Новацией является только установление налоговых ставок в белорусских рублях, что сделает исчисление налога более простым. Соответствующие изменения найдут свое отражение и в форме налоговой декларации (расчета) с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 января 2007 г. N 11 (далее – МНС).

Базовые ставки налога будут утверждаться актом Главы государства, а конкретный размер ставок единого налога за месяц будут устанавливать областные и Минский городской Советы депутатов.

Порядок уплаты НДС в фиксированной сумме плательщиками единого налога в связи со вступлением в силу Особенной части НК не изменен. Как и прежде, его уплата регулируется пунктом 3 Указа N 285.

В Особенной части НК порядок исчисления и уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции определен статьями 301 - 305 главы 36.

Фактически в вышеназванные статьи перенесены нормы, предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. N 27 "О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции". Сам Декрет с 1 января 2010 г. признан утратившим силу.

Особенностью 2010 г. по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции является то, что налоговым периодом является календарный месяц, т.е. налоговая база (валовая выручка) определяется и налог исчислятся за каждый месяц в отдельности, а не нарастающим итогом с начала года [21].

Таким образом, общим для всех режимов налогооблажения признанных особыми является то, что порядок исчисления и уплаты налогов отличается от общеустановленного. В зависимости от целей введения и применения особых режимов налогооблажения их практическая организация в налоговом законодательстве может осуществляться различными методами.

В частности, для организаций игорного бизнеса совокупность общеустановленных налоговых платежей, исчисляемых от финансовых показателей, характеризующих результаты их деятельности, заменена налогом, периодически уплачиваемым в фиксированных суммах за единицу используемого игрового оборудования (игровые автоматы, игровые столы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор).

Что касается налога на игорный бизнес, то состав плательщиков, а также порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес до вступления в силу Общей части НК регулировался декретом Президента Республики Беларусь от 01.12.1998 N 21 "О мерах по упорядочению игорного бизнеса в Республике Беларусь". Более подробная характеристика налога на игорный бизнес, его элементов будет приведена в следующей главе.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать ряд выводов.

Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которой определен порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), вступила в силу 1 января 2010 г. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к НК что, по нашему мнению, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Отменены четыре налоговых платежа: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку автотранспортных средств.



ГЛАВА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: