Предисловие к современному изданию

 

Современному читателю только предстоит познакомиться с замечательным произведением выдающегося церковного и государственного деятеля, крупного представителя западно‑русской философской школы, духовного писателя Петровских времен, Преосвященного Стефана Яворского (1658–1722), Митрополита Рязанского и Муромского, Местоблюстителя Патриаршего Престола и Первого Президента Святейшего Синода. Книга «Камень веры» последний раз была издана в 1749 году. На русском же языке она выходит впервые.

Стефан (Симеон Иванович) Яворский родился в 1658 в Православной семье мелкопоместных польских дворян в городке Явор на Галичине (сегодня Яворив Львовской области). Эта часть правобережной Украины по Адрусовскому мирному договору 1667 г. оставалась за Польшей. Чтобы избавиться от гонений на Православие, семья Яворских вместе с детьми переселилась в левобережную Украину и обосновалась в селе Красиловка неподалеку от Нежина. Симеон, обладавший незаурядными способностями, получил всестороннее образование. Он учился в знаменитой Киево‑Могилянской Академии, средоточии украинской образованности, которую окончил не позднее 1684 года. Там он обратил на себя внимание иеромонаха Варлаама Ясинского, выдающегося проповедника, впоследствии ставшего Архимандритом Киево‑Печерской Лавры, а затем Митрополитом Киевским, который послал его учиться за границу для завершения образования. В свое время иеромонах Варлаам также проделал этот путь. Симеон изучал в высших католических школах философию, во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильно и Познани, научился искусно слагать стихи на латинском, польском и русском языках и писать великолепные панегирики. В 1689 году он вернулся в Киев. Его покровитель Варлаам Ясинский убедил его принять монашество, и он был пострижен самим Варлаамом с именем Стефан.

Он проходил монастырское послушание в Киево‑Печерской Лавре и спустя некоторое время был назначен преподавателем Киево‑Могилянской Академии; вскоре он стал профессором философии, богословия и риторики. Стефан успешно совмещал деятельность ученого, преподавателя и проповедника. Как проповедник он неизменно восхищал своих современников. Ему отдавали должное даже те, кто считал его своим врагом.

В 1697 г. он был назначен игуменом Свято‑Никольского Пустынного монастыря близ Киева. В это время ему приходилось часто бывать в Москве по делам Митрополита, ближайшим помощником которого он стал. В один из приездов Стефана в Москву произошло событие, которое внезапно выдвинуло его. Ему поручили произнести проповедь на похоронах воеводы Шеина, и он сделал это так блистательно, что произвел большое впечатление на слушателей, среди которых был Петр I. Царя привлекли в Стефане его блестящая образованность и глубокий ум. Он уже видел в Стефане своего помощника и единомышленника и дал указание Патриарху Адриану посвятить Стефана в Архиереи какой‑нибудь из Великорусских Епархий недалеко от Москвы. Хотя Стефан, всей душой стремившийся в Киев, пытался отказаться от этой чести, в апреле 1700 года он стал Митрополитом Рязанским и Муромским. Вскоре после кончины Патриарха Адриана он был назначен Местоблюстителем Патриаршего Престола, а некоторое время спустя и его Президентом. Он был назначен также президентом Славяно‑греко‑латинской академии и провел реорганизацию этого учебного заведения. Он принимал участие в работе Московской типографии, был одним из издателей научных словарей, учебных пособий, автором вступительных статей и примечаний к церковным книгам. Успешно трудясь на всех высоких постах, Стефан приобрел высокий авторитет в русском обществе. Он написал немало трудов. Его произведения оказали несомненное влияние на деятелей Русской Православной Церкви и послужили одним из источников философских воззрений славянофилов. Им была создана школа учеников и последователей. В их числе был и ректор Московской Духовной Академии Феофил Лопашинский, который впоследствии сильно пострадал за издание «Камня веры». Стефана всегда поддерживал и его друг святитель Димитрий Ростовский.

Когда в 1707 году умер Киевский Митрополит Варлаам (Ясинский), Стефан обратился с просьбой к царю освободить его от Местоблюстительства и назначить Митрополитом в Киев, но Петр I не согласился на это.

Стефан вначале поддерживал деятельность Петра, его реформы в армии и на флоте, приветствовал строительство дорог и каналов, развитие промышленности, расширение торговли и заботы о просвещении, однако позже открыто выступал против ограничительных тенденций царя по отношению к церковной власти и его благосклонного отношения к протестантизму. Широко известна история его противостояния Феофану Прокоповичу, крупному церковному деятелю того времени, который тяготел к протестантизму и всячески поддерживался Петром I.

Стефан Яворский был смелым и мужественным человеком, поступавшим по совести, хотя часто его пытались представить как нерешительного и мягкотелого, роль которого в церковно‑административных делах была незначительна. Действительно, власть Местоблюстителя по сравнению с Патриаршей была ограничена Петром. Но в этих нелегких и весьма тяготивших и унижавших условиях Стефан делал все, что мог, чтобы остановить отступление русского народа от Православной веры. Он подавал царю протесты против «новшеств в духовной жизни» народа и открыто обличал царя в проповедях, не страшась его гнева, наконец, он написал свою знаменитую книгу.

За свою жизнь Стефану пришлось вынести немало клеветы. Одни ставили ему в вину католическое образование, другие, напротив, «традиционность» и сопротивление реформам Петра. Особенно много неприятностей пришлось на последние годы его жизни, когда он стал Президентом Святейшего Синода. Тяжело больной, он фактически постоянно находился под следствием по доносам. Каждый раз он оказывался оправданным, однако постоянные обвинения и допросы сокращали дни его жизни. Он скончался в Москве в возрасте 64 лет и похоронен в Успенском соборе Рязани. В настоящее время останки Митрополита покоятся в Малоархангельском Рязанском соборе. Свои деньги и книги он завещал основанному им Нежинскому Богородичному монастырю.

Немало клеветы возводилось на него и после смерти, вплоть до обвинений в тайном иезуитстве.

«Камень веры Православно‑Кафолической Восточной Церкви» Стефан начал писать, когда в 1713 г. началось «дело Тверитинова» и его сообщников, увлекавшихся лютеранством. Тогда Стефан приложил все силы, чтобы изобличить их и – косвенно – царя, потворствовавшего им. «Камень веры» – полное систематическое изложение Православного вероучения, с детальным разъяснением основных положений Православия, книга, написанная в защиту Православия в условиях активной пропаганды протестантизма. Это Камень веры «Православным сынам Святой Церкви на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень – на восстание и исправление». При эмоциональности и образности изложения книга имеет очень четкую структуру. Она включает в себя двенадцать обширных трактатов – Православных Догматов о святых иконах, о знамении Честного Креста, о святых мощах, о Таинстве Евхаристии, о призывании святых, о входе святых душ в Небесные обители, о благотворении преставившимся, о Преданиях, о Святейшей Литургии, о святых постах, о добрых делах, о наказании еретиков. Каждый Догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения против него. Доказательства взяты из Ветхого и Нового Завета, Соборных правил, творений святых Отцов.

К сожалению, самому Стефану Яворскому так и не довелось при жизни увидеть свое детище изданным. Книга была завершена в 1718 году, однако при Петре I не была напечатана, так как она ярко и убедительно опровергала положения протестантизма, которыми дорожил Петр.

Первый раз «Камень» вышел в Москве в 1728 году с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Преосвященного Феофилакта Лопатинского, Архиепископа Тверского, и под его наблюдением, и сразу стал заметным событием в жизни общества. Первое издание имело огромный успех. Напечатанное в количестве 1200 экземпляров, оно быстро разошлось. Однако распространение книги было запрещено, и оставшиеся в типографии экземпляры опечатаны. «Камень» был переведен на латинский и польский языки и приобрел широкую известность и на Западе. Протестанты на Западе и в России тотчас же по выходе книги начали полемику против нее. В России вышел злостный памфлет на «Камень веры» под названием «Молоток на камень веры». Появились работы и в защиту Яворского, в частности, сочинение Архиепископа Феофилакта, издателя «Камня», под названием «Апокризис, или Ответ на писание ответное Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу «Камень веры"".

Всего же книга выдержала три издания и была издана также в 1730 г. в Киеве и 1749 г. в Москве. Все издания печатались на церковнославянском языке.

За издание «Камня веры» Архиепископом Феофилактом последнего пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным Архиерейского сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевского Митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь. Таким образом, в царствование императрицы Анны Иоанновны, а затем Екатерины Второй отступление от Православной веры продолжалось. При Екатерине Второй горячо выступил в защиту Православия и произведения Яворского Арсений, Митрополит Ростовский. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против «Камня веры» и дополнил сочинение исповедника Архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. Митрополит Арсений был достойным преемником св. Димитрия Ростовского, которого глубоко чтил и любил, и бесстрашно выступал против отнятия церковного имущества. По приказанию Екатерины II Синод присудил Митрополита Арсения к лишению Архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду. Всем участвовавшим в его расстрижении он сделал предсказания о трагической кончине, которые в точности и исполнились. Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одев его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником, Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. В Ревельском каземате на стене тюрьмы он начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».      

«Камень веры» имел громадное значение для Православной Церкви в первой половине XVIII века, когда в русском обществе слабела Православная вера. Столь же актуален этот «Камень» и сегодня, когда утрачены корни отечественных традиций, размыты ценности, но сердце русского человека по‑прежнему жаждет верить, хотя пребывает в растерянности и не знает, как верить и во что.

7 [1]  июля 2010 года, Санкт‑Петербург      

Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, повелением благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни нашей всея Руси, императрицы Елизаветы Петровны, при наследнике ее, внуке Петра Первого, благоверном государе, великом князе Петре Федоровиче, и при супруге его, благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне, по благословению Святейшего Правительствующего Синода издана эта книга, именуемая КАМЕНЬ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНО‑КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, в царствующем великом граде Москве, в третий раз, в 7257 году от сотворения мира, в 1749 году от Рождества же во Плоти Бога Слова, индикта 12, месяца августа.

Эту душеполезную книгу под названием КАМЕНЬ ВЕРЫ от ревности по истине и от любви к Святой Церкви и сынам ее, богословскими трудами блаженной памяти Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, в защиту Святой Православно‑Кафолической Апостольской Восточной Церкви, против ее обвинителей, лютеран, кальвинистов и их последователей, а также раскольников, богомудро сочиненную, я, нижеподписавшийся, прочел со вниманием и нахожу эту книгу не только полезной для Православных для укрепления в Догматах Православной Христианской Церкви и опровержения богохульных еретических злоречий, но и весьма необходимой.

Смиренный Феофилакт, Архиепископ Тверской и Кашинский,

28 октября 1727 года.

 

 

Об авторе

 

Автор этой книги, именуемой «Камень веры», Преосвященный Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и Муромский, родился в Польше в благочестивой польской дворянской семье, в среде русского народа, находившегося под властью Польского Королевства, и отдан был в обучение, в котором весьма преуспел, превзойдя своих сверстников. Его родителей тяготили гонения на Православную Церковь, принуждение к унии, и, непременно желая пребывать в благочестии, спустя некоторое время они приняли решение оставить свое отечество в Польше и переселиться в Малороссию со своими детьми, среди которых был и Стефан, выделявшийся своими дарованиями. В то время его звали Симеон, именем, данным во святом крещении, после которого он прожил немало лет и в благочестии преставился. А в начале своего пути юный Симеон, горя желанием учиться, избрал себе в наставники выдающегося подвижника Киево‑Печерского иеромонаха Варлаама Ясинского, бывшего в то время проповедником Слова Божия Киево‑Печерской обители, со временем ставшего Архимандритом этой обители, а также Митрополитом Киевским. этот достойный муж, увидев остроту ума Симеона и возлагая на него большие надежды, решил дать ему совершенное образование, считая это для Симеона необходимым. Он послал его в Польшу в лучшие учебные заведения, где тот довольно долго прилежно учился. Усвоив все науки, в том числе грамматику, стихосложение, риторику, философию и богословие, Симеон возвратился в Киев к пославшему его Преосвященному Варлааму, представ перед ним уже зрелым мужем, преуспевшим а учении и добродетелях. Варлаам же, увидев в нем изобилие Божией благодати, преисполнился великой радости и благодарил Бога, даровавшего Симеону не один, но многие таланты. Он проявил неутомимую заботу о том, чтобы Симеон по молодости своей не увлекся мирской жизнью (а мир сам искал его и пытался накинуть заманчивые сети, предлагая то достойное супружество, то мирские богатства и почести, поскольку Симеон обладал многими достоинствами) и чтобы его талант не был закопан в земле житейских попечений, а стал бы достоянием Святой Церкви, ради которой он уже много потрудился в учении и еще больше потрудился в дальнейшем. Варлаам начал всячески склонять его к принятию Ангельского монашеского чина, и с Божией помощью его желание исполнилось. Симеон, несмотря на юность и способности ко всякому мирскому делу, понимал, что видимое временно, а невидимое вечно. С таким настроем он провел все годы учебы, во славу Божию и ради Святой Церкви, которой всегда нужны ученые люди, презревшие временное и возжелавшие вечного. Он положился на волю Божию и своего наставника, Преосвященного Варлаама, который сам и постриг его в монашеский чин во Святой Великой Киево‑Печерской Лавре, обители Достойного и Славного Успения Пречистой Матери Божией и Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских, и дал ему имя Стефан. Пребывая в этом чине в обители, он нес обычные монастырские послушания и был искусен и громогласен в пении, и обучен рукописанию; помимо других послушаний, в Церкви он пел на клиросе и был чтецом, а у себя в келье составлял приказы для начальства. Ко больше всего усердия он приложил к чтению душеполезных книг и вскоре начал проповедовать Слово Божие к народу в этой обители и в других храмах, к большой пользе и радости слушавших его, ибо его слово было твердым и пропитанным солью мудрости, и было много желающих его послушать.

Спустя некоторое время по решению Преосвященного Митрополита Варлаама Стефана определили в Богоявленский монастырь в Киев для преподавания. Благодаря этому малороссийским юношам уже не было нужды ехать за образованием в чужие страны. Все, что необходимо, они имели возможность получить в Киеве, имея в лице Стефана учителя, который так блестяще преподавал риторику, богословие и философию, что его ученики могли и других научить, словами Соломона, без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, ибо она есть неистощимое сокровище для людей (Прем. 7:13‑14). Многие Церкви и обители получили благодаря его стараниям хороших проповедников, учителей и благоразумных начальников. При этом Стефан не оставлял и других полезных и многоплодных трудов на благо Святой Церкви. Он проповедовал и на Митрополичьей кафедре во всех духовных и епархиальных делах, помимо монастырских, оказывал помощь словом, советом, рассуждением и делом. Так, он неоднократно составлял похвальное слово (панегирики) лицам почтенным и достойным похвалы. За усердные труды Стефан был назначен игуменом славной обители Николая Чудотворца в Киеве, где умело наставлял братию и заботился о благополучии монастыря, не отказываясь и от других дел, которые поручал ему его пастырь, дававший ему важные поручения и посылавший в разные места не только в Епархии Киевского Архиерея и в Малороссии, но и в Великой России, и в царствующий град Москву, причем неоднократно. Когда в 1700 году он прибыл в Москву, преставился достойный муж, боярин Алексей Семенович Шеин, которому, как славному военачальнику, за его многие воинские славные подвиги, достойные благодарной памяти, благочестивейший самодержавнейший царь император и самодержец Всероссийский Петр Великий решил организовать достойное погребение, на котором бы было произнесено и подобающее надгробное слово. Требовался проповедник, и некто доложил великому государю о Стефане, Киевском игумене, прибывшем тогда в Москву, который был разыскан, представлен, получил соответствующее задание и выполнил его. Хотя Стефан не имел времени подготовиться, он так блестяще произнес надгробное слово, что благочестивый монарх весьма усладился и похвалил его, и возлюбил, и приказал ему не возвращаться в Киев, а оставаться в царствующем граде Москве. В то время Рязанская Епархия не имела пастыря, и Стефан был определен в Рязанскую и Муромскую Митрополию, несмотря на то, что он сильно отказывался от этого назначения и со слезами молился, чтобы освободиться от него. Однако ему пришлось подчиниться указу царского величества, и он был назначен на ату должность Святейшим Патриархом Адрианом в 1700 году, Прошло немного времени, и когда преставился Святейший Патриарх Адриан, Митрополиту Стефану было поручено все Российское Церковное правление и блюстительство Патриаршего Престола. Вот сколь высоких степеней достиг Преосвященный Митрополит Стефан, сколь высоко он был вознесен и сколькими трудами отягощен. Он возрастал в трудолюбии, не оставляя обычных трудов и лишь добавляя к ним все новые государственные дела. Он не оставлял прежних занятий, как будто только они у него и имелись, и в то же время занимался управлением так много, как будто он уже оставил преподавание, и как в старом, так и новом он был совершенен. Он по‑прежнему служил Богу в Церкви и проповедовал Слово Божие, причем так, как будто бы это было его единственным занятием. Если он не участвовал в Богослужении, то занимался духовными и судебными делами, будучи всегда занятым и никогда не давая себе отдыха. Редко когда он не служил в Соборной Церкви в воскресные дни и не произносил праздничные проповеди, а также не служил молебны во дни царских рождений и тезоименитств, а также различных торжеств. Когда случался праздник с Крестным ходом, он участвовал и во Всенощном богослужении, и в Крестном ходе, если бы и далеко приходилось идти, а также в проповеди Слова Божия. Это был энергичный пастырь, сохранявший Христово стадо от воинствующих врагов, от волков – лжеучителей, приходящих в овечьих шкурах. Во время войны он устанавливал дни поста, раcпоряжался о проведении молебнов и Крестных ходов, лично участвовал в них, и в проповеди призывал народ молиться, в случае же победы благодарил Бога. В самом начале своего правления, когда стало распространяться учение о пришествии антихриста неких заблуждающихся раскольников, сеющих в народе плевелы, он написал книгу, опровергавшую их заблуждения, которая была напечатана в царствующем граде Москве в 1703 году, а самого начальника ереси обличил перед Царем и Синклитом и призвал к ответу, Позднее энергичный пастырь стал все больше обращаться к колеблющимся в Православии и говорящим странные вещи, а иногда и поступающим вопреки восточному христианскому благочестию, чему они научились, проживая вместе с иноверными в России и в чужих странах, как сказано: И смешались с язычниками, и злым делам научились от них (Пс. 105:35). Было немало и явно выступавших против Святой Церкви, развращавших души незлобивых. Болея об этом душою и ревнуя о благочестии, он, призвав Бога на помощь, вооружился на всех них словом и делом и рассудил за благо написать эту книгу, «Камень веры», для направления спотыкающихся, для отпора противникам и для укрепления благочестивых.

Пребывая во многих трудах и подвигах ради Святой Церкви, он перенес тяжелые телесные болезни. хотя от природы был весьма крепкого сложения. Многие годы он болел каменной болезнью арфритидой, при которой больше всего поражались ноги и руки (подагра и хирагра). Кроме телесных болезней, он великодушно претерпел и многие душевные невзгоды: обиды, поношения, клевету и наветы недоброжелателей, и даже своих домочадцев. Бог же сохранил его целым и невредимым до самой его кончины, ибо благочестивый государь, хотя по наветам некоторых несколько и усомнился в нем, однако по превысокой своей и Церкви милости к нему нисколько не отдалил его, напротив, добавил ему еще одну должность. Когда в Росии Патриаршество заменил Святейший Синод, Государь утвердил Митрополита Стефана, вопреки его желанию, Председателем (Президентом) Синода. Так, достойно, в трудах, болезнях и заботах о Святой Церкви провел свою жизнь Преосвященный Митрополит Стефан Яворский, благочестиво преставившийся в царствующем граде Москве 27 ноября 1722 года от Рождества Христова в возрасте 64 лет. Тело его после совершении надгробного отпевания в Москве по его завещанию отвезли в его Митрополию в Переяславль Рязанский и положили в Соборной Церкви Пречистой Богородицы, достойного и славного Ее Успения, вместе с другими Архиереями этого Престола.

Боже духов и всякой плоти, со святыми упокой душу усопшего раба Твоего Стефана, аминь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: