Формирование прибыли кб опр-ся спецификой этого коммерч. предприятия, кругом его операций, а также действующей системой учета. Прибыль кб – это финн. результат деят-ти банка в виде превышения доходов над расходами. Если результат имеет отриц. значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления осн. фондов банка, прироста его соб. капитала, гарант-го стабильность фин. положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развития и повышения качества банковских услуг.
Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в соответствии с действующим законодательством на расходы банка, наз-ся балансовой, или валовой прибылью. Валовая прибыль подразделяется на:
-Операционную прибыль = сумма операционных доходов-расходов
-%-ая прибыль- превышение полученных банком %-ых дох-в над %-ми расход.
-Комиссионная прибыль-превыш. Комис-х доходов на комиссионными расход.
-Прибыль от операций на финансовых рынках – разница между дох и расх.
|
|
-Прочую операционную прибыль
-Прибыль от побочной деят-ти-доходы от побочной д-ти – затраты на ее осущ.
-Прочая прибыль.
Наибольшую долю составляет операционная прибыль. Балансовая прибыль отражает лишь промежут. фин. результат деят. банка в отчетном периоде. Конечным финн. результатом является чистая прибыль кб, представляющая собой остаток доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе непредвиденных, форм-ия резервов, уплаты налогов из прибыли. Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов, выплаченных акционерам банка, называют капитализируемой прибылью.
Полученная прибыль распределяется по следующим основным направлениям:
-уплата налогов в бюджет; -выплата дивидендов акционерам; -капитализация прибыли (пополнение устав. и резерв. фондов, фондов спец. назн., фондов накопл.и др. фондов). Часть прибыли, направленная в фонды банка, может исп-ся на соц. и экон. развитие, на приобретение основных фондов, на благотворит. цели. Неизрасходованная прибыль является дополнительным источником кредитных ресурсов.
В качестве основных приемов оценки уровня прибыли кб можно выделить: 1. структурный анализ источников прибыли; 2. анализ системы финансовых коэф-ов;
3. факторный анализ. Цели структурного анализа – выявление основного источника прибыли и оценка его с точки зрения стабильности, сохранения в будущем и перспектив роста. Анализ системы финансовых показателей включает:
- сравнение фактич. расчетной величины финн. Коэф-та с его нормативным уровнем
- сопоставление коэф-ов банка с коэф-ми конкурирующих банков, относ-хся к дан.гр.
|
|
- оценку динамики коэффициентов
- факторный анализ динамики коэффициента
В систему коэффициентов прибыльности входят след. показатели:
а) соотношение прибыли и активов
б) соотношение прибыли до налогообложения и активов
в) соотношение прибыли и собственного капитала
г) прибыль на одного работника
Методика расчета этих показателей зависит от принятой в стране системы учета и отчетности.
___________________________________________________________________
Операции коммерческих банков с драгоценными металлами.
Операции (сделки) с драгоценными металлами, которые банки могут проводить, целесообразно разделить на 2 группы:
- проводимые при наличии спец. лицензии или разрешения (в этом случае соответствующие банки именуются специально уполномоченными);
- проводимые независимо от наличия такой лицензии.
На основании спец. лицензии (разрешения) банки вправе проводить след. виды операций с драг. металлами:
- покупать драг. мет. как для себя (за свой счет), так и для клиентов за их счет (по договорам комиссии и поручительства);
- продавать драг. мет. как от своего имени, так и от имени клиентов (по договорам комиссии и поручительства) с поставкой драг. мет. в физической форме или только с отражением на счетах, в том числе экспортировать стандартные и мерные слитки аффинированных драг. мет;
- привлекать драг. мет. во вклады от физ. и юр. лиц;
- размещать драг. мет. от своего имени в депозиты в др. банках;
- предоставлять кредиты и займы в драг. мет.;
- выдавать и получать денежные кредиты (в рублях и иностр. валюте) под залог драг. мет.;
- принимать драг. мет на ответственное хранение и выдавать их из хранилища (при наличии сертифицированного хранилища), переводить принятые металлы с одних счетов на другие;
- оказывать услуги перевозки драг. металлов (при наличии соответствующ хранилища).
Независимо от наличия спец. лицензии банки могут:
- принимать драг. металлы и драг. камни в качестве обеспечения исполнения обязательств юр и физ лиц (резидентов и нерездентов);
- хранение драг. металлов и драг. камней в надлежаще оборудованных хранилищах ценностей.
Современные способы банковского обслуживания.
Банковская пластиковая карта – одна из разновидностей финн. карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназн-м для оплаты товаров, услуг и получения наличных ден. средств в банках и банкоматах. Особенностью продаж и выдач наличных по картам является то, что при этих операциях, осущ-х магазинами и банками, товары и налич. деньги предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некот. время. Гарантом является банк-эмитент. При выдаче карты осущ-ся ее персонализация: на нее заносятся данные, позв-ие идентиф-ть карту и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карты.
Авторизация – разрешение, предоставляемое эмитентом для проведения операции с исп-ем банк. карты и порождающее его обязательство по исполнению документов, составленных с использованием банк. карты.
Критерии классификация пластиковых карт
Клас-ия карточек по способу записи инф-и на карту: Графич-я запись наносится цветное фотографическое изобр. держателя карты и лазерный образец подписи; Эмбоссирование — механич. выдавливание; Кодирование на магнит. полосе; Чиповые карточки — со встроенной микросхемой; Лазерные записи (оптические карты).
2.Хар-р взаимодействия со считыв. устройства – контактные, бесконт. (радиосигнал).
3.По общему назначению: идентифик-ые, информ-ые, для финансовых расчетов.
4.По эмитентам: Универс. карточки, выпускаемые банками и финн. компаниями. Частные карты, используются для оплаты определенного вида услуг.
|
|
5.По техническим особенностям: автономный «электрон. кошелек»; «электр. кошелек» с дублированием счета у эмитента; «ключ к счету»
6.По экономическому содержанию: дебетовая, кредитовая.
7.По категории клиентуры: Обычная карточка для рядового клиента. Серебр.карточка для сотрудников компаний, уполномоченных расх-ть ср-ва своей компании в определенных пределах. Золотая карточка для наиболее сост-х и богатых клиентов. Электр. карточка для получения налич. в банк-х и в спец-х эл. терминалах
8.В зависимости от заключенных соглашений: -чековые гарантийные карты, -двусторонние кредитные соглашения, -многосторонние карточные соглашения.
9.В зависимости от юр. статуса: корпоративные для юр.л., личные для физ.л.
Привлекательные черты б. карт: удобство пользования, мобильность, сохранность, надежность сбережений, возможность получения дисконта.
Дистанционное обслуживание – предоставление возможности клиентам совершать банк. операции не приходя в банк, с исп-ем разл-х каналов телеком-ий.
В наст. вр. можно выделить 3 системы:
1)традиционная система «клиент-банк» исп-ие прямую связь с банком по модему и предусм-ие установку спец. программного обеспечения на компьютере клиента.
2)система «телебанк» предоставляющие платежные и инф-ые банк. услуги по телефону, телефаксу с использованием компьютерной телефонии.
3)интернет-банкинг системы предоставления банк. услуг посредством интернета, для исп-ия которых клиенту, не нужно иметь спец.программное обеспечение и можно работать со своим банк. счетом с любого компьютера. В зависимости от принципа работы систем ДБО различают 2 способа: он-лайн – в режиме реального времени. офф-лайн – предусматривет наличные временного разрыва между приемом поручения клиента и его использования.
_______________________________________________________________________________
57. Организация отношенийкб с БР и другими кредитными организациями.
Межбанковские отношения состоят из трех больших блоков:
1) отношения каждого банка с Центральным банком;
2) отношения между самими кб (и иными кредитными организациями);
|
|
3) отношения Цб с банковским сообществом в лице ассоциаций кред-х организаций.
По действующим правилам ЦБ ни один банк не может обойтись без открытия корр. счета в Банке России, точнее, в таком его подразделении по месту своего расположения, как расчетно-кассовый центр (РКЦ). Для этого заключается договор об открытии и ведении корр. счета. Договор заключается на согласованный сторонами срок и в нем определяются порядок расчетного обслуживания, права и обязанности сторон при совершении расчетных операций по счету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты услуг, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, иные условия, предусмотренные в законодательстве и нормативных документах БР.
По закону расчеты в безналичном порядке между банками, их филиалами могут проводиться через: 1) расчетную сеть БР; 2) др. банки по кор.счетам лоро и ностро, открываемым друг у друга; 3) НКО, имеющие право проводить такие операции; 4) внутрибанковские расчетные системы (счета межфилиальных расчетов). Если первый путь обязателен для каждого банка, то ост. пути они используют по соб. инициативе.
Корресп. отношения между кб — традиционная форма банковских связей, без которых объективно не может обойтись ни один из них. Каждый банк сам выбирает себе партнеров по таким связям. В общем случае необходимость установления банками корреспондентских отношений друг с другом объясняется конкретными жизненными обстоятельствами — их желанием обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей и заработать на этом прибыль.
Корресп. отношения вытекают из 2 главных «источников», которыми являются: деловые связи банков с их клиентами; потребности самих банков. Установление кор. отношений между двумя банками предполагает заключение корресп-го соглашения, зафиксировав в письменном виде все условия и порядки, на основании которых будут строиться их взаимоотношения, начинают развивать все возможные и интересные им формы сотрудничества, выполнять различные операции по поручению друг друга в пределах установленных др. на друга лимитов на проведение тех или иных операций.
В рамках кор. соглашения банки не только проводят расчетно-платежные операции для своих клиентов, включая переводы и выплаты денег, акцепты тратт, обеспечение аккредитивных операций, выставление гарантий, инкассирование документов и т.п., но также выполняют разнообразные операции в собственных интересах. Особое место здесь занимают предоставление и получение межб-х кредитов, размещение межб-х депозитов, межбанковские валютные операции, выдача взаимных гарантий и т.д.
Корресп-е отношения это договорные отн-я между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осущ-ии платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого.
Корр-е договоры срочные с правом продления и бессрочные. Существуют два вида корреспондентских отношений банков с взаимным открытием кор. счетов и без открытия. В зависимости от договоренности между банками за ведение счетов открытие закрытие списание зачисление средств направление выписок взимается комиссия. В процессе кор. Отношений банки корреспонденты уведомляют друг друга о совершенных операциях.
58. Современные способы кредитования юр. лиц.
Кредитный процесс в б. должен обеспечивать индивидуальное обслуживание клиента и постоянный мониторинг его хоз.-фин. деятельности. Кредитные продукты с одной стороны отражают особенности кругооборота капитала в различных отраслях экономики и потребность в привлечении заемных средств, с другой – учитывают необходимость поддержания ликвидности и рентабельности банка.
Классификация по целям финансирования оборотного капитала и источникам погашения:
1. Сезонные кредиты – предоставляются на формирование сезонных запасов, погашаются за счет выручки от реализации.
2. Кредиты под движение денежных потоков – для финансирования потребности в оборотном капитале.
3. Для конверсии активов – для финансирования разрывов в сроках реализации и получения выручки.
4. Для финансирования закупки оборудования – погашаются за счет общего денежного потока, или инвестиционных кредитов.
Основные кредитные продукты:
1. Разовые срочные кредиты – как правило имеют целевой характер и предоставляются под залог имущества.
2. Открытая кредитная линия – обязательство банка предоставить ссуду в пределах заранее установленного на определенный срок лимита.
Как самостоятельные продукты выделяют:
3. Возобновляемая кредитная линия – соглашение о предоставлении заемщику ссуды, в которой определяется максимальный размер единовременной задолженности, и предусматривает возможность его полного или частичного погашения.
4. Невозобновляемая линия – соглашение по которому предусмотрена выдача кредита несколькими суммами (траншами) в пределах общей суммы договора независимо от частичного погашения.
5. Овердрафт – краткосрочная форма кредита при которой осуществляется кредитование текущего или расчетного счета клиента (осуществление платежей, несмотря на отсутствие на нем денежных средств). Осуществляется если предусмотрено в договоре банковского счета.
6. Кредиты на синдицированной основе – предоставляются за счет объединения ресурсов нескольких банков, если объем или кредитный риск слишком велик для одного банка.
7. Вексельные кредиты.
7.1. Векселедательские кредиты – банк заключает договор, в котором заемщик в качестве кредита получает пакет собственных векселей банка-кредитора, выписанных на заемщика.
7.2. Предъявительские векс. кредиты бывают:
Учетные – банк покупает векселя а вместе с ним право требования платежа от векселедателя. За это банк берет процент кот. Называется учетным процентом или дисконтом.
Залоговые – собственность на вексель банку не переуступается, вексель только закладывается на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды. Ссуда выдается не в пределах полной сумы векселя, а только 60-90% его номинальной стоимости.
_________________________________________________________________________________
59. Основы банковского менеджмента.
Менеджмент – это рыночная модель управления экономикой, ориентированная на извлечение макс. прибыли при наиболее полном удовлетв. потребительского спроса.
Банки – структурообразующий элемент рыночной экономики. Эффективное управление банками – основа устойчивости всей кредитно-финансовой системы. Банк. менеджмент представляет собой самост. вид профес. деят. в кредитной организации.
Специфика функционирования кредитной организации определяет особенности управления банком. Эта специфика состоит в следующем:
• содействие движению финансовых резервов;
• извлечение прибыли за счет использования преимущественно привлеченного капитала;
• высокий уровень конкуренции на финансовых рынках;
• своеобразие банковского продукта;
• высокие риски всех банковских операций;
• наличие внешнего регул-я и надзора за текущей деятельностью со стороны Цб;
• необходимость использовать передовые информационные системы.
Функции банковского менеджмента:
• выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
• координация целей, управл-их воздействий и действий всех эл-в системы управл.;
• организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).
Принципы банковского менеджмента:
• учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
• учет нормативных требований Центрального Банка;
• ориентация деятельности на рыночный спрос, на услуги кредитный организаций;
• оптимизация доходности и рисков банковских операций;
• сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.
Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности, каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую свои особенности.
Процесс управления кредитной организацией включает: • постановку целей; • анализ управленческой деятельности; • планирование; • прогнозирование; • организацию и регулирование деятельности всех подразделений банка; • мотивацию деятельности персонала; • мониторинг (слежение), контроль и учет.
Виды банковского менеджмента: • стратегический (общий);• финансовый;
• менеджмент персонала.
Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка. Фин. менеджмент – управление фин.-экон. деятельностью банка. Финансовый менеджмент включает: • управление капиталом;
• управление активами и пассивами; • управление ликвидностью; • управление доходностью; • управление банковскими рисками;
• финансовое планирование и бюджетирование; • система учета и информации. Менеджмент персонала – управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.