Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

 

Претыкание первое      

Вечное блаженство, ожидающее святых, исходит, по Священному Писанию, от милости Божией, а не от человеческих дел. Благослови, душа моя, Господа, (...) венча­ющего тебя милостью и щедротами (Пс. 102:1‑4). Снова: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). Снова: суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2:13).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: В других местах Священного Пи­сания вечное блаженство связывается с делами: ибо ты воздашь каждому по делам его (Пс. 61:13). Снова: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27). И снова: ты сам себе со­бираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:5‑6). И снова: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22:12).  А если в псалме возлагается венец милости и говорится: Благослови, душа моя, Господа, (...) венчающего тебя милостью и щедротами (Пс. 102:1‑4), то напротив него мы возлагаем венец правды. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды (2 Тим. 4:7‑8).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Священное Писание не может противоречить само себе. Повсюду в Священном Писании говорит один и тот же Святой Дух, приписываю­щий вечное блаженство милости Божией и в то же время человеческим делам. Увенчи­вающий венцом милости в то же время увенчивает венцом правды. Но как они могут сосуществовать? Это вполне возможно, есть и венец милости, и венец правды, если рас­судим здраво. Поскольку мы не можем сделать ничего доброго без Божией милости и благодати, по словам Христа: без меня не можете делать ничего (Ин. 15:5) и как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе (Ин. 15:4), то и сами доб­рые дела у нас по Божией милости. Вечное блаженство, поскольку оно дается за добрые дела, есть венец правды. Поскольку эти же дела происходят от Божией милости и Его благодати, побуждая нас к доброделанию, наставляя и помогая нам, то вечное блаженс­тво, которое дается за дела, совершенные по Божией милости, есть милость Божия и венец милости. И венец милости, и венец правды – это разные стороны одной и той же вечной жизни. Божиим святым дается венец милости, а их делам – венец правды. На­пример, если бы какой‑нибудь царь увенчивал воина победным венцом за его подвиги, то эти подвиги набирали силу от царя – обмундирование, содержание, памятник, – все это исходит от царя. Такой венец вполне мог бы называться и венцом милости, и венцом правды, что и можно видеть по здравому рассуждению.

Претыкание второе      

Жизнь вечная дается даром, безо всяких наших дел и заслуг. Ибо написано: иди­те, покупайте без серебра и без платы вино и молоко (Ис. 55:1). И снова: мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосер­дие (Дан. 9:18). А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против него и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его (Дан. 9:9).      

Исправление претыкающимся      

Вино и молоко, по толкованию святых Отцов, относятся не к вечной жизни, а к благости Божией в нынешней жизни, которая дается нам даром. Подобным образом го­ворит и Христос: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7:37). Здесь Христос ясно говорит о благодати настоящего времени, а не о славе будущей жизни. Если говорить о благодати, то первая действительно дается даром, но, принимая ее, человек совершает нечто полез­ное и умножает благодать, как учит нас притча о талантах (Мф. 25:15) и о минах (Лк. 19:13).

А если обратиться к Книге Пророка Даниила, то в ней Пророк просит не Небес­ный венец, а освобождение из Вавилонского плена, что можно видеть из вступительных и заключительных слов.

Претыкание третье      

Верующие называются в Священном Писании сынами Божиими, а жизнь вечная – наследием, или достоянием, которое дается сынам безо всяких сыновних трудов. Ты да­руешь мне достояние мое (Пс. 15:5). И там же: достояние мое желанно мне (Пс. 15:6). Ведо­мы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится (Пс. 36:18). Дал наследие тем, кто страшится имени Твоего (Пс. 60:6). Ибо даст Господь возлюбленным Своим сон. Вот оно, наследие Господне (Пс. 126:2‑3). И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благода­ти Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными (Деян. 20:32).... К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1 Пет. 1:4). Снова: вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1 Пет. 3:9); уверовав в него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог на­следства нашего (Еф. 1:13); какое богатство славного наследия Его для святых (Еф. 1:18). Снова: никакой блудник, и ему подобные, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5:5); зная, что в воздаяние от Господа получите наследство (Кол. 3:24). Не всели они служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14)? Снова: дабы (...) призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:15). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5), то есть землю живых. А тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8:16). Поскольку вечная жизнь есть наследие, или достояние, а мы – сыны Божии, следовательно, вечная жизнь дается сынам, как наследие и достояние, безо всяких сыновних трудов.

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Вечная жизнь в Священном Писа­нии называется наградой: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах (Мф. 5:12). Позови работников и дай им плату (Мф. 20:8). Придите, благословенные Отца Моего (Мф. 25:34), и так далее. Алкал Я, и вы дали Мне (Мф. 25:35), и так далее. От Бога, Который воздаст каждому по делам Его (Рим. 2:6). Каждый получит свою на­граду по своему труду (1 Кор. 3:8), и прочее, и прочее. Из этого ясно, что. по Священному Писанию, необходимы дела и труды.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Вечная жизнь называется наградой, и эта же вечная жизнь называется наследием, или достоянием. Ну что ж, разве здесь есть противоречие? Отнюдь. Оба условия получения вечной жизни полностью соблюдены. И чтобы усвоить это в полной мере, рассмотрим некоторые положения, о которых упомянули в предис­ловии к этому Догмату.

Положение первое      

Мы не являемся сынами Божиими по природе. Таков только один Сын Божий, Христос, Бог наш, мы же сыны Божии по благодати, по причастности, или по причас­тию, или по признанию нас сынами, или по усыновлению. Все это означает одно и то же.

Положение второе      

Некоторые из нас получают усыновление в младенчестве в святом крещении, дру­гие же в возрасте совершенном при оправдании, когда из грешников становятся правед­никами по Божией благодати, как в Таинстве святого покаяния или в Таинстве святого крещения, если придется креститься в зрелом возрасте.

Положение третье      

Если умирают младенцы тотчас после крещения, они получают вечную жизнь по одному только наследству, или достоянию.

Положение четвертое      

Взрослые люди в полном рассудке, пребывая в Божием усыновлении и после смер­ти, получают вечную жизнь двояким образом, и как награду, и как наследие. И то, и дру­гое Апостол соединяет, говоря: И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие (Кол. 3:23‑24). Обратите внимание, что воздаяние (то есть награда) и наследие Апостол объединяет. И снова: наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17).      

Запомните как следует, что Апостол с наследием соединяет и страдания, иначе нам не стать сонаследниками Христу, с Которым нам не прославиться, если не захотим пострадать вместе с Ним.

ГОВОРИТЕ, что сынам полагается наследие, или достояние, как сынам, и тогда зачем трудится, чтобы получить то, что дается безо всякого труда?

ОТВЕЧАЕМ: Без трудов вечная жизнь дается младенцам, умирающим тотчас пос­ле крещения, как уже было сказано. По отношению же ко взрослым же Своим сынам, на­ходящимся в полном рассудке, Господь Бог пожелал, чтобы они достигли вечной жизни своими трудами и заслугами. И они получат не только наследие, но и награду, поскольку почетнее иметь нечто по своим трудам и заслугам, чем по одному только дару. Поэтому Господь Бог, чтобы воздать Своим сынам большую честь, благоизволил, чтобы они уго­товили себе вечную жизнь трудами и заслугами.

Основание всему этому Сам Христос, Которого должно славить и превозносить Его имя уже за то, что Он Сын Божий. Однако же Он уничижил Себя Самого, приняв об­раз раба, (...) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Флп. 2:7‑9). И если Христу, Сыну Божию по природе, была дана слава Плоти Его и превознесение имени Его двояким об­разом, то есть как награда и достояние, то тем более предстоит нам, сынам только по благодати и причастности, стяжать вечную жизнь этим двояким образом, то есть как награду и достояние.

ГОВОРИТЕ: Младенцы более блаженны, чем взрослые, так как они получают как дар то, чего другие добиваются многими трудами.

ОТВЕЧАЕМ: Это не так, и взрослые более блаженны по двум причинам. Во‑пер­вых, получить наследие своим трудом более почетно. Во‑вторых, чем больше и значи­тельнее их труды и заслуги, тем большее наследие они получат. Поэтому между взрос­лыми и младенцами огромная разница. Если младенцам приходится удовольствоваться той частью наследия, которую они получили по милости Божией, то взрослые претенду­ют на большую часть и, имея изобилие многих дел, получат большую награду, как сказал Апостол: Каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:8).      

Претыкание четвертое      

Апостол говорит: Ибо возмездие за грехсмерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе (Рим. 6:23). Здесь Апостол говорит, что вечная смерть бывает за злые дела. Возмездие за грех – смерть, а жизнь вечная, как он говорит, дается не за добрые дела, а как дар, дар вечной жизни. Если бы Апостол поддерживал этот Догмат, ему надо было бы сказать: возмездие за грех – смерть, возмездие же добрые дела – жизнь вечная. Но он не сказал этого, а сказал, что вечная жизнь – это дар, не предполагающий дел, так как дар дается, не взирая на дела.

Исправление претыкающимся      

Апостол говорит истину: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная (Рим. 6:23). И он говорит это еще и другими словами: воздаст каждому по де­лам его: тем которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную (Рим. 2:65‑7). Те, кто сопротивляется истине и повинуются неправде, пребывают в гневе и ярости, и Бог осуждает нечестивых за их злые дела, тогда как пра­ведных увенчивает за добрые дела. Это равносильно высказыванию: «Нечестивые по­лучат в качестве возмездия смерть, а праведники – жизнь вечную». Однако Апостол не сказал, что возмездие за грех – смерть, а возмездие за добрые дела – вечная жизнь, а сказал, что вечная жизнь – это дар. Но почему? Чтобы никто не подумал, что мы сами по себе можем делать добрые дела, тогда как суть наша греховна. Вечная жизнь дается по благодати не как награда за добрые дела и заслуги как таковые, а за добрые дела и заслуги по Божией благодати, а не только наши собственные. Но об этом говорилось в первом претыкании.

Противники НАСТАИВАЮТ: Если вечная жизнь – это награда, то не по благода­ти, а по долгу, так как Апостол говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу (Рим. 4:4). Но кто дерзнет назвать вечную жизнь долгом, а не Божией благо­датью?

ОТВЕЧАЕМ: В первом претыкании уже говорилось о том, что по здравом рас­суждении жизнь вечная может называться и наградой, и благодатью, и долгом, и даром. Смотрите выше. А если в приведенном изречении Апостол говорит: Воздаяние делаю­щему вменяется не по милости, но по долгу, то он это делает, чтобы опровергнуть тех, кто верит, что добрые дела возможны без Божией благодати, только собственными уси­лиями и по собственной воле, и таким делами возможно стяжать вечную жизнь. Таковых и обличает Апостол, и говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долг, то есть, если кто‑либо делает что‑либо собственными усилиями и его дела не име­ют никакого отношения к благодати, таковым награда не милость, а долг. Не будем же так безумны, как проклятые пелагиане, которые учат, что человек может спастись свои­ми собственными силами, без помощи Божией благодати. Мы же вместе со всей Право­славной Кафолической Церковью твердо верим и исповедуем, что без Божией благодати не можем сделать ничего доброго, по не ложному слову Христа: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:4‑6), и Апостол Павел ясно говорит: Но Благодатию Божией есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). Об этом же говорится в псалме: Господь дарует нам благо, и земля наша принесет плод свой (Пс. 84:13).      

Претыкание пятое      

Апостол говорит: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18). Из этого ясно, что наши дела и веч­ная жизнь не равны и имеют разное достоинство. Если бы вечная жизнь была наградой за наши дела, то была бы необходимость равенства вечной жизни и наших дел, ибо вся­кая награда дается, взирая на заслуги.

Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ. ВОЗРАЖЕНИЕМ: Бог испытал их и нашел их до­стойными Его (Прем. 3:5). Которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны (Откр. 3:4).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Здесь Апостол говорит о недостоинстве и неравен­стве во временном аспекте. Если подумать о длительности или краткости времени, то действительно наши дела и страдания несравнимы с будущей славой, которая вечна, а они кратковременны. Однако, если обратимся к Божией благодати, от которой исходят добрые дела, то здесь уже обнаружим равенство и соответствие, ибо благодать Божия есть семя славы, по общему мнению богословов. Хотя семя по своему размеру и не равно дереву, но между семенем и деревом есть соответствие, так как за посеянным семенем должно последовать дерево. Так и за Божией благодатью, от которой происходят дела, как за семенем, должна последовать слава. Ибо, как говорится, благодать есть семя сла­вы. Наши дела и вечная слава едины и согласованы, хотя между ними и нет равенства в длительности времени. Послушаем, что говорит Апостол: Легкое страдание наше про­изводит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17). Апостол здесь ясно говорит о том, что наши дела и печали по краткости времени легки, однако создают тяжесть веч­ной славы. Но к чему много рассуждать об этом – посмотрим на Самого Христа, времен­ное страдание Которого произвело нам вечную славу. Не так ли происходит и в аду, где за кратковременную греховную сладость грешники претерпевают вечные муки.

Претыкание шестое Христос говорит: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ни­чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Если же мы ничего не стоящие рабы, то как своими делами мы можем заслужить вечную жизнь?

Исправление претыкающимся      

Немного выше противники назвали нас сынами Божиими, которым полагается вечная жизнь, как наследство сыновьям, безо всяких трудов. А здесь они же называют нас ничего не стоящими рабами. И тем самым у них из одного источника течет и горькое, и сладкое, но это неудивительно, это свойство не покоряющихся истине. Но не обманы­вайтесь, противники, и не обманывайте неискусных. Слова Христа, которые вы здесь привели, святые Отцы толкуют трояко. Во‑первых, святой Златоуст говорит: «Христос не сказал: «Когда вы все сделаете, вы станете ничего не стоящими рабами», а сказал: «Ког­да вы все сделайте, говорите, что вы ничего не стоящие рабы». Этим он хотел научить нас смирению, чтобы гордость не испортила совершенных нами добрых дел». Во‑вторых, святой Амвросий в книге 8, в толковании на Евангелие от Луки, учит: «Если посмотрим на наше естество, то, поскольку мы сыновья Адама, в таковом рассмотрении, мы ничего не стоящие рабы и наши дела, исходящие от растленного грехом естества, не могут про­извести спасения. Если же обратим внимание на то, что поскольку мы рождены во Хрис­те и делаем добрые дела Его благодатью, то мы стоящие рабы, словами Апостола: Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2:21)». В‑третьих, мы ничего не стоящие рабы, то есть не приносим Богу никакой пользы, хотя и делаем веленное нам. Если мы делаем что‑то доброе, из этого получаем пользу мы, а не Бог, которому не нужны наши блага. Поэтому мы должны служить Богу с большим смирением и благодарить Его за то, что Он благоизволил не пренебречь нашим служением.

Из этих толкований ясно, что приведенные слова Христа не противоречат наше­му Догмату. Удивительно то, что наши враги старательно подобрали изречения о нашей негодности, забыв или умолчав те изречения, где Христос хвалит раба, говоря: Д обрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость гос­подина твоего (Мф. 25:21).      

Претыкание седьмое      

Апостол говорит: Где же то, чем бы хвалиться? (Это к вам, Иудеи, когда вы похва­ляетесь оправданием) уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет Но законом веры (Рим. 3:27). Из этих слов Апостола ясно, что вера уничтожает похвалу за совершенные дела. Каким образом дела, уничтожаемые верой, могут стать причиной спасения?

Исправление претыкающимся      

Вера уничтожает похвалу тех, кто похваляется делами Ветхого Закона, как, напри­мер, Иудеи похваляются обрезанием, или те, кто похваляется собственной силой, исходя­щей от них самих, и считающих, что сделали нечто доброе. Но вера не уничтожит похвалу тех, кто похваляется о Господе, то есть приписывает оправдания и добрые дела Божией помощи и благодати, иначе бы не сказал Апостол: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1:31). Такие похвалы Христос нам не только не запрещает, но и рекомендует, говоря: друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете (Ин. 5:44).      

Претыкание восьмое      

Священное Писание очень четко различает дела и оправдание со спасением. Так, в нем говорится: делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть (Рим 3:20). Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3:28). И снова: Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (Рим. 4:2). Узнав,    что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2:16). Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8‑9). И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа (Флп. 3:9). Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3:4‑5).      

Исправление претыкающимся      

Следует обратить внимание на то, какие дела Апостол Павел отделяет от оп­равдания и спасения. Противники учат, что это все дела, совершенные прежде веры, в вере и делающиеся из‑за веры. Короче говоря, по их учению, это любые дела, не­нужные для оправдания и спасения, кроме одной только веры. Такое учение неумес­тно и безумно, ибо в Священном Писании говорится, что оправдание и спасение требует не одной веры, но и других дел, а именно, страха Божия, надежды, любви, покаяния, крещения, твердого решения начать новую жизнь. Все это, согласно Свя­щенному Писанию, очень важно для оправдания и спасения. Рассмотрим каждое в отдельности

О вере в Писании говорится: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надо­бно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11:6).      

О страхе Божием Писание гласит: Начало премудрости – страх пред Госпо­дом (Пс. 110:10); также см. Прит. 4; Сир. 1), то есть духовная премудрость прежде всего состоит в том, чтобы уклониться от зла и сделать добро. О надежде: Блаженны все, надеющиеся на Него (Пс. 2:12)! И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя (Пс. 5:12)! Спасая уповающих на Тебя (Пс. 16:7). О любви: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7:47). Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6). Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3:14). О покаянии: видно, и язычникам дал Бог покая­ние в жизнь (Деян. 11:18). Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10). И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, как Я делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез. 18:21); если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:3). О крещении: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).      

О предложении проявить твердость в намерении обрести новую жизнь: Отверг­ните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18:31).      

Из этого видите, противники, что Священное Писание для оправдания и спасения требует не одной только веры, но и других дел, что ясно и показано. Поэтому Апостол говорит о добрых делах в целом: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак. 2:24).      

ВОПРОС: Какие дела Апостол Павел отделяет от оправдания и спасения?

ОТВЕЧАЕМ: Дела Моисейского чиноуставления, такие как обрезание, субботствование, новомесячие, и так далее. Это дела, которые делались прежде веры Христо­вой. После же это относилось к делам, совершающимся без Божией благодати, одними естественными усилиями, по собственной воле. Все эти дела, поскольку совершаются без веры во Христа и без Божией благодати, мертвы и недействительны для оправдания и спасения. Но нам предстоит вести речь не о таких делах, а о делах, совершающихся с верой во Христа и по Божией благодати.

Претыкание девятое      

Оправдание и спасение даются верующим даром, по благодати, а не по де­лам. получая оправдание даром, по благодати Его (Рим. 3:24). И снова: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим. 4:4‑5). И снова: Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело (Рим. 11:6). Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар (Еф. 2, 8).      

Исправление претыкающимся      

Это слово, даром, не следует понимать так, будто бы оправдание и спасение дают­ся только по вере, безо всяких добрых дел. Здесь сказано о том, что оправдание и спасе­ние даются даром по следующим причинам:

ПЕРВАЯ: Временное по сравнению с вечным ничто. Поскольку добрые дела ис­ходят от Божией благодати, но сами по себе временны, а Небесная Слава вечна, то Не­бесная Слава дается как бы даром, ибо за временное дается вечное, и именно это имеет в виду Апостол: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8:18).      

