Рассчитать удельный вес расходов и проанализировать динамику структуры расходов федерального бюджета за указанные годы, полученные результаты внесем в таблицу 2.
Таблица 2 – Расчет структуры расходов федерального бюджета
| 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Расходы, всего: | 260166,40
| 100 | 2485080,94
| 100 | 5107470,46
| 100 | ||
в том числе: | ||||||||
1 Государственное управление | 4248,00 | 1,63 | 76199,68 | 3,07 | 396635,76 | 7,77 | ||
2 Международная деятельность | 20296,00 | 7,80 | 53480,43 | 2,15 | 36947,22 | 0,72 | ||
Продолжение Таблицы 2
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
3 Национальная оборона | 45123,20 | 17,34 | 405918,11 | 16,33 | 776001,98 | 15,19 | ||
4 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности | 18124,80 | 6,97 | 297690,40 | 11,98 | 587751,39 | 11,51 | ||
5 Федеральная судебная система | 1321,60 | 0,51 | 31163,33 | 1,25 | 74067,18 | 1,45 | ||
6 Фундаментальные исследования | 6985,60 | 2,69 | 44819,23 | 1,80 | 45793,44 | 0,90 | ||
7 Промышленность, энергетика и строительство | 24260,80 | 9,33 | 76828,38 | 3,09 | 254271,12 | 4,98 | ||
8 Сельское хозяйство и рыболовное хозяйство | 9628,80 | 3,70 | 32868,19 | 1,32 | 20374,35 | 0,40 | ||
9 Охрана окружающей среды | 1510,40 | 0,58 | 11909,50 | 0,48 | 7643,57 | 0,15 | ||
10 Транспорт, дорожное хозяйство, связь | 1510,40 | 0,58 | 6481,50 | 0,26 | 194739,65 | 3,81 | ||
11 Развитие рыночной инфраструктуры | 94,40 | 0,04 | 0 | 0 | ||||
12 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций | 2548,80 | 0,98 | 24999,95 | 1,01 | 37995,06 | 0,74 | ||
13 Образование | 10384,00 | 3,99 | 114808,34 | 4,62 | 262374,42 | 5,14 | ||
14 Культура и искусство | 1510,40 | 0,58 | 15845,98 | 0,64 | 59935,50 | 1,17 | ||
15 Средства массовой информации | 1793,60 | 0,69 | 10662,48 | 0,43 | 4071,47 | 0,08 | ||
16 Здравоохранение и физкультура | 4720,00 | 1,81 | 46371,17 | 1,87 | 194817,06 | 3,81 | ||
17 Социальная политика | 10950,40 | 4,21 | 145185,31 | 5,84 | 203494,30 | 3,98 | ||
Продолжение Таблицы 2
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
18 Обслуживание государственного долга | 20768,00 | 7,98 | 193264,18 | 7,78 | 148061,68 | 2,90 | ||
19 Пополнение государственных резервов | 9628,80 | 3,70 | 0 | 61431,74 | 1,20 | |||
20 Прочие расходы | 64758,40 | 24,89 | 896584,77 | 36,08 | 1741063,57 | 34,09 |
Анализируя таблицу 2, отражающую структуру расходов федерального бюджета, можно сделать следующие выводы.
Суммарный объем расходов федерального бюджета в 2007 г. составил 260166,40 млн. руб., в 2008 г. - 2485080,94 млн. руб. и в 2009 г. – 5207470,46 млн. руб. Динамика в анализируемом периоду составляет 19 раз. Структура расходов федерального бюджета включает в себя 20 направлений. Примем показатели суммарного объема расходов за 100% для дальнейшего анализа таблицы.
Первым направлением являются расходы на государственное управление. В 2007 г. они составили 4248 млн. руб., что равняется 1,63% всех расходов федерального бюджета; в 2008 г. - 76199,68 млн. руб. или 3,07%; в 2009 г. - 396635,76 млн. руб. или 7,77%. Из чего видно, что расходы в этом направлении увеличились в 93 раза.
|
|
Расходы на международную деятельность в 2007 г. составили 20296 млн. руб. или 7,8% всех расходов федерального бюджета; в 2008 г. - 53480,43 млн. руб. или 2,15%; в 2009 г. - 36947,22 млн. руб. или 0,72%. Здесь видно, как в процентном отношении расходы в этом направлении резко сокращаются.
Затраты на национальную оборону имеет наиболее стабильный уровень из всех основных направлений расходов федерального бюджета. В 2007 г. они составили 17,34% всех расходов бюджета (45123,2 млн. руб.), в 2008 г. – 16,33% (405918,11 млн. руб.), в 2009 г. – 15,19% (776001,98 млн. руб.).
На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности из федерального бюджета было направлено в 2007 г. 18124,80 млн. руб. или 6,97% всех расходов бюджета; в 2008 г. - 297690,40 млн. руб. или 11,98%; в 2009 г. - 587751,39 млн. руб. или 11,51%. Сделаем вывод, что расходы в этом направлении увеличились в 32 раза.
Расходы на фундаментальные исследования в 2007 г. были равны 6985,6 млн. руб. (2,69% всех расходов федерального бюджета); в 2008 г. - 44819,23 млн. руб. (1,8%); в 2009 г. - 45793,44 млн. руб. (0,9%). Можно сделать вывод, что расходы стремительно сокращаются, это отрицательный фактор, ведь исследования являются очень важным направлением расходов для развития России.
Затраты на транспорт, дорожное хозяйство и связь резко увеличиваются в динамике анализируемых лет (просматривается рост в 129 раз), что является положительным фактором, ведь в нашей стране это направление расходов действительно нуждается в финансовой поддержке государства.
Также растут расходы на образование, что аналогично является положительным фактором развития страны. В 2007 г. они составляли 10384 млн. руб. (3,99% всех расходов федерального бюджета); в 2008 г. - 114808,34 млн. руб. (4,62%); в 2009 г. - 262374,42 млн. руб. (5,14%).
Расходы на обслуживание государственного долга в 2007 г. составили 20768 млн. руб., что равно 7,98% всех расходов федерального бюджета, в 2008 г. - 193264,18 млн. руб. или 7,78%; в 2009 г. они сократились до 148061,68 млн. руб. (2,9%).