Понятие «избирательная система» и ее структура

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Понятие «избирательная система» и ее структура…………………….………3

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки……………………………………………………….10

Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ……………………………………………..14

Заключение……………………..………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….19

 

Введение

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

 

 

Понятие «избирательная система» и ее структура

 

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. 3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную  и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.

К субъектам выборов относятся:

Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.

Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

- минимальное число членов;

- получение определенного процента голосов на предыдущих выборах;

- сам факт периодического участия в выборах.

Кандидаты на выбранную должность - То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:

- контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

- регистрация выдвинутых кандидатов;

- распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

- организация голосования;

- принятие решения о действительности бюллетеней;

- определение результатов выборов.

Как видно, возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

 

Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении:

избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное право – право гражданина избирать;

- пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.

Основные принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего из­бирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не до­стигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп населения.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирова­ния выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означа­ет право избирателя избирать и быть избранным непосред­ственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право озна­чает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото­рая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные вы­боры могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет шта­тов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всеки­тайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право. Принцип равного избира­тельного права предполагает равную для каждого избирате­ля возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших прояв­лений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы' у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представи­тельных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это дости­гается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосова­ние). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

Принципу равного избирательного права также противо­речат куриальные выборы, которые заранее делят избирате­лей на группы - курии (например, по национальному, рели­гиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое пред­ставительство в собраниях народных представителей, в Бот­сване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избиратель­ные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принци­па равного избирательного права, имеющие целью гаранти­ровать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представи­тельство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствую­щие данные Межпарламентскому союзу.

Тайное голосование. Принцип тайного голосования состо­ит в исключении внешнего наблюдения и контроля за воле­изъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной сво­боды этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при оп­ределении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной право­вой системой. Он обычно сочетается с добровольной регис­трацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах на­зывают абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уро­вень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного кор­пуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного про­цесса, если закон устанавливает обязательный минимум уча­стия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

 Для того чтобы составить представление об избирательной системе, необходимо не только выявить и рассмотреть её структурные компоненты, но и разобраться в том, как она функционирует. Функциональный аспект избирательной системы отражается в понятии «избирательная кампания».

Избирательная кампания – это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы.

Избирательная кампания – это развернутый во времени процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании:

- назначение выборов;

- выдвижение кандидатов;

- предвыборная борьба;

- голосование;

- определение результатов выборов.

Назначение выборов должно проводиться в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампанию.

Смысл процедуры назначения выборов состоит в назначении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Но в большинстве стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату.

Важность этапа избирательной кампании – выдвижение кандидатов определяется тем, что в его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы, советники органов местного самоуправления и другие.

Процедура выдвижения кандидатов может предполагать выдвижение не только отдельных кандидатов, но и их списков, формируемых партиями. Такой порядок заключает в себе, по меньшей мере, два негативных момента. Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а за партию. При этом Россию отличает высокий уровень политической фрагментации, партийные программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Во-вторых, большинство из тех, кто включён в список, избирателям не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих список. Получается, что избиратели голосуют «вслепую».

Одновременно с процессом выдвижения кандидатов происходит регистрация. Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей. В России и большинстве европейских стран такие списки составляют местные органы власти.

Предвыборная борьба. На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу. В её рамках отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата.

На первый взгляд цель названных субъектов выборов одна – победа. Однако некоторые из участников избирательной кампании включаются в неё ради привлечения внимания или укрепления известности с расчетом на будущие выборы. Существует также практика выдвижения однофамильцев кандидатов-соперников. Этот прием ориентирован на то, чтобы сбить с толку избирателей и снизить число голосов, подданных за соперника.

Предвыборная кампания должна быть тщательно подготовлена, что предполагает создание штаба кампании, разработку её стратегии и тактики, накопление ресурсов. Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики предвыборной кампании. Стратегия представляет собой содержательную часть предвыборной кампании, а тактика – её техническую сторону. Другими словами, стратегия дает ответ на вопрос, что нужно предпринять, чтобы достичь поставленной цели, а тактика – как при этом необходимо действовать.

Для того чтобы ознакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги и собрания, организуют встречи кандидатов с жителями своего избирательного округа, выступают в прессе, по радио и телевидению.

Техника проведения предвыборных кампаний с каждым годом совершенствуется. Сегодня партии широко используют услуги политологов, социологов, социальных психологов, изучающих общественное мнение, настроения избирателей. Политические лидеры пользуются услугами имиджмейкеров – специалистов по созданию имиджа. Профессиональная «упаковка» кандидатов и их платформ для политической рекламы в средствах массовой информации весьма дорогостоящее мероприятие.

Поэтому особую роль в проведении предвыборной кампании кандидата или партии играет её финансирование. Финансовые средства формируются за счёт членских взносов, доходов от издательской деятельности партии, государственного финансирования, добровольных пожертвований. Эти легальные источники финансирования не могут покрыть всех расходов. Общепризнанным считается тот факт, что кандидаты и политические партии обеспечивают проведение своей предвыборной кампании также и за счёт нелегальных источников. К их числу относятся коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц.

Для того чтобы минимизировать использование нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов, существует практика законодательного регулирования финансовых параметров избирательной кампании, предусматривающая:

- ограничение предвыборных расходов;

- сужение количества источников финансирования;

- государственное финансирование в виде субсидий или компенсации предвыборных расходов;

- тщательный учёт используемых средств и гласность источников финансирования.

Голосование. Предвыборная агитация прекращается за день до голосования. Последний день перед голосованием предоставляется избирателям для того, чтобы они самостоятельно окончательно обдумали свой выбор и приняли решение. Голосование проходит тайно. Избиратели заполняют бюллетени в кабинках и опускают их в урну для голосования.

Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации.

Участие граждан в голосовании на выборах рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом.

Завершается избирательная кампания подсчётом голосов и определением результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными комиссиями. Их прерогативой является также признание выборов состоявшимися или несостоявшимися, что зависит от числа принявших участие в голосовании. В зависимости от существующих норм выборы могут быть признаны состоявшимися. Так порог явки избирателей должен составить не менее 25% от общего числа избирателей на выборах депутатов в Госдуму и не менее 50% на выборах президента. В противном случае назначаются повторные выборы.

Сама процедура определена результатов выборов не составляет особой проблемы, поскольку строго упорядочена, и все действия оговорены в избирательном законодательстве. Однако даже если все предшествующие этапы избирательной кампании свидетельствуют о демократическом характере избирательной системы, на этом её заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию – в случае, если будут иметь место фальсификации итогов голосования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: