Всякая работа начинается с плана. Художественное оформление издания— не исключение в этом смысле. В плане, или проекте оформления сведены воедино все параметры, которые могут быть важны для работы над художественной формой книги: формат, расчётный объём, тип полиграфического исполнения; основные элементы её структуры; объём и характер иллюстративного материала; предполагаемый тираж; полиграфическая база; плановые сроки подготовки рукописи к печати и т. д. При большом объёме плана стремление специалистов к упрощению, типизации приёмов работы естественно. Вовсе не плохо, если у отдельных изданий во внутреннем или внешнем оформлении появляется что-то общее — наприм., типовой макет двух смежных страниц (разворота). Тем более, что самые разнообразные по содержанию и области применения книги можно классифицировать, или сгруппировать по наиболее общим внешним параметрам. Главными, определяющими параметрами оформления любого книжного издания можно считать формат и тип полиграфического исполнения.
|
|
Формат издания, т. е. его размеры по ширине и высоте, не может быть вполне произвольным. Как и прежде, выбор его ограничен форматами стандартного бумажного листа, а также возможностями полиграфического оборудования. В типографиях книги печатают не отдельными страницами, а целыми листами. На каждой стороне листа, в зависимости от выбранного формата издания, машина печатает за один прогон 8, 16 или 32 страницы будущей книги. Форматы книжно-журнальных изданий условно обозначают следующим образом: 60x90 в 1/16-ю (долю печатного листа), 70x100 в 1/16, 84x108 в 1/32 и т.д. По традиции, для доли листа используются также обозначения 8°, 16°, 32°, и проч.
Примеры некоторых стандартных книжных форматов приведены ниже. Размеры книжного блока обозначены в мм: сначала — по ширине, затем — по высоте.
70x90 в 32° | 107x165 |
70x100 В 32° | 120x165 |
70x108 в 32° | 130x165 |
84x108 в 32° | 130x200 |
60x84 в 16° | 145x200 |
60x90 в 16° | 145x215 |
70x100 в 16° | 165x233 |
70x90 в 16° | 170x215 |
70x108 в 16° | 170x260 |
60x90 в 8° | 220x290 |
Весьма условно форматы эти можно разделить на малые (три первые строки в таблице), средние (три следующие) и увеличенные (четыре последних).
Какие соображения учитываются при выборе того или иного формата издания?
Прежде всего, если книга планируется к выходу в составе существующей книжной серии, её формат, равно как и прочие параметры художественного оформления, обычно определены заранее. Впрочем, в пределах одной книжной серии также бывают подсерии (ср.: Большая и Малая библиотека поэта).
Принято считать, что малые форматы подходят больше для книг, которые предполагается носить при себе — разговорников, путеводителей, карманных словарей и справочников разного рода, литературы для чтения «в пути». Традиционно в малом формате (70хЮ0 или 70хЮ8 в 32°) выходят в свет поэтические сборники. Особенно модны были «изящные» малые форматы в XVIII — XIX вв.
|
|
Большая часть книг (академические собрания сочинений, издания художественной и документальной прозы, научные, научно-популярные, справочные, книги для школьников) выпускаются средним форматом. В частности, особой популярностью в последнее время пользуется «ренессансный» формат — 84><108 в 32°.
Увеличенным форматом, обладающим наибольшей ёмкостью полосы, выходят в свет книги по искусству, альбомы, справочники и энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций, улучшенные (подарочные) издания произведений художественной литературы, научные труды большого объёма (более 40-50 авт. л.), а также книги для детей.
В пределах выбранного стандартного формата размеры книжного блока могут незначительно варьироваться благодаря разной подрезке. Книгу, отпечатанную, положим, на формат 60x90 в 16°, по договорённости с типографией, можно подрезать на формат 130x200 мм, т. е. 84x108 в 32°. Разумеется, это — не самое экономичное решение: ведь при этом в обрезы уйдёт почти 14% бумаги! В издательствах редко идут на столь радикальные трансформации формата. Для того, чтобы добиться более точных пропорций, от стандартного формата чаще «снимают» по 5-10 мм по высоте или по ширине.
Разумеется, самым непосредственным образом связан формат издания с объёмом: по ёмкости полоса малого формата существенно уступает полосе среднего и тем более — увеличенного. В прежние времена отраслевые стандарты, основанные в основном на соображениях экономического характера, строго ограничивали фантазию авторов и художников. Ныне нередко со стороны авторов или заказчиков случается слышать пожелания, чтобы книга получилась «потолще».
На окончательный выбор формата может повлиять и общая концепция художественного оформления издания: ведь разные форматы (а точнее, разные пропорции) вызывают у читателя разные исторические и художественно-стилистические ассоциации, а значит, это может играть свою роль в создании художественного образа.
На несколько общих типов (столь же условно) можно разделить и все многообразие книжных издании по их полиграфическому исполнению: брошюра, или книга в обложке; книга в твёрдом переплёте, в которой иллюстрации отсутствуют вовсе, или размещены в тексте; книга в улучшенном исполнении — в переплёте, обтянутом эффектным покровным материалом, с глянцевой суперобложкой, со вшитой в середину книги тетрадью чёрно-белых или полноцветных иллюстраций, с портретом автора на фронтисписе, картами, чертежами или планами на отдельных, вложенных в издание листах.
Какие же обстоятельства влияют на выбор типа полиграфического исполнения? Во многом решение предопределяет сам материал — жанр и объём текста, известность произведения и его автора, целесообразность иллюстрирования и наличие готового изобразительного материала, а главное — область применения, или аудитория, на которую рассчитано то или иное издание.
У разных категорий читателей (точнее сказать, покупателей) могут быть разные критерии выбора при покупке книги: имя автора, оригинальность и новизна темы, качество полиграфического исполнения или уровень научной подготовки, тираж, цена, а также формат, вес, крупный и чёткий шрифт и т. д. Неодинаковые требования могут предъявляться покупателями к изданиям разных жанров, разного содержания или назначения. Исходя из разных комплексов этих запросов, на рынке и складываются основные типы полиграфического исполнения изданий: так, литература самого широкого спроса выходит в свет, как правило, малым и средним форматами на низкосортной газетной или «пухлой» бумаге. Для потребителей изданий этого типа (т. наз. пейпербэков) наиболее важны имя автора, цена, привычность, узнаваемость оформления обложки. У читателей детективных, остросюжетных или дамских романов обычно нет ни времени, ни желания выбирать новинку обстоятельно — и они охотно доверяют выбор составителям любимой серии так же, как доверяют производителю той или иной марки чая, пива или сигарет.
|
|
Книжники-библиофилы, владельцы больших роскошных библиотек выбирают книги совсем иначе. Они подолгу изучают новинки, критически оценивая как содержание, так и внешнее оформление каждого издания, зачастую провоцируя на спор других покупателей и продавца. Поговорить, поспорить о книгах, «навести критику» и блеснуть своими знаниями весьма важно для них уже само по себе. Но даже и решившись на покупку, они требуют представить несколько экземпляров книги на выбор, долго сравнивают их между собой, и могут отказаться от приобретения книги, если в лавке или магазине не найдётся ни одного, вполне удовлетворительного, на их взгляд, экземпляра. Цена — вовсе не главный критерий для коллекционера; впрочем, коллекционеров сравнительно мало, и рассчитывать только на них при планировании тиража сегодня не приходится.
В коммерческом книгоиздании от выбора того или иного типа полиграфического исполнения книги напрямую зависит бюджет проекта. Большие издательства, положим, могли бы позволить себе некоторые «излишества» — но будут ли они оправданы? Насколько превысит в этом случае розничная цена книги среднюю цену на рынке на издания подобного типа? Оценит ли «дополнительные» — эстетические — достоинства книги покупатель? Менеджеру-профессионалу часто проще бывает сказать «нет», чем взять на себя ответственность за риск.
Следует заметить, что никакой связи «качества содержания» с типом полиграфического исполнения никогда не существовало, не существует и ныне. Замечательные шедевры мировой классики во все времена выходили в свет дешёвыми массовыми изданиями, «для народа», а претенциозный шлак литературной жизни нередко подавался читателю в изысканном, псевдоградиционном антураже. В каждом конкретном случае выбор типа полиграфического исполнения, так же, как формата и тиража издания, определяется сложным комплексом противоречивых факторов. Если издание вашей книги инвестирует издательство — значит, за его специалистами и последнее слово. Если же вы намерены сделать самому себе подарок — придать завершённую форму вашим творениям, — и готовы платить сами, отчего бы не пофантазировать?..
|
|
Но даже автор-заказчик должен догадываться, что сами по себе деньги не способны сделать его книгу привлекательной. Для того, чтобы получилось что-то особенное, из ряда вон выходящее, требуется не просто больше денег: требуется больше труда, больше времени, требуется взвешенный творческий подход опытного и способного специалиста; требуется, наконец, вдохновение. Однако не менее важно для успеха предприятия, чтобы творческий полёт художника не слишком жёстко сковывала воля заказчика.