Формулирование общей стратегии

Основное назначение стратегии – создание комплекса конкурентных преимуществ, для достижения бизнес – успеха в долгосрочной перспективе.

Конкурентное преимущество компании не может быть сконцентрировано в одном или нескольких звеньях цепочки создания ценности. Поэтому стратегия должна быть успешна в каждом из своих звеньев. С ее помощью создаются отраслевые позиции компании, и обеспечивается внутренняя согласованность ее политики, нацеленной на достижение этих позиций. В связи с этим стратегия может быть представлена как связующий процесс между управлением внутренними ресурсами и внешними связями, отношениями с окружающей средой.

Тем не менее, стратегия - это не детальный план, описывающий, что именно будет делать компания. Она определяет направление развития и фиксирует то, чего именно компания не будет делать. Стратегию можно охарактеризовать как:

- уникальное ценностное предложение;

- отличающаяся от конкурентов цепочка создания ценности;

- четкие компромиссы и определение того, что организация НЕ будет делать;

- действия, которые сочетаются друг с другом и взаимно усиливают эффект;

- постоянство позиционирования.

Главная и худшая ошибка, которую часто допускают стратеги при разработке - борьба с конкурентами в одной и той же нише, т.е. копирование действий конкурентов - это провал с точки зрения стратегии. Специалисты ООО «ИркутскАрхПроект» отчетливо осознают, что для создания успешной стратегии ни в коем случае ее нельзя копировать. Так как она основана на хорошем выполнении того, что конкуренты не могут сделать или не могут сделать сейчас, а не того что они могут или уже делают. Поэтому наилучшая цель – не стать лучшей компанией в своей индустрии, а стать уникальными, найти уникальное ценностное предложение и разработать оригинальные маркетинговые ходы. Более того, стратегия – это не только цель, но и отличное знание способов ее достижения.

В процессе разработки стратегии возникает представление о том, как можно добиться устойчивого конкурентного превосходства. Задача стратегического планирования - дать менеджерам новое видение реальности, имеющихся опасностей и возможностей, выработать новое понимание существенных факторов конкуренции.

Сущность конкурентного превосходства заключается в том, чтобы конкурировать иначе - быть нацеленным на особые группы потребителей, использовать уникальные методы производства, маркетинга и пр. Одной из важных особенностей стратегии является то, что она предполагает определенные обязательства, поэтому необходимо принимать решения очень осмотрительно. Но в постоянно меняющемся мире стратегия также требует гибкости и открытости для изменений. Однако, тут следует быть очень осторожными, так постоянство стратегии является залогом стабильности основного ценностного предложения компании. Нельзя постоянно идти «на поводу» у своих потребителей и тем самым выбиваться из собственной стратегии. Зачастую именно повышенное внимание компании к требованиям и жалобам потребителей является серьезной внешней угрозой последовательной реализации выбранной стратегии. Поэтому иногда специалисты организации советуют клиенту обратиться к конкурентам, поскольку хорошая стратегия предполагает риск сделать одних потребителей крайне недовольными ради того, чтобы другие потребители были довольны в высшей степени.

Как было отмечено выше, требования к стратегии весьма противоречивы. Но конфликт между ними на сегодняшний день не стоит остро, так как менеджеры организации осознали, что компания должна делать инвестиции сегодня (это выступает как обязательства), чтобы создать возможности (гибкость), позволяющие ей преуспеть в изменчивом и неопределенном будущем. Таким образом, стратегия - это выбор производственных и функциональных возможностей, в которые следует инвестировать, и видов инвестиций, от которых следует отказаться. Жизненно важно иметь устремленность на цели, составляющие основу конкурентного превосходства. Принимаемые на этом пути решения определяются их согласованностью с основными целями.

Специалисты ООО «ИркутскАрхПроект» придерживаются принципа «SMART» в отношении целей. То есть должны быть ясными (Specific), измеримыми (Measurable), ориентированными на конкретные действия (Attainable), достижимыми (Realistic) и соотноситься с определенными временными интервалами (Time-based). [5:13]

Стратегическая цель ООО «ИркутскАрхПроект» – высокое качество проектов как результат достижения высокого качества трудовой жизни сотрудников и баланса интересов всех сторон: заказчиков, потребителей, персонала, партнеров, общества.

Подведя некий промежуточный итог можно сказать, что сама по себе гибкость не образует стратегической позиции, но инвестиции в развитие функциональных и производственных возможностей позволяют гибко реализовать стратегию в нашем изменчивом мире. Эти инвестиции определяют способность компании поддерживать свое конкурентное превосходство. Гибкость и открытость к будущим путям развития создаются стратегическими инвестициями, которые позволяют достигать результатов, определяемых стратегическими целями компании. Гибкость создается инвестициями в развитие возможностей, которых не будет у других компаний, не сумевших вовремя сделать аналогичные капиталовложения.

Существенная часть стратегии – сделать правильный выбор, когда две стратегические позиции несовместимы между собой, то есть определить, что компании не надо делать.

Своевременные вложения в новые технологии дают возможность использовать их в будущем или применять эффективнее (дешевле), чем конкуренты. Благодаря своевременным вложениям в совершенствование организационной структуры компания через некоторое время сможет управлять своей деятельностью, таким образом, который недоступен для конкурентов.

Необходимо отметить, что разработка стратегии — это повторяющийся процесс. Как правило, невозможно выработать оптимальную стратегию во всех деталях в определенный промежуток времени. Но к оптимальной стратегии можно приближаться, последовательно повторяя все этапы от начала до конца. Каждый такой виток дает новое понимание, позволяет уточнить и скорректировать ранее сделанные предположения и постулаты. Из этого следует, что разработкой стратегии нужно заниматься на регулярной основе, что и демонстрируют специалисты организации.

Полный процесс формирования стратегии в организации осуществляется по следующей схеме:


 


Рис. 9 Схема формирования стратегии в ООО «ИркутскАрхПроект»

 

После сбора данных для анализа и получения информации, для моделирования будущего, формулируется стратегия. Здесь важно уяснить, что для каждого предприятия создается своя уникальная стратегия, не терпящая стереотипов и стандартных решений. Основой стратегии ООО «ИркутскАрхПроект» является «Развитие – через качество». Она включает в себя следующие пункты, обеспечивающие развитие организации:

- все внимание – заказчику и потребителю. Необходимо понимать их настоящие и будущие запросы, удовлетворять их потребности и стремиться превзойти их ожидания с учетом тех инвестиционных возможностей, которыми они располагают;

- прозрачность и открытость - командная работа, основанная на доверии и сотрудничестве. Поощрение чувства личной ответственности за порученное дело. Создание в производственных подразделениях отношений, основанных на взаимопомощи и выручке;

- особое внимание – персоналу. Сделать организацию успешной могут только люди. Создание для каждого сотрудника условий для самосовершенствования и обучения, удовлетворения духовных и материальных потребностей;

- использование и развитие информационных технологий, передовых технологий проектирования и строительства;

- справедливое вознаграждение персонала за качественный и эффективный труд. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами организации;

- социальная поддержка сотрудников организации: например, молодых специалистов, одиноких матерей;

- честность в борьбе на рынке проектных услуг.

Но формулированию стратегии предшествует разработка миссии. Миссия ООО «ИркутскАрхПроект» – активное участие в экономическом, социальном и культурном развитии России путем удовлетворения потребности заказчиков в качественном проектировании объектов жилищно – гражданского назначения.

Каждая организация должна управлять своими стратегиями в трех областях:

- внутренние ресурсы организации;

- внешняя окружающая среда, в которой она функционирует;

- способность организации создавать стоимость.

При формулировании стратегии особое внимание уделяется потенциалу, организации, а так же трудностям и возможностям, связанным с взаимодействием с внешней средой. Это значит, что некоторый новый проект, привлекательный сам по себе, может не подходить для организации, так как она не имеет достаточно ресурсов или просто не желает выходить на соответствующий рынок и расширять там свои операции.

За каждым успешным проектом стоит один человек или группа людей, которые отвечают за перевод некоторой идеи в практическое русло. Условия успеха определяются в результате:

- определения стратегии проектной организации, фиксирующей тип деловых операций, выпускаемой продукции и рынка, выбранных для своей деятельности;

- формулировки стратегии проектирования, гарантирующей взаимоувязку деятельности научно-технических подразделений с общей стратегией организации. И многое другое.

Организация использует свою историю, навыки, ресурсы, знания и различные концепции для будущих действий. Стратегические модели при этом важны, но они не главное. Ключ к успеху - грамотные действия и энергичность в стремлении к цели. Это, в равной пропорции, можно встретить как у менеджеров не знакомых со стратегическим менеджментом, так и у тех, кто тщательно использует все последние разработки. Пока процессы стратегического планирования помогают менеджерам превосходить конкурентов, стратегия должна оставаться в центре внимания.

Не менее важным этапом является реализация стратегии. Наличие «работающей» стратегии в компании дает большое конкурентное преимущество — возможность действовать целенаправленно. Управление ею предусматривает донесение ее до всех сотрудников, связь мотивации с целями компании, связь стратегического и оперативного уровня управления, разработку стратегии не как искусства, а как понятную и регулярную работу менеджеров. Специфика реализации стратегии подробнее будет рассмотрена в следующем разделе главы.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: