И 84) Формирование антикоррупционной культуры в зарубежных странах

Формирование культуры нетерпимости к коррупции считается одним из важнейших элементов антикоррупционной стратегии развитых стран. В евро пей ских странах, таких как Швеция, Великобри тания, доступ граждан к информации, высокий уровень правовой культуры и соблюдение этических норм населением – залог стабильности и процветания государства. Изучение зарубежного опыта формирования антикоррупционного право сознания граждан является одним из важнейших способов получе ния информации о том, какими средствами, методами, в каких фор мах возможно создать обстановку нетерпимости к коррупции и снизить уровень коррупционной преступности. Познание и учет практики иностранных государств позволяют избежать ошибок, противоречий в антикоррупционной деятельности и выбрать правильные подходы в стрaтегии борьбы с коррупцией.

Антикоррупционная модель Грузии Опыт Грузии в борьбе с коррупцией в государственном секторе уникален и успешен, и многие его аспекты могут быть адаптированы и применены в странах, где существуют аналогичные проблемы. Еще 10 лет назад коррупция пронизывала практически все сферы жизни Грузии. Взятки требовались для того, чтобы получить большинство государ ственных услуг – от получения водительских прав или паспор та до регистрации имущества и бизнеса, строительства дома или поступ ления в вуз. С тех пор меры, принятые правительством в рамках политики «нулевой терпимости», резко сократили масштабы неофициальных платежей в различных государственных службах. Экспер ты Всемирного банка отмечают, что сегодня «по большинству показа телей Грузия значительно приблизилась к наиболее развитым стра нам Евросоюза» [1]. В соответствии с Индексом восприятия коррупции «Transparency International» в 2014 году Грузия занимала 50-е место среди 174 государств мира, в 2004 – 85-е. Это самое сильное из зарегистрирован ных сокращений коррупции в мире за этот период. Среди государств бывшего Советского Союза Грузию опережают только страны Прибалтики. Своеобразной отправной точкой процесса реформи рования структуры государственного управления и сокращения уровня коррупции в Грузии можно считать 2003 год, после революции Роз и прихода к власти нового правительства. За основу разработки стратегических документов и нормативно-законодательных актов был взят американский, итальянский, новозеландский и британский опыт борьбы с коррупцией, также были приглашены консультанты и эксперты таких международных органи заций, как Всемирный банк, МВФ и USAID. Основное отличие грузинского подхода к борьбе с коррупцией в том, что, наряду с репрессивными методами, в Грузии системно занимаются превентивно-профилактическими мерами, то есть борьба с коррупцией не оценивается по количеству задержанных взяточников, а больше ориентируется на предотвращение подобных случаев. В этой связи необходимо отметить, что важная роль в политике противодействия коррупции отводится формированию антикоррупционной культуры в обществе, которая реализуется через пропаганду и образование, а также посредством организации просветительских мероприятий для различных целевых групп: населения, школьников, студентов, СМИ, неправительственного сектора, представителей бизнеса. В основу антикоррупционного образования положено обучение этическим нормам как государственных служащих, так и студентов высших учебных заведений. С этой целью были разработаны новые учебно-методические материалы по этике при поддержке международных организаций, одним из успешных продуктов в этой области является учеб ное пособие «Этика и общие правила поведения государственных служащих». Эффективная практика Грузии в формировании антикоррупционной культуры заключается в проведении обучающих семинаров-тренингов для широкой аудитории, в которую входят студенты, школьники, НПО и т. д. Данные тренинги по антикоррупционной тематике проводят практики, т. е. те люди, которые сами непосредственно занимаются нормотворчеством и координационной деятельностью в области противодействия коррупции, также привлекаются известные зарубежные эксперты.

Основные результаты проведенных реформ в Грузии 1) Создание «принципа единого окна» для всех государственных служб. То есть получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и т. д. можно в одном месте – Доме юстиции. В подоб ных учреждениях собраны в одно целое около 300 различных услуг, и гражданам не приходится обивать пороги других госструктур. В Доме юстиции за 15 минут можно получить практически любой документ, начиная со свидетельства о рождении ребенка и заканчивая ви зой для иностранцев, видом на жительство или актом на землю. Предва ритель но нужно лишь записаться на сайте Минюста. 2) Реформы МВД. С начала реформ в 2004 году штат полицейских и дорожных инспекторов был обновлен на 85 % и сокращен в несколько раз. Все работники, замешанные в коррупционных делах, – уволены, и большинство из них получили тюремные сроки. Была введена программа популяризации полиции. Работникам правоохранительных орга нов создали новый имидж: теперь это честные правоохранители, кото рые при необходимости всегда помогут, подскажут дорогу и будут разго варивать исключительно вежливо и с улыбкой. В результате проведенных реформ полицейские в Грузии не берут денег. Всю базу данных сделали электрон ной. Найти документы стало легко. Стали жестко взимать штрафы. Нарушений на дорогах стало меньше. 3) Изменения коснулись и процедуры получения водительского удосто ве ре ния. В Грузии отменили медосмотр: существует общая база, куда заносятся все посещения врачей. Техосмотр тоже отсутствует –решили, что эта процедура для взяточников полезнее, чем для автомоби ли стов. Права можно получить, сдав экзамены и заплатив всего 35 дол ларов пошлины (данные за 2011 год). Всеми этими процедурами зани мается сервисное агентство МВД, работающее 24 часа в сутки без празд ников и выходных. Процедура регистрации автомобиля занимает 15 минут, включая подбор номера и оплату 40 долларов там же, у представителя любого банка. 4) Важным аспектом борьбы с коррупцией грузинское правительство считает повышение зарплаты чиновникам, ведь от этого напрямую зависит мотивация сотрудника. Заработная плата в полиции, а потом и во всем государственном аппарате выросла за годы реформ в 15–40 раз. 5) На первом этапе реформирования число министерств уменьшилось с 18 до 13, ведомств – с 52 до 34. Численность персонала была сокращена на 35–50 %. Перестали существовать как самостоятельные ведом ства пожарная инспекция, автоинспекция, санэпидемстанция. 6) Реформы в налоговой системе. Вместо 25 налогов оставили 6 видов. Таможенные пошлины сокращены и почти полностью отменены в 2008 году. Принят закон, позволяющий приватизировать землю, в том чи сле и сельскохозяйственного назначения. 7) Реформы в системе образования. До проведения реформ каж дый уни верситет проводил вступительные экзамены отдельно. «Посту пить» в уни вер ситет стоило несколько тысяч. Сейчас Министерство обра зования проводит единый экзамен для всех абитуриентов, анонимно, по электрон ным базам. Затем по результатам единого экзамена абитуриенты зачисляются в вузы [2; 3]. Не все, что было сделано в Грузии, можно повторить в странах с други ми институциональными и политэкономическими условиями и контек стом. Однако из опыта Грузии можно извлечь множество полез ных уро ков, которые могли бы быть адаптированы и применены в усло виях других стран, перед которыми стоят подобные задачи по преодо лению масштабной административной коррупции.

Меры противодействия коррупции в Сингапуре Согласно Индексу восприятия коррупции (ИВК) Transparency Inter national за 2014 год, Сингапур занимает 7-е место и стоит в ряду самых чистых в коррупционном отношении государств после Дании, Шве ции, Новой Зеландии. Эта страна является четвертой из наименее коррумпированных стран мира с общим рейтингом 84 балла из 100. Вдохновителем и организатором борьбы с коррупцией в Сингапуре стал Ли Куан Ю, занимавший пост премьер-министра в 1959–1990 годах. В ноябре 1999 года г-н Ли заявил: «Честное, эффективное правительство с незапят нан ной репутацией было и остается самым ценным дос тижением правящей партии и главным достоинством Сингапура». В качестве первоочередных мер в борьбе с коррупцией руковод ство страны определило: – создание современного антикоррупционного законодательства; – учреждение специального максимально само стоятельного государственного органа по борьбе с коррупцией (Бюро по расследованию случаев коррупции); – ужесточение уголовной ответственности за корруп цию; – установление высоких социальных гарантий государственным и муни ци пальным служащим; – практику постоянной и планомерной ротации управленческих кадров; – законодательные гарантии безопасности лица и членов его семьи, давших показания по факту коррупции; – широкое освещение антикоррупционной деятельности в СМИ; – проведение независимой экспертизы законов и нормативных актов на предмет коррупционных последствий. Борьба с коррупцией в Сингапуре основана на принципах меритократии и базовых канонах конфуцианской этики. По этой причине забота об эффективном использовании человеческого капитала на основе таланта и достоинств, внедрение прозрачной и заслуживающей доверия систе мы кадровых назначений в сочетании с отлаженной системой подлинной ответственности должностных лиц имеют глубокий смысл. Большиством представителей лидеров Сингапура принцип «оставаться честным и неподкупным» видится как привычка и норма жизни. В Сингапуре действует сильное социально ориентированное антикоррупционное законодательство. Акт о предотвращении коррупции предусматривает индексацию и постоянное повышение заработной платы государственных служащих; совершенствование процедур взаимодействия с гражданами, предприятиями и организациями с целью исключения бюрократических проволочек; обеспечение должной прозрачности контроля и надзора; ротацию кадров во избежание формирования устойчивых коррупционных связей; обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечки служебной информации. Предусмотрены также процедуры пересмотра (каждые 3–4 года) антикоррупционных планов и конкретных мер противодействия коррупции [4]. В качестве силового принуждения широко практикуются штрафы, лишение свободы, конфискация, увольнение с работы. Причем каждый знает, что взяточник рискует не только своей свободой, он ставит под сомнение успешное будущее своих потомков. И не только одного последующего поколения. Глава государства является хранителем национального достояния, гарантом строгого и непредвзятого расследования крупных коррупционных скандалов, осуществления научно обоснованной кадровой поли тики, в том числе в части назначения на высшие должности в исполнительной и судебной власти, в вооруженных силах и полиции.

Бюро по расследованию случаев коррупции. В его компетенции входит расследование и пресечение коррупционных проявлений, причем как в государственной сфере экономики, так и частном секторе, проверка информации о коррупции в чиновничьей среде, разработка эффективных методов выявления зон коррупционного риска и оценки коррупциогенности системы управления. Под особым контролем Бюро предвыборные кампании и парламентские выборы, деятельность полиции и инспекций (жилищное строительство, торговля, здравоохранение, землеустрой ство и землепользование, лицензирование), банковские счета государственных служащих и их родственников. В рамках антикоррупционной реформы особое внимание было уде лено повышению профессионализма и усилению независимости судеб ной системы [5]. Коррумпированный судейский корпус был заменен на лучших юристов страны, среди которых преобладали частные адво каты. Строже стали регламентироваться служебные полномочия и конкретные действия судей. Упрощались бюрократические процедуры, отменя лись ненужные разрешения и лицензии. Также был обеспечен более пред мет ный надзор за соблюдением этических стандартов служебных отно шений. Одновременно ужесточались меры уголовного наказания за корруп ционные действия. Все эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат государственным служащим и подготовкой квалифицированных административных кадров. Антикоррупционная политика стала более результа тивной после повышения зарплат служащим государственного и муниципального аппарата. Прави тельство Сингапура решило: и полицейский, и рядовой клерк в офи се должны иметь такую зарплату, которая бы исключала соблазн брать взятки и допускать другие коррупционные злоупотребления. Государственная служба Сингапура считается одной из самых эффектив ных в Азии. Общая численность госслужащих составляет около 65 000 чело век. Отлично выученными и воспитанными кадрами укомплектованы службы президента и премьер-министра, 14 министерств и 26 постоянных комитетов. Это достигается благодаря продвижению по службе исключительно на основе способностей человека, современно му мате риаль но-техническому обеспечению служебной деятельности, строгой дисциплине и трудолюбию чиновников, их напористости и постоянному стремлению к совершенству. Составной частью работы на вы со кий результат являются традиции постоянной подготовки и повышения квалифи кации служащих. Каждый государственный служащий обязан проходить как минимум 100 часов обучения в год, в том числе по анти коррупционной проблематике.

Талант-менеджмент в Сингапуре. Путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает Бюро по расследованию случаев коррупции. Вербовка происходит еще в школе, а дальше будущую элиту ведут: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. Так, постепенно государственный аппарат обновляется правильно выученными и воспитанными кадрами, многие из которых пополняют ряды Бюро. На всех этажах социальной стратификации, во всех звеньях и на всех уров нях государственной власти Сингапура сформирована атмо сфера отвращения к «жадности, продажности и моральному разложению чиновничества», делается все, чтобы разрушить веками формировавшийся в обществе «азиатский коррупционный образ жизни». Скромное в разумных пределах жилище, отсутствие личных садовников и водителей, строгие служебные помещения, запрет сверхдорогих персональных авто для многих служащих стали символами стремления к честности в политике и служебных отношениях. Борьба с безработицей, государственная поддержка малоиму щих, субси ди ро вание жилья и общественного здравоохранения, забота о ди на мичном росте заработной платы в соответствии с повышением эффек тивности экономики, справедливое пенсионное обеспе чение, сбалан си рован ная политика налогообложения являются залогом социаль но-политической стабильности страны [6]. Таким образом, Сингапур на сегодняшний день занимает в мировых рейтингах лидирующие позиции по снижению уровня корруп ции, экономической свободе и уровню управляемости. Пример Синга пура убедительно демонстрирует, что благодаря политической воле, эффективным изменениям в законодательстве, неподкупному Бю ро и независимости судебного корпуса можно минимизировать корруп цион ные риски и сформировать в обществе атмосферу отвращения к кор рупции. Ключевые составляющие антикоррупционной культуры в Сингапуре В целом по стране На государственной службе Политическая воля правящей элиты быть честной Верховенство закона Суровые законы против оружия и наркотиков Имплементация норм международного права Экономический рост на всех уровнях = рост благосостояния Исключение развития изолированных городских трущоб с криминалом Низкая безработица Высокий уровень образования Компетентность госслужащих, их «качество» Меритократия: отбор на принципах HAIR Current Estimated Potential (CEP) Оценка госслужащих (потенциал и эффективность деятельности) Жесткие законодательные меры наказания за коррупционные правонарушения Адекватная зарплата – бенчмаркинг с частным сектором

Доступ общественности к информации в Швеции Открытость и прозрачность – основы шведской демократии. Шве ция – свобод ное и открытое общество, где гражданам гарантированы такие права и свободы, как право на участие в демонстрациях, свобода самовы ражения, свобода печати, право беспрепятственного доступа к природ ным угодьям и право контролировать действия властей. Откры тость является также предпосылкой для обеспечения равноправия и фор мирования нетерпимости к проявлениям коррупции в обществе. Конституционный строй Швеции определяется четырьмя основными законами: Актом о форме правления, Актом о свободе печати, Актом о свободе самовыражения и Актом о престолонаследии. Им подчиняются все другие законы государства. Конституция гарантирует гражданам свободу получения информации, свободу демонстраций, право создавать политические партии и исповедовать свою религию. Акт о свободе самовыражения, принятый в 1991 г., распространил поло жения Акта о свободе печати на другие средства массовой информа ции – телевидение, кино, радио и электронные СМИ. Цель этого зако на – обеспечить свободный обмен мнениями, информацией и свободу художественного творчества. Вместе с тем с правом на свободное самовыражение связана и определенная ответственность. Дела по подозре нию в нарушении законов о свободе печати и свободе самовыра жения рассматриваются Канцлером юстиции – неполитическим органом гражданской администрации, глава которого назначается правительством. Общественный контроль. Суть принципа свободы информации состоит в том, что как общественности, так и сред ствам массовой инфор мации открыт доступ к официальным документам. Это обеспе чивает швед ским гражданам возможность беспрепят ственного контроля над дей ствия ми государственных органов и местных властей. Возможность контроля способствует укреплению демократии, а прозрач ность в дей ствиях властей уменьшает злоупотребления властью [8]. Высокая читаемость газет. В 2010 году в Швеции ежедневно печаталось около 3,5 млн газет, не считая бесплатных изданий. По рабочим дням 81 % населения читают утренние газеты. Большинство из 168 утренних газет, имеющихся в продаже в Швеции, можно прочитать в Интернете. Результаты опросов показывают, что 30 % шведов регулярно посещают новостные сайты. Независимое радио и телевидение. Благодаря Шведскому обществен ному телевидению (SVT) и радиовещанию (SR), существующим наря ду с коммерческими каналами, жителям страны обеспечен широкий выбор программ, свободных от рекламы. Теле- и радиоканалы рабо тают независимо от государства и каких-либо экономических или полити ческих интересов [9; 10]. Треть населения Швеции знакомится с новостями через Интернет. Частота пользования Интернетом в Швеции – одна из самых высо ких по странам Европейского Союза. Более 80 % из 9-миллионного насе ления – пользователи Интернета. Доступ к официальным документам означает также, что государственные служащие и другие сотрудники орга нов публич ной администрации имеют право передавать сведения сред ствам массовой информации и третьим лицам. Однако документы могут быть засекре чены, если они касаются следующих сфер: национальной безопасно сти, отношений Швеции с иностранными государствами и междуна род ными организациями, национальной налогово-бюджетной, кредит но-денежной и валютной политики, экономических интересов госу дар ства, проведения органами государственной власти инспекций, контро ля и других надзорных мероприятий, предотвращения преступле ний и уголовных преследований, охраны личного и финансового ста ту са отдельных лиц, а также защиты животных и растительных видов.

4 и 85) На фоне возрастающего числа разнообразных форм девиантного поведения коррупция все более приобретает черты, угрожающие национальной безопасности государства [2]. На современном этапе деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно является источником формирования негативного поведения, стремления с помощью незаконной деятельности приобрести блага. В этой связи неприятие и предупреждение коррупции перестает быть уделом только специалистов-профессионалов и становится проблемой каждого человека.

Недопонимание значимости проблем предупреждения коррупции ведет к тому, что с каждым годом возрастает социальная несправедливость, растет пренебрежение законностью, ухудшается экологическая ситуация и т.п. Многие из негативных явлений в обществе - следствие коррупции [3].

Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности студентов. В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума. Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе безусловности неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач. Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры [5].

Проведенный нами теоретический анализ показал, что на современный момент отсутствует понятие, как строгое научное определение, «антикоррупционная культура студентов». По нашему мнению, антикоррупционная культура включает совокупность опыта, знаний, навыков, способности к самоорганизации, связанные с антикоррупционной деятельностью. Интеграция понятий антикоррупционная культура (неприятие коррупции и культура) позволяет определить смыслы ценностей культуры: правовой, нравственной, социальной и экономической. Антикоррупционная культура находится на пересечении этих пространств. Формирование антикоррупционной культуры у студентов позволяет сформировать целостность мировоззрения личности студента.

Антикоррупционная культура - это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением. С психолого-педагогической точки зрения - это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций.

Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат - обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.

Конечно, государственные органы власти обращают пристальное внимание к формированию нетерпимости к коррупции в обществе, но в образовательных учреждениях, по нашему мнению, это носит стихийно-разрозненный характер, проявляющийся в проведении одноразовых мероприятий, в различных формах - чтений лекций, встреч с представителями правоохранительных органов, проведения собраний, флешмобов и конкурсов [4].

Для теоретического анализа продуктивно сочетание социально-ориентированного и ценностно-деятельностного подходов. Такой подход позволяет выявить компоненты содержания образования - когнитивный, который включает научные знания о коррупции и противодействия ей, мотивационный, который проявляется в профессиональной готовности, т.е. мотивации неприятия коррупции, и операциональный, определяющий сформированность компетенции и проявляющийся в поведении. Одновременно вышеперечисленные компоненты являются критериями сформированности антикоррупционной культуры, которые возможно применять при диагностике уровней антикоррупционной культуры (таблица).

Критерии диагностики антикоррупционной культуры студентов

Критерии

Уровни

Оптимальный Допустимый Критический

Показатели

Целеполагательный Четкое представление о совокупности целей педагогической подготовки формирования антикоррупционной культуры; цели зафиксированы в образовательных программах и в официальных документах; Отсутствует целостное и системное понимания целей; отдельные цели, функционируют разобщено; профессиональная мотивация к профилактической деятельности, Цели отсутствуют, нет выделения специфики превентивной подготовки в учебном процессе; у студентов сформированы общие представления о методах и приемах предотвращения
  педагогической подготовке студентов уделяется системное внимание; содержание целей отражено в развитии профессиональной мотивации к неприятию коррупции; сформированы навыки предупреждения коррупционных ситуаций; у студентов проявляется стремление к саморазвитию. недостаточно сформирована. коррупционных ситуаций.
Операциональный Высокий уровень и характер совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе решения поставленных антикоррупционных ситуаций; степень реального владения компетенциями и их проявления в педагогическойподготовке студентов; оптимальный уровень сформированности. Совместная деятельность преподавателей и студентов находится в ситуативном режиме, т.е. колеблется в ситуациях, требующих решения антикоррупционных профилактических задач. Деятельностный аспект субъектов и объектов формален; отсутствует процесс формирования субъектности студентов к превентивной педагогической деятельности.
  компетентности у студентов к превентивной деятельности в условиях будущей профессиональной деятельности.    
Когнитивный Соответствие содержания к заявленным целям; содержание подготовки включает теорию и практику подготовки; педагогическая подготовка к формированию. Содержательный аспект подготовки студентов вузов соотносится с реалиями предстоящей профессиональной деятельности. Знания сущности причин коррупции и превентивной педагогики носит пропедевтический уровень.
  целенаправленно исследуется в вузе; включает спецкурс "Формирование антикоррупционной культуры у студентов"; реализуются междисциплинарные связи на основе вопросов превентивной деятельности. Антикоррупционная культура студентов характеризуется неравномерностями; сопряжение междисциплинарных связей носит неустойчивый характер.    
Мотивационный Использование специальных психолого-педагогических и правовых методик; междисциплинарные связи предметов психолого-педагогического направления и спецдисциплин основаны на решении проблем формирования антикоррупционной культуры; овладение практикой превентивной деятельности осуществляется в процессе обучения в вузе; аспект готовности студентов к превентивной деятельности находится на высоком уровне (руководство вуза уделяет специальное внимание). В воспитательном процессе недостаточное внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов, наблюдается отсутствие тренингов; решения антикоррупционных ситуативных задач. Отсутствует выделение педагогической подготовки к формированию антикоррупционной культуры и профилактической деятельности как особого вида подготовки; отсутствие сформированности устойчивой мотивации к антикоррупционной деятельности.

С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций. В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у студентов, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума [1, с.49-51]. Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности. В этих целях целесообразно введение специального элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у студентов», учитывая, что в широком понимании культура - это определенный уровень развития и состояния социума, формы организации общества и приемов коммуникации. В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции.

Одна из функций культуры - это осуществление оптимальной формы жизнедеятельности в обществе. Поэтому потребность в антикоррупционной реализации профессиональной и социальной деятельности актуализируется.

5) За весь период независимости развития Казахстана одним из приоритетных направлений рефор­мирования системы государственного управления стала борьба с коррупционными правонарушения­ми в системе государственной службы. В числе основных направлений реализации антикоррупцион­ной политики избраны были следующие.

Во-первых, создание правовой базы борьбы с коррупцией. В Казахстане с момента обретения независимости осуществлялись отдельные меры по борьбе с коррупцией, однако точкой отсчета здесь можно считать 1998 г., когда был принят первый Закон «О борьбе с коррупцией». На базе этого закона были разработаны и приняты: Государственные программы борьбы с коррупцией на 1999­2000 гг. и на 2001-2005 гг. Программные документы в наиболее систематизированном, обобщенном виде содержат те меры, которые были приняты и реализованы в рамках антикоррупционной полити­ки. Издан ряд Указов Президента РК о борьбе с коррупцией, в том числе «О мерах по совершенство­ванию системы борьбы с преступностью и коррупцией» (2000 г.).

Кроме того, правовую базу борьбы с коррупцией составляют неспецифические законодательные акты, в которых отражены те или иные антикоррупционные меры, к примеру, Закон «О государст­венной службе в Республике Казахстан», ряд законов, направленных на обеспечение прозрачности экономической политики, и др.

14 апреля 2005 г. Президент Казахстана подписал Указ «О мерах по усилению борьбы с корруп­цией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц», на основе которого принята Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2006-2010 гг.

Во-вторых, создание специализированных органов по борьбе с коррупцией. Для повышения от­ветственности госслужащих и недопущения злоупотребления властью в 1997 г. в Казахстане был ут­вержден Высший дисциплинарный совет РК, а также дисциплинарные советы на местах. Затем дис­циплинарный совет был преобразован в Государственную комиссию РК по борьбе с коррупцией. В 2000 г. Госкомиссия по борьбе с коррупцией была упразднена, а дисциплинарные советы на местах были переподчинены Агентству по делам государственной службы. Для противодействия коррупции в экономической сфере учреждено Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной пре­ступностью. Ныне на базе этого Агентства и Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы образовано новое ведомство — Агентство по делам государственной служ­бы и противодействия коррупции Республики Казахстан.

Указом Президента РК от 14 апреля 2005 г. образованы дисциплинарные советы Агентства РК по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы, упразднены дисциплинарные советы областей, городов Астаны и Алматы (теперь дисциплинарные советы Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции).

В-третьих, была проведена серьезная работа по предупреждению коррупции в сфере государст­венной службы. В частности, внедрена должностная квалификация с достаточно четкими стандарта­ми обязанностей должностных лиц каждой категории и квалификационных требований, предъявляе­мых к ним. Сдача соответствующего экзамена и прохождение конкурса — обязательное условие за­нятия административных должностей (кроме категории «политических» должностей). По оценке экспертов, данная система подборки и расстановки кадров в полной мере соответствует методам по­строения государственной службы в западных странах.

Указ Президента РК от 14 апреля 2005 г. «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укрепле­нию дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» преду­сматривает в сфере государственной службы реализацию таких мер, как разработка законодательной нормы о запрете на занятие должностей в органах государственной власти для лиц, совершивших коррупционные преступления.

Также были разработаны Типовое положение о проведении аттестации государственных служа­щих, сотрудников правоохранительных органов, Кодекс чести государственного служащего РК. Кроме того, в результате мер по обеспечению прозрачности проведения конкурсов на занятие ва­кантных должностей административных государственных служащих эта система стала более транс-парентной.

В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Глава государства Н.А.На­зарбаев особо отметил повышение качества государственных услуг населению, которое должно стать важным аспектом противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности госу­дарственных органов. Для решения этой задачи необходимо объединить усилия государственных ор­ганов и институтов гражданского общества, которые с помощью населения страны смогут обуздать эту социальную болезнь [1]. Таким образом, на сегодняшний день в Казахстане создана солидная нормативно-правовая база для борьбы с коррупцией: Закон РК «О борьбе с коррупцией», Указ Президента страны «О дополни­тельных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствова­нию правоохранительной деятельности в РК», отраслевая программа по противодействию коррупции РК на 2011-2015 гг., Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией», который ввел конфискацию имущества, добытого преступным путем, и т.д. Кроме этого, в 2011-2013 гг. Парла­мент страны принял 19 законов, направленных на борьбу с коррупцией, среди которых Закон «О го­сударственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», направленный на создание единой пра­вовой основы для проведения контрольно-надзорной деятельности государственных органов.

На предыдущих этапах развития казахстанского государства были достигнуты общепризнанные результаты, наметились очевидные положительные тенденции в деле противодействия коррупции, усиление и развитие которых станут залогом успешной реализации Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 гг. [2].

Вместе с тем борьба с коррупцией должна вестись не только карательными методами, необхо­дима информационно-воспитательная работа среди населения, направленная на пропаганду правово­го воспитания и неприятие различных форм коррупционных деяний.

Коррупция по своей природе достаточно различна — от коррупции в высших эшелонах власти до коррупции в любом городском или поселковом учреждении, предоставляющем услуги (жилищно-коммунальный комплекс, образование, здравоохранение, социальная помощь и т.д.). В частности, при осуществлении права собственности злоупотребление чиновников своим служебным положени­ем, как правило, связано с управлением государственной собственностью.

В ходе деятельности по оказанию услуг населению (государственных гарантий), а также при осуществлении защитной функции государству приходится заключать договоры с самостоятельными хозяйствующими субъектами на исполнение отдельных видов деятельности, а также на производство и поставку определенных товаров, например, поставка мебели и учебников для школ, оборудования для больниц, компьютеров для органов государственной власти и т.д. В этом случае явление корруп­ции возникает, как правило, на этапе распределения государственных заказов.

Средствами регулирования социально-экономических процессов являются предоставление раз­личных льгот и прав (на вылов биоресурсов, пользование участками Лесного фонда и др.) или нало­жение ограничений (по цене, объемам производства, объемам экспорта и импорта и т.д.). Здесь кор­рупция возникает в ситуациях, когда отдельным хозяйствующим субъектам или даже целым отрас­лям необъективно, без учета государственных интересов, даются льготы и права или наоборот — к ним применяются ограничения.

К сожалению, в Казахстане прочные коррупционные связи между бизнесом и государственными чиновниками становятся обычном делом. Чем теснее такие связи, тем больше возможностей появля­ется у нечистых на руку бизнесменов: государственные заказы, важные контракты, секретная инфор­мация. На уровне акиматов — это проведение всевозможных тендеров на товары и услуги, на выде­ление земельных участков и т.п. И наконец, «низовая» коррупция — повсеместная дача взяток до­рожным полицейским, медработникам, учителям, «столоначальникам» за быстрое получение какой-нибудь справки и т.д. Главная причина подобной ситуации состоит в том, что мы боремся с послед­ствиями и осложнениями, а не с самой болезнью и условиями, которые ее порождают.

Как показывает международный опыт, для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия и согласованные действия, направленные, в первую очередь, на устранение причин и условий воз­никновения коррупции. В связи с этим Президент РК Н.А.Назарбаев на состоявшемся в декабре 2013 г. совещании в Правительстве дал следующие поручения:

  • определить перечень конкретных правоотношений и ситуаций, уязвимых с точки зрения кор­рупции;
  • предложить системные и точечные меры, решающие проблемы коррупционности этих право­отношений;
  • представить предложения в разрезе сфер и направлений деятельности каждого госоргана;
  • сформулировать наименования мероприятий так, чтобы они точно отражали преследуемую цель и прямо указывали на антикоррупционную составляющую [3].

Для того чтобы выявить антикоррупционную составляющую, необходимо определиться с поня­тием коррупции и факторами, влияющими на нее.

Под коррупцией в Законе Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. № 267-I «О борьбе с корруп­цией» понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имуществен­ных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, при­равненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возмож­ностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ [4].

Среди факторов, порождающих коррупционную преступность в системе государственной служ­бы, предлагается различать правовые, экономические, организационно-управленческие, психологи­ческие, социокультурные.

Правовой фактор, с одной стороны, отражает то, что главная проблема в сфере правового обес­печения противодействия коррупции — это отсутствие целенаправленного антикоррупционного за­конодательства, которое полностью определило бы порядок взаимодействий представителей власти и носителей интересов, власти и гражданского общества, власти и граждан. С другой стороны, органы законодательной власти также являются объектами коррупционных интересов, а часть представляю­щих их законодателей различного уровня — активными участниками коррупционных действий. Та­кое положение тормозит развитие правового обеспечения противодействия распространению кор­рупции, создает условия для ее расширенного воспроизводства. Кроме того, сами государственные служащие отмечают недостаточность правовой регламентации их деятельности, что тоже объективно способствует распространению коррупции в органах власти.

Экономические факторы выступают общими причинами и условиями распространения корруп­ции. К ним могут быть отнесены: нечеткое государственное регулирование экономики; монополия государства на определённые услуги; низкий уровень экономического развития; высокий уровень инфляции; отсутствие благоприятного режима деятельности предприятий и предпринимателей, осо­бенно по уплате налогов; отсутствие прозрачности процессов разгосударствления собственности, решения различных экономических и хозяйственных вопросов; общая бедность и рост имуществен­ной дифференциации; экономический кризис, неустойчивость экономической ситуации; разреши­тельный принцип, охватывающий практически все сферы экономической активности; высокий уро­вень теневой экономики и т. д.

В Казахстане экономические факторы обусловлены, прежде всего, тем, что в результате хода реформ, процесса разгосударствления собственности, массовой приватизации, неупорядоченности экономических отношений возникли условия использования государственными чиновниками своих должностных полномочий для влияния на экономические процессы в стране с целью создания новых возможностей для различного рода и размера должностных злоупотреблений. Это влияние сегодня является тем «товаром», которым обладает определенная часть высокопоставленных работников го­сударственного аппарата и который становится объектом коррупционных и криминальных интере­сов.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что важную роль в воспроизводстве коррупции играют организационно-управленческие факторы, а именно управленческие недостатки, способствующие ее существованию, распространению и трансформации.

Применительно к Казахстану организационно-управленческие факторы обусловлены тем, что формирование новой структуры организации государственной власти во всех постсоветских странах было реализовано без детально разработанной программы и ясного представления о конечных целях и результатах. Изначально не был определен единый порядок разграничения полномочий и компе­тенций органов государственной власти как по ее ветвям, так и по организационным уровням. Это привело к дублированию управленческих функций в разных ведомствах, практике принятия проти­воречивых решений, в том числе и в определенных корыстных целях.

Психологический фактор показывает взаимосвязь профессионально-должностных и нравствен­ных качеств государственных служащих, а также степень социальной толерантности населения к коррупции в обществе.

Нравственно-психологическими признаками коррупционеров являются: доминирование универ­сальных ценностей, сложившихся на основе индивидуализма и прагматизма; алчное отношение к деньгам; отрицание значения честного и производительного труда; игнорирование традиционных нравственно-правовых норм; авантюризм моральной саморегуляции; цинизм, импульсивность и склонность к риску при принятии решений; эгоизм. Значительное развитие этих признаков свиде­тельствует о психологической готовности человека к коррупционным правонарушениям.

Оценка влияния социокультурных факторов на уровень коррупции в системе государственной службы является очень сложной задачей ввиду «нематериальности» и латентности этой сферы. Одна­ко именно культурную предрасположенность госслужащего следует рассматривать как основную причину коррупции, поскольку культурные и социальные факторы могут способствовать или препят­ствовать созданию условий, в которых возможность получения дополнительного дохода ведет к со­ответствующему поведению.

Опыт административно-правового регулирования противодействия коррупции в системах госу­дарственной службы зарубежных государств позволяет увидеть, что во многих из них разработаны механизмы по противодействию коррупции на государственной службе, позволяющие применять правовые и организационные средства, направленные на исключение условий и причин, способст­вующих проявлению коррупционных рисков.

6) Содержащиеся в настоящем Законе понятия применяются в следующем значении:
1) лицо, занимающее ответственную государственную должность, – лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А»;
2) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
3) лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, – государственный служащий в соответствии с законами Республики Казахстан о государственной службе, депутат маслихата, а также лицо, временно исполняющее обязанности, предусмотренные государственной должностью, до назначения его на государственную службу;
4) лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, – лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств;
5) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к ненадлежащему исполнению ими своих должностных полномочий;
6) коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ;
7) антикоррупционная политика – правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов, и иные меры в соответствии с настоящим Законом;
8) антикоррупционные ограничения – ограничения, установленные настоящим Законом и направленные на предупреждение коррупционных правонарушений;
9) противодействие коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции в пределах своих полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по формированию антикоррупционной культуры в обществе, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и устранению их последствий;
10) уполномоченный орган по противодействию коррупции – центральный исполнительный орган в сфере государственной службы и противодействия коррупции и его ведомство, их территориальные подразделения, осуществляющие в пределах своих полномочий функции по реализации антикоррупционной политики Республики Казахстан и координации в сфере противодействия коррупции;
11) коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность;
12) коррупционный риск – возможность возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
13) предупреждение коррупции – деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных мер.
Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан в отношении физических и юридических лиц. За пределами Республики Казахстан настоящий Закон действует в отношении граждан Республики Казахстан и юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.
2. Уголовные ответственность и наказание за коррупционные преступления предусмотрены Уголовным кодексом Республики Казахстан, административные ответственность и взыскание за административные коррупционные правонарушения – Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о
противодействии коррупции

1. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции осуществляется на основе принципов:
1) законности;
2) приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
3) гласности и прозрачности;
4) взаимодействия государства и гражданского общества;
5) системного и комплексного использования мер противодействия коррупции;
6) приоритетного применения мер предупреждения коррупции;
7) поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
8) неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений.

Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции

1. Целью противодействия коррупции является устранение коррупции в обществе.
2. Достижение цели противодействия коррупции реализуется посредством решения следующих задач:
1) формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции;
2) выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий;
3) укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции;
4) развития международного сотрудничества по противодействию коррупции;
5) выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.

Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Статья 6. Система мер противодействия коррупции

Система мер противодействия коррупции включает:
1) антикоррупционный мониторинг;
2) анализ коррупционных рисков;
3) формирование антикоррупционной культуры;
4) выявление коррупциогенных норм при производстве юридической экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов;
6) финансовый контроль;
7) антикоррупционные ограничения;
8) предотвращение и разрешение конфликта интересов;
9) меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства;
10) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений;
11) сообщение о коррупционных правонарушениях;
12) устранение последствий коррупционных правонарушений;
13) формирование и публикацию Национального доклада о противодействии коррупции.

Статья 7. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг – деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом.
2. Целью антикоррупционного мониторинга является оценка правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции.
3. Источниками антикоррупционного мониторинга являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикаций в средствах массовой информации, а также иные не запрещенные законом источники информации.
4. Результаты антикоррупционного мониторинга могут являться основанием для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры.
5. Положения настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.

Статья 8. Анализ коррупционных рисков

1. Анализ коррупционных рисков (внешний и внутренний) – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
2. Внешний анализ коррупционных рисков осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан, по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора.
К проведению внешнего анализа коррупционных рисков уполномоченный орган по противодействию коррупции вправе привлекать специалистов и (или) экспертов иных субъектов противодействия коррупции.
По результатам внешнего анализа коррупционных рисков государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции.
3. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на отношения в сферах:
1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;
2) досудебного производства по уголовным делам;
3) производства по делам об административных правонарушениях;
4) правосудия;
5) оперативно-розыскной деятельности;
6) уголовно-исполнительной деятельности;
7) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.
4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на деятельность специальных государственных органов.
5. Государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Типовой порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.

Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры

1. Формирование антикоррупционной культуры – деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции.
2. Формирование антикоррупционной культуры осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.
3. Антикоррупционное образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью.
4. Информационная и организационная деятельность реализуется путем проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа в соответствии с законодательством Республики Казахстан и иных мер, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Антикоррупционные стандарты

1. Антикоррупционные стандарты – установленная для обособленной сферы общественных отношений система рекомендаций, направленная на предупреждение коррупции.
2. Антикоррупционные стандарты разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора при участии общественности и учитываются при разработке законодательства и в правоприменительной практике.

Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие статьи 11 см. ст. 27 Закона РК от 18.11.2015 № 410-V.
Статья 11. Меры финансового контроля

1. В целях осуществления мер финансового контроля лица, определенные настоящей статьей, представляют следующие декларации физических лиц:
1) декларацию об активах и обязательствах;
2) декларацию о доходах и имуществе.
2. Декларацию об активах и обязательствах представляют кандидаты в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления и их супруги – до регистрации в качестве кандидата.
3. Декларацию о доходах и имуществе представляют:
1) лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
2) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
3) должностные лица и их супруги;
4) лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги.
4. В случае приобретения в течение отчетного календарного года имущества, определенного налоговым законодательством Республики Казахстан, лица, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в декларации о доходах и имуществе отражают сведения об источниках покрытия расходов на приобретение указанного имущества.
5. Декларация об активах и обязательствах составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме и в порядке, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан.
6. Декларация о доходах и имуществе составляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и представляется по форме, в порядке и сроки, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан.
7. Сведения о представлении физическими лицами, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, декларации об активах и обязательствах или декларации о доходах и имуществе размещаются на официальном интернет-ресурсе государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.
8. Непредставление декларации об активах и обязательствах и (или) декларации о доходах и имуществе или представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния:
лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, – является основанием для отказа в регистрации или отмене решений о регистрации;
лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, – влечет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
9. Опубликованию в срок не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным календарным годом, подлежат сведения, отраженные в декларациях физических лиц, которые представили следующие лица и их супруги:
1) занимающие политические государственные должности;
2) занимающие административные государственные должности корпуса «А»;
3) депутаты Парламента Республики Казахстан;
4) судьи Республики Казахстан;
5) лица, исполняющие управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора.
Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Сведения, указанные в части второй настоящего пункта, размещаются службами управления персоналом (кадровыми службами) государственных органов, организаций, Парламента Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан на их официальных интернет-ресурсах.
10. Требования пункта 7 и подпунктов 1) и 2) пункта 9 настоящей статьи не распространяются на сведения, составляющие государственные секреты.
11. Физические и юридические лица, которые участвуют в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют в порядке и сроки, установленные Правительством Республики Казахстан, отчеты обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника.
12. Поступающие в органы государственных доходов сведения, предусмотренные настоящей статьей, являются охраняемой законом тайной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Их разглашение влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
13. Сведения, составляющие служебную и налоговую тайну, представляются уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Примечания.
1. Лицами, исполняющими управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора, в настоящей статье признаются лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях.
2. Под организационно-распорядительными функциями в настоящей статье подразумевается деятельность лиц по осуществлению предусмотренных законодательством и учредительными документами полномочий исполнительного органа организации. К этим функциям относятся общее руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация и контроль труда подчиненных, поддержание дисциплины, выражающееся в применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.
3. Под административно-хозяйственными функциями в настоящей статье подразумевается осуществление лицами, на которых возложена полная материальная ответственность, деятельности в рамках предоставленных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, в том числе деньгами, находящимися на балансе и банковских счетах организации.

Статья 12. Антикоррупционные ограничения

1. В целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 13, 14 и 15 настоящего Закона, принимают на себя антикоррупционные ограничения по:
1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;
2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
4) принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Законами, регулирующими порядок выполнения отдельных государственных функций, могут устанавливаться другие правовые нормы, предусматривающие ограничения, направленные на предупреждение коррупции.
3. Согласие лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на принятие антикоррупционных ограничений фиксируется службами управления персоналом (кадровыми службами) соответствующих организаций в письменной форме.
4. Непринятие антикоррупционных ограничений лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, влечет отказ в приеме на должность либо увольнение с должности (освобож


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: