Маркетинг – это комплексная сис-ма орган-ии производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворения потребностей конкретного потребителя и получении прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.
Задачи маркетинговой стратегии:
• удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения предложения новых услуг и продуктов;
• привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;
• улучшить имидж банка;
• освоить инструменты маркетинга.
Банковский продукт может быть представлен как:
• результат деятельности: банк. счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.; • конкр. вид определ.услуги.
Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов. Услуги кредитных организаций клас-ся по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления опр-ся методы и инстр-ты маркетинга. По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег – «маркетинг покупателя». По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг – «маркетинг продавца».
|
|
Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс:
I этап. Сбор информации о состоянии рынка.
II этап. Определение маркетинговой стратегии.
III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга.
Признаки маркетинга:
1. Ориентация фирмы на потребность клиентов (маркетинговая философия)
2. Применение множества инструментов рыночной политики (маркетинг-микс). Его элементами являются: иссл-я рынка; разработка и реализация рыночной стратегии.
3. Целенаправленная координация всех видов деятельности в сфере сбыта.
Инструменты банковского маркетинга: Сбор информации, Анализ рынка, Наблюдение за рынком, Прогнозирование рынка, Формулирование стратегии, Товарная политика, Ценовая политика, Сбытовая политика, Коммуникационная политика.
Специфика б. маркетинга – в специфике услуг.
Специфические хар-ки б. услуг: абстрактность, неотделимость от источника, неодинаковость, несохраняемость, договорной характер, связь с деньгами, протяженность обслуживания во времени, вторичность удовлетворяемых потребностей.
Это определяет ориентацию маркетинга на создание наглядных образов банковских услуг и требует усилий по формированию внешней привлекательности банка. Требует от потребителя высокой экономической культуры и вызывает необходимость разъяснения клиенту содержания услуг, образовательной ориентации маркетинга. Тесная связь с деньгами и протяженность во времени ставит деятельность банка в зависимость от доверия клиента. Непостоянство качества услуг повышает необходимость создания устойчивой мотивации персонала на качественное обслуживание клиентов, а также повышает значение автоматизации банковского дела.