Одной из важных характеристик, учитываемых при проектировании, разработке и эксплуатации машин и аппаратов, является их надежность.
Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
При проектировании машины надежность закладывается в конструкцию и зависит от ее технологичности, применяемых материалов, методов защиты от различных вредных воздействий, приспособленности к ремонту и техническому обслуживанию (ТО), а также от многих других конструктивных особенностей.
Основные показатели надежности
Любой анализ надежности системы должен основываться на точно определенных понятиях. Известно, что даже у одинаковых систем, работающих в аналогичных условиях, отказы происходят в случайные различные моменты времени, т.е. отказы могут быть описаны только в терминах теории вероятностей. Таким образом, основные определения надежности должны основываться главным образом на понятиях теории вероятностей.
|
|
Вероятность безотказной работы Р(t) – это такая функция времени, которая определяет вероятность того, что невосстанавливаемая система будет выполнять требуемую функцию в заданный момент времени t. Ее можно записать в виде
Где N0 – число единиц одинакового оборудования, работающего в одинаковых условиях; n(t) – число отказов в контрольной группе. Вероятность отказа Q(t) – это вероятность того, что система выйдет из строя к моменту времени t. Она связана с вероятностью безотказной работы Р(t) простым соотношением
Тогда вероятность отказа
Таким образом, в простейшем случае, при определении вероятности отказа и вероятности безотказной работы к заданному моменту времени необходимо знать в качестве исходных данных число единиц оборудования в контрольной группе в начальный момент времени, а также количество вышедших из строя образцов.
В процессе эксплуатации показатели надежности машин постепенно ухудшаются. Изучением закономерностей изменения показателей надежности различных объектов при эксплуатации занимается теория надежности.
Различают следующие виды технического состояния объектов: исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное, предельное.
Исправное состояние (исправность) состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативнотехнической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неисправное состояние (неисправность) - состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
|
|
Работоспособное состояние (работоспособность) - состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное состояние (неработоспособность) - состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Различают два случая неработоспособного состояния машины - устранимое и неустранимое. В первом случае работоспособность машины может быть восстановлена выполнением комплекса ремонтных работ, во втором это технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Переход объекта в предельное состояние влечет за собой временное или окончательное прекращение его применения по назначению.
В теории надежности все объекты делят на следующие классы: обслуживаемые и необслуживаемые, восстанавливаемые и невосстанавливаемые, ремонтируемые и неремонтируемые.
Обслуживаемый объект - объект, для которого проведение технического обслуживания предусмотрено нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Необслуживаемый объект - объект, для которого проведение технического обслуживания не предусмотрено нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Ремонтируемый объект - объект, ремонт которого возможен и предусмотрен нормативно-технической, ремонтной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Перемонтируемый объект - объект, ремонт которого не возможен или не предусмотрен нормативно-технической, ремонтной и (или) конструкторской (проектной) документацией.
Восстанавливаемый объект — объект, для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Невосстанавливаемый объект - объект для которого в рассматриваемой ситуации проведение восстановления работоспособного состояния не предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.
Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Отказы классифицируют по различным признакам:
- конструкционный - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования;
- производственный - отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии;
- эксплуатационный - отказ, возникающий по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации;
- внезапный - отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких основных параметров объекта;
- постепенный - отказ, возникающий в результате постепенного изменения значений одного или нескольких параметров объекта;
- сбой - самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора;
|
|
- перемежающийся - многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того характера;
- явный - отказ, обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования при подготовке объекта к применению или в процессе его применения по назначению;
- скрытый - отказ, не обнаруживаемый визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования, но выявляемый при проведении технического обслуживания или специальными методами диагностики;
- непрогнозируемый - отказ, который заранее нельзя предвидеть;
- прогнозируемый - отказ, который можно заранее предвидеть, например, по числу проработанных изделием часов или по изменению одного или нескольких параметров изделия;
- ресурсный - отказ, в результате которого объект достигает предельного состояния;
- деградационный - отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.