ВТОРАЯ: Ни Иудеи, ни Еллины за свои дела, совершенные до возникновения веры во Христа, не заслуживают оправдания и спасения.

ТРЕТЬЯ: Если все, подлежащее оправданию и спасению, Божии дары, дающиеся даром, то такова и сама вера.

Претыкание десятое      

Спасает одна только вера, безо всяких благих дел, ибо Сам Христос говорит на­чальнику синагоги: не бойся, только веруй (Мк. 5:36). Это слово, только, относится лишь к вере и не имеет отношения к делам.

Исправление претыкающимся Здесь Христос говорит о чуде, которым дочь начальника синагоги была спасена от временной смерти. В таких случаях и мы охотно соглашаемся, что иногда достаточно одной веры для того, чтобы чудо свершилось, особенно, когда чудо совершается ради укрепления в вере, а не для демонстрации способностей чудотворца. Ведь и многие не­честивые творят чудеса, о чем говорит и Сам Христос: Не всякий, говорящий Мне «Гос­поди! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небес­ного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы про­рочествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:21‑23). Видите, противники, эти чудотворцы имели веру и творили чудеса ради укрепления веры, но поскольку не имели добрых дел, были отвергнуты от лица Божия.

Претыкание одиннадцатое      

В деле оправдания и спасения Священное Писание упоминает только об одной вере, о делах же умалчивает и не вспоминает: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя (Мф. 9:22). Встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17:19). Прозри! Вера твоя спасла тебя (Лк. 18:42). Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7:50).      

Исправление претыкающимся      

Ответ тот же, что и на десятое претыкание. Ибо эти изречения из Священного Писания относятся к вере в чудеса, а не к оправданию и спасению. Получить чудо исце­ления можно и без дел, ради утверждения веры, как сказано выше. Здесь же в Писании говорится о вере кровоточивой и прокаженного, которые исцелились одной только ве­рой, не оправдывающей и не спасающей, а исцеляющей от временного недуга.

Претыкание двенадцатое Священное Писание гласит, что все верующие получат оправдание и спасение. Это не было бы истиной, если бы для оправдания и спасения действительно не было достаточно одной веры, о чем и говорится в Писании: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). О Нем все Пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. 10:43). Оправдывается Им всякий верую­щий (Деян. 13, 39). Всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 9:33). Всякий верую­щий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1). вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7:50). Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин. 3:36).      

Исправление претыкающимся      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Следует знать, что хотя в некоторых местах Священ­ного Писания действительно упоминается только вера, но спасает не она одна. Так, в других местах иногда упоминаются другие добродетели, но и не они одни спасают. На­пример: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7:47). Здесь упоминается только одна любовь, но она не спасает без веры. Милостыня от смерти избавляет (Тов. 12:9) но она не делает этого без веры. Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8:24), но одна надежда без веры спасти не может. Он спас нас (...) банею возрождения (то есть крещением) (Тит. 3:5), но и крещение без веры не приносит пользы. Видите, что в каждом из этих изречений упоминается об одной добродетели, но это не значит, что спасает именно одна эта добродетель. Так следует рассуждать и о роли веры в деле спасения. Хотя в некоторых местах Священного Писания и упоминается одна вера, но спасает не она одна.

СПРОСИТЕ: Почему Апостол чаще упоминает о вере, чем о других добродетелях, необходимых для оправдания и спасения?

ОТВЕЧАЕМ: Потому, что вера это начало и основание оправдания и спасения. С него Бог возводит духовное здание на человеческой душе. С него начинаем лечение греховной болезни. С него начинается возделывание нивы человеческого сердца. С него открывается путь к пристанищу спасения. И поэтому Апостол веру вспоминает чаще, чем другие добродетели. Не потому, что одна вера оправдает и спасает без добрых дел. но потому, что вера есть начало и основание всего душеспасительного здания. Обычно, когда мы вспоминаем о каком‑либо деле, то прежде всего говорим о его основании, хотя есть и другие его причины. Например, когда царь воюет с другим царем и побеждает его, победа приписывается царю, и мы говорим: «Этот царь победил другого», хотя он и не один победил, а вместе с войском. Так написано во Второй Книге Царств: И собрал Да­вид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее, и взял ее (2 Цар. 12:29).      

Здесь взятие в плен города Раввафы приписывается одному Давиду, хотя и не он один сделал это, а с войском. Но почему? Потому, что Давид – это основание и начало битвы: он собрал народ, он повел на битву, он вдохновил войско, он за труды обещал войску награды и почести победителей. Нечто подобное происходит и в деле спасения. От Христа, Спасителя нашего, мы слышим, что град вышний Иерусалим, Царство Не­бесное, силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Этим сло­вам Христа твердо внимают верующие, понимая, что Он говорит правду и не может об­мануть желающих войти в град вышний Иерусалим. Они понимают, что войти сможет не каждый, ибо не всякий, говорящий (...) «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Божию. К тому же они слышат от Христа, что желающим войти в этот град необходимо соблюсти заповеди. Христос не говорит: «верующие восхища­ют этот град», но говорит: употребляющие усилие восхищают. Так должны рассуждать верующие. От Апостола Павла также слышим: Если имею (...) всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13:2). Рассуждая так, веру­ющие не надеются только на свои силы, а просят у Бога помощи, а также используют другие добродетели, подобно тому, как ведется войско на битву, ожидая несказанных и вечных радостей небесных. Тем самым вера с Божией помощью и помощью других доб­родетелей получает вышний град Иерусалим. Именно такая победа приписывается вере, то есть побеждает не одна она, но она является началом и основанием битвы, подвигов и победы. Ибо если бы вера не была основанием всего этого, не победила бы никакая добродетель.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: В претыкании 12 приводятся изречения из Писания: дабы всякий верующий в Него не погиб (Ин. 3:16). И снова: Оправдывается Им всякий верующий (Деян. 13:39). И снова: Всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 9:33). Это обобщающее слово, всякий, относится ко всему роду человеческому и означает, что у Бога нет лицезрения, но всякий человек, Иудей, Еллин или варвар, короче говоря, вся­кий, может спастись верой во Христа, как сказано: Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог (Рим. 3:29). Этими сло­вами дается понять, что путь ко спасению открыт всему миру, Иудеям, Еллинам, варва­рам, а не одному только роду, как закон Моисея, именно так Павел толкует слова Исаии: Всякий, верующий в Него, не постыдится (Рим. 9:33). И тотчас добавляет: Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих имя Его (Рим. 10:12). По этой причине Апостол часто говорит об этом, желая научить Иудеев, что Божия благодать не только для них, но для всех родов.

ОТВЕЧАЕМ, В‑ТРЕТЬИХ: Если противники опираются на эти слова, обращенные ко всем: дабы всякий верующий в Него не погиб; оправдывается Им всякий верующий; всякий, верующий в Него, не постыдится, мы возразим им, приводя другие изречения, где говорится обо всех. О любви: всякий любящий рожден от Бога (1 Ин. 4:7). О смире­нии: унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). О молитве: ибо всякий просящий получа­ет (Лк. 11:10). О призывании: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). О послушании: Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр. 5:9).      

Из этих слов, обращенных ко всем, выберем что‑нибудь для размышлений. На­пример: всякий просящий получает. Спросим противников, должно ли вдобавок к мо­литве иметь и другие добродетели, если хотим по молитве получить что‑либо от Бога, или для умилостивления Владыки достаточно одной молитвы безо всяких добродете­лей? Если они ответят, что для умилостивления достаточно одной молитвы, то солгут, так как сам Христос говорит: Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7:21). И у Пророка Исаии: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1:15). Если же противники скажут, что вдобавок к молитве долж­но иметь и другие добродетели, такие как веру, смирение, покаяние, любовь, надежду и другие, спросим их снова, почему в словах, обращенных ко всем, всякий просящий получает, ничего не упоминается о других добродетелях. Здесь противники или не смогут ответить, или скажут, что обращенные ко всем слова, всякий просящий получа­ет, нуждаются в толковании, то есть, всякий просящий получает, если достоин, если богоугоден, если не являются препятствием его злые дела, а особенно если он имеет твердую веру, ибо Христос говорит: Все, чего не будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам (Мк. 11:24). Помимо молитвы, необходимо простить ближним грехи. Ибо Христос говорит там же: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11:25). Согласны ли вы с этим, хотя в словах, обращенных ко всем, ничего об это и не упоми­нается? Если согласны, то подобным образом могут быть истолкованы и другие слова, обращенные ко всем: «всякий верующий спасется», «всякий верующий оправдается», то есть если будет иметь не только веру, но и другие добродетели, необходимые для спасения.

ОТВЕЧАЕМ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Это изречение, «всякий верующий спасется», мо­жет превратиться в следующее равноценное изречение: «никто неверующий не спа­сется», или «никто не спасется без веры». Дадим образец для примера. Если бы в ка­ком‑либо городе был только один учитель грамматики и сказали бы, что все в этом городе учились у него грамматике, то это бы не означало, что все жители города учи­лись у него грамматике. Многие простолюдины и мастера и не помышляют о грамма­тике. Но в этом изречении имеется в виду, что никто не учился в грамматике не у него. Подобным же образом и это изречение, «всякий верующий спасется», означает, что никто не спасется без веры, ибо Апостол говорит: А без веры угодить Богу невозмож­но (Евр. 11:6).      

Претыкание тринадцатое      

Слово Божие, которое постигается одной только верой, исцеляет и спасает безо всяких дел: Послал слово Свое и исцелил их (Пс. 106:20). Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин. 15:3). Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1:16). Напоми­наю вам, братия, Евангелие, которое Я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь (1 Кор. 15:1‑2). Примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21).      

Исправление претыкающимся      

Слово Божие исцеляет и спасает, но для исцеления и спасения недостаточно толь­ко принять его с верой, а должно и исполнить его с любовью, ибо Слово Божие не только обещает, но и повелевает делать добро. Поэтому Христос уподобляет человека, слуша­ющего его слова, но не исполняющего, человеку безрассудному, который построил дом свой на песке (Мф. 7:26).      

К тому же Слово, которое постигается верой, не является спасением само по себе. Это семя спасения, которое нуждается не только в принятии, но и в согревании, и в забо­те, для того, чтобы оно принесло плод. Поэтому, чтобы принести плод, его надо не толь­ко принять, но и согреть, и позаботиться о нем. Поэтому не без тайной цели Апостол Иаков говорит: Примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1:21), не говоря «спасающее ваши души», а говоря могущее спасти ваши души, то есть, если будет принято с добрым сердцем и будет терпеливо храниться во время искушения, как пишется в притче о сеятеле (Лк. 20:15).

Претыкание четырнадцатое Когда древние Израильтяне страдали от укусов змеи, они исцелялись от одного взгляда на змею, висящую на дереве (Чис. 21). Это был прообраз висящего на Кресте Иисуса (Ин. 3:14). Исцеляет и спасает один только умный взгляд на Него с верой.

Исправление претыкающимся Укушенные исцелились не от одного только взгляда, но были необходимы и их по­каяние и молитва. Прочтите несколько выше, где говорится: И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей (Господу) о народе (Чис. 21:7). Как тогда укушенных исцелил не один только взгляд, так и здесь спасает не одна только вера. К тому же, там был образ, а здесь истина. Да будет вам известно, что образ и истина не во всем совпадают.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: