Проект оформления издания

Всякая работа начинается с плана. Художественное оформление издания— не исключение в этом смысле. В плане, или проекте оформления сведены воедино все параметры, которые могут быть важны для работы над художественной формой книги: формат, рас­чётный объём, тип полиграфического исполнения; основные эле­менты её структуры; объём и характер иллюстративного материала; предполагаемый тираж; полиграфическая база; плановые сроки подготовки рукописи к печати и т. д. При большом объёме плана стремление специалистов к упрощению, типизации приёмов рабо­ты естественно. Вовсе не плохо, если у отдельных изданий во внут­реннем или внешнем оформлении появляется что-то общее — наприм., типовой макет двух смежных страниц (разворота). Тем более, что самые разнообразные по содержанию и области применения книги можно классифицировать, или сгруппировать по наиболее общим внешним параметрам. Главными, определяющими парамет­рами оформления любого книжного издания можно считать фор­мат и тип полиграфического исполнения.

Формат издания, т. е. его размеры по ширине и высоте, не может быть вполне произ­вольным. Как и прежде, выбор его ограничен форматами стандарт­ного бумажного листа, а также возможностями полиграфического оборудования. В типографиях книги печатают не отдельными стра­ницами, а целыми листами. На каждой стороне листа, в зависимости от выбранного формата издания, машина печатает за один прогон 8, 16 или 32 страницы будущей книги. Форматы книжно-журнальных изданий условно обозначают следующим образом: 60x90 в 1/16-ю (долю печатного листа), 70x100 в 1/16, 84x108 в 1/32 и т.д. По тра­диции, для доли листа используются также обозначения 8°, 16°, 32°, и проч.

Примеры некоторых стандартных книжных форматов приведены ниже. Размеры книжного блока обозначены в мм: сначала — по ширине, затем — по высоте.

70x90 в 32° 107x165
70x100 В 32° 120x165
70x108 в 32° 130x165
84x108 в 32° 130x200
60x84 в 16° 145x200
60x90 в 16° 145x215
70x100 в 16° 165x233
70x90 в 16° 170x215
70x108 в 16° 170x260
60x90 в 8° 220x290

Весьма условно форматы эти можно разделить на малые (три первые строки в таблице), средние (три следующие) и увеличенные (четыре последних).

Какие соображения учитываются при выборе того или иного формата издания?

Прежде всего, если книга планируется к выходу в составе суще­ствующей книжной серии, её формат, равно как и прочие парамет­ры художественного оформления, обычно определены заранее. Впрочем, в пределах одной книжной серии также бывают подсерии (ср.: Большая и Малая библиотека поэта).

Принято считать, что малые форматы подходят больше для книг, которые предполагается носить при себе — разговорников, путе­водителей, карманных словарей и справочников разного рода, лите­ратуры для чтения «в пути». Традиционно в малом формате (70хЮ0 или 70хЮ8 в 32°) выходят в свет поэтические сборники. Особенно модны были «изящные» малые форматы в XVIII XIX вв.

Большая часть книг (академические собрания сочинений, изда­ния художественной и документальной прозы, научные, научно-по­пулярные, справочные, книги для школьников) выпускаются сред­ним форматом. В частности, особой популярностью в последнее время пользуется «ренессансный» формат — 84><108 в 32°.

Увеличенным форматом, обладающим наибольшей ёмкостью по­лосы, выходят в свет книги по искусству, альбомы, справочники и энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций, улучшенные (подарочные) издания произведений художественной литературы, научные труды большого объёма (более 40-50 авт. л.), а также книги для детей.

В пределах выбранного стандартного формата размеры книжно­го блока могут незначительно варьироваться благодаря разной подрезке. Книгу, отпечатанную, положим, на формат 60x90 в 16°, по договорённости с типографией, можно подрезать на формат 130x200 мм, т. е. 84x108 в 32°. Разумеется, это — не самое эконо­мичное решение: ведь при этом в обрезы уйдёт почти 14% бумаги! В издательствах редко идут на столь радикальные трансформации формата. Для того, чтобы добиться более точных пропорций, от стандартного формата чаще «снимают» по 5-10 мм по высоте или по ширине.

Разумеется, самым непосредственным образом связан формат издания с объёмом: по ёмкости полоса малого формата существен­но уступает полосе среднего и тем более — увеличенного. В преж­ние времена отраслевые стандарты, основанные в основном на со­ображениях экономического характера, строго ограничивали фантазию авторов и художников. Ныне нередко со стороны авто­ров или заказчиков случается слышать пожелания, чтобы книга по­лучилась «потолще».

На окончательный выбор формата может повлиять и общая кон­цепция художественного оформления издания: ведь разные форма­ты (а точнее, разные пропорции) вызывают у читателя разные исто­рические и художественно-стилистические ассоциации, а значит, это может играть свою роль в создании художественного образа.

На несколько общих типов (столь же условно) можно разделить и все многообразие книжных издании по их полиграфическому исполнению: брошюра, или книга в облож­ке; книга в твёрдом переплёте, в которой иллюстрации отсутствуют вовсе, или размещены в тексте; книга в улучшенном исполнении — в переплёте, обтянутом эффектным покровным материалом, с глян­цевой суперобложкой, со вшитой в середину книги тетрадью чёрно-белых или полноцветных иллюстраций, с портретом автора на фронтисписе, картами, чертежами или планами на отдельных, вложенных в издание листах.

Какие же обстоятельства влияют на выбор типа полиграфического исполнения? Во многом решение предопределяет сам материал — жанр и объём текста, известность произведения и его автора, целе­сообразность иллюстрирования и наличие готового изобразитель­ного материала, а главное — область применения, или аудитория, на которую рассчитано то или иное издание.

У разных категорий читателей (точнее сказать, покупателей) мо­гут быть разные критерии выбора при покупке книги: имя автора, оригинальность и новизна темы, качество полиграфического ис­полнения или уровень научной подготовки, тираж, цена, а также формат, вес, крупный и чёткий шрифт и т. д. Неодинаковые требо­вания могут предъявляться покупателями к изданиям разных жан­ров, разного содержания или назначения. Исходя из разных ком­плексов этих запросов, на рынке и складываются основные типы полиграфического исполнения изданий: так, литература самого широкого спроса выходит в свет, как правило, малым и средним форматами на низкосортной газетной или «пухлой» бумаге. Для потребителей изданий этого типа (т. наз. пейпербэков) наиболее важны имя автора, цена, привычность, узнаваемость оформления обложки. У читателей детективных, остросюжетных или дамских ро­манов обычно нет ни времени, ни желания выбирать новинку об­стоятельно — и они охотно доверяют выбор составителям любимой серии так же, как доверяют производителю той или иной марки чая, пива или сигарет.

Книжники-библиофилы, владельцы больших роскошных биб­лиотек выбирают книги совсем иначе. Они подолгу изучают новин­ки, критически оценивая как содержание, так и внешнее оформ­ление каждого издания, зачастую провоцируя на спор других покупателей и продавца. Поговорить, поспорить о книгах, «навести критику» и блеснуть своими знаниями весьма важно для них уже само по себе. Но даже и решившись на покупку, они требуют пред­ставить несколько экземпляров книги на выбор, долго сравнивают их между собой, и могут отказаться от приобретения книги, если в лавке или магазине не найдётся ни одного, вполне удовлетворитель­ного, на их взгляд, экземпляра. Цена — вовсе не главный критерий для коллекционера; впрочем, коллекционеров сравнительно мало, и рассчитывать только на них при планировании тиража сегодня не приходится.

В коммерческом книгоиздании от выбора того или иного типа полиграфического исполнения книги напрямую зависит бюджет проекта. Большие издательства, положим, могли бы позволить себе некоторые «излишества» — но будут ли они оправданы? Насколько превысит в этом случае розничная цена книги среднюю цену на рынке на издания подобного типа? Оценит ли «дополнительные» — эстетические — достоинства книги покупатель? Менеджеру-про­фессионалу часто проще бывает сказать «нет», чем взять на себя от­ветственность за риск.

Следует заметить, что никакой связи «качества содержания» с ти­пом полиграфического исполнения никогда не существовало, не существует и ныне. Замечательные шедевры мировой классики во все времена выходили в свет дешёвыми массовыми изданиями, «для народа», а претенциозный шлак литературной жизни нередко подавался читателю в изысканном, псевдоградиционном антураже. В каждом конкретном случае выбор типа полиграфического испол­нения, так же, как формата и тиража издания, определяется сложным комплексом противоречивых факторов. Если издание вашей книги инвестирует издательство — значит, за его специалистами и послед­нее слово. Если же вы намерены сделать самому себе подарок — придать завершённую форму вашим творениям, — и готовы платить сами, отчего бы не пофантазировать?..

Но даже автор-заказчик должен догадываться, что сами по себе деньги не способны сделать его книгу привлекательной. Для того, чтобы получилось что-то особенное, из ряда вон выходящее, требу­ется не просто больше денег: требуется больше труда, больше вре­мени, требуется взвешенный творческий подход опытного и спо­собного специалиста; требуется, наконец, вдохновение. Однако не менее важно для успеха предприятия, чтобы творческий полёт ху­дожника не слишком жёстко сковывала воля заказчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: