Возможность федерального вмешательства в дела субъектов

         В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов Федерации. В Конституции же РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Указаны только общие основания, открывающие возможность такого вмешательства[19].

Конкретными инструментами, способствующими исправлению нарушений конституционных норм субъектами Федерации, являются согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, право Президента приостанавливать действия актов исполнительной власти, противоречащих Конституции России, а также его право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории Российской Федерации.

Однако, как показала практика: события в Чечне 1991-1997 гг., проведение референдума 1992 г. в Татарстане вопреки решению Конституционного Суда России, непроведение выборов губернатора Тюменской области в Ямало-Ненецком округе, несмотря на Указ Президента и т.д., и т.п., этих инструментов явно недостаточно. В этой связи необходимо внимательно присмотреться к опыту других федеративных государств: существует институт президентского правления, финансовое воздействие, применение полицейских сил, отстранение местного правительства, роспуск местного парламента, назначение федерального комиссара с общими или специальными полномочиями и принятие федеральными властями временной опеки над властями субъекта (кроме судебных органов). Возможно также обращение в Федеральный Конституционный Суд.

Очевидно, что в Конституции России после тщательного обсуждения

 должны быть закреплены соответствующие институты федерального воздействия.

            Проблема развития федерализма сводится не только к основаниям и процедурам их укрупнения и сохранения прежних актов, органов, средств. Федеральные округа, в отличие от прежних экономических районов СССР, пока больше выступают в качестве административно-координационных центров. Сближение их с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ позволяет улучшить экономическую координацию регионов. Глубокая проработка критериев административно-территориального деления и приведение классификации населенных пунктов и территорий в соответствие с нынешним уровнем развития - в повестке дня, а упорядочение внутренних границ должно стать следующим шагом.

 

 

Заключение

   Согласно поставленным задачам, можно сделать следующие выводы:

    1. В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.

      2. Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза.

    Понятие «федерализм» шире и сложнее понятия «федерация» поскольку включает в себя не только теорию федеративного государства, но и принципы политической организации, которые позволяют объединить независимые государства под руководством центрального правительства, оставляя за каждым из них определенную долю прав.

Существует пять исходных принципов федерализма, на которых базируются существующие ныне федеративные государства: 1) запрет на сецессию, то есть на отделение субъекта от Федерации, что гарантирует государству территориальную целостность: 2) запрет не одностороннее изменение статуса субъекта Федерации, так как иначе это задевает интересы других субъектов: 3) свободное передвижение людей, товаров и т.п. по всей Федерации, то есть внутренние границы не должны превращаться в государственные: 4) верховенство федерального законодательства: 5) единство основ государственного строя.

3. По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.

    В качестве этих принципов выделяется:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов

- принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации

    В качестве проблем, возникающих в развитии Российской Федерации можно выделить:

1) Эволюцию конституционной модели федерализма

2) Симметричность или асимметричность федерации

3) Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами

 4) Возможность федерального вмешательства в дела субъектов

Природа современной российской федеративной государственности в том, что она зиждется на конституционно-договорном, добровольном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На современном этапе преобладает общая тенденция выравнивания статуса субъектов федерации во всех федеративных государствах мира. Демократическое реформирование РФ возможно лишь на базе всестороннего учета научной теории федерализма и международной позитивной практики. По мнению большинства политиков и ученых, первостепенное значение имеет установление симметричного конституционного статуса ее субъектов. Решение этой проблемы требует выработки единых конституционных принципов и критериев их образования как гарантии упреждения от субъективизма и волюнтаризма в процессе укрупнения субъектов Федерации и их количественного сокращения, осуществления соответственно этому изменений административно-территориального устройства государства. В этом смысле Указ Президента Российской Федерации по созданию федеральных округов можно рассматривать как одно из решений проблем реформирования РФ. В общественном мнении он воспринимается как важный шаг в направлении преодоления существующих конституционно-правовых противоречий на федеральном уровне и в субъектах Федерации. В процессе осуществляемых преобразований создаются предпосылки для последующего решения стратегической задачи постепенного перехода к новому административно-территориальному устройству государства, усиления роли федеральной власти в сфере вертикального управления и оптимизации федеральных отношений. Указ о федеральных округах – это попытка вынести надзорные органы из регионов, где они неизбежно оказываются в зависимости от местных властей. Важнейшей задачей полномочных представителей является создание эффективных механизмов взаимодействия государства и общества, «»обратной связи» между Президентом и народом.

 

Список используемой литературы

Нормативно правовая литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 2010. Конституция Российской Федерации.

2. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. М., 1993.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскою Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» //СЗ РФ. 2001.

4. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2004.

5. Федеральный конституционный закон от 22 сентября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» //Российская газета. 2005.

6. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» //Собрании законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.

7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Российской Федерации»//СЗ РФ. 2000.

8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003.

9. Закон Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

Учебная литература

10. Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. – В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.

11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007

12. Болтенкова Л. Асимметричность Федерации.// Регионология, 1997, № 1.

13. Границы субъектов Российской Федерации и их изменение ("круглый стол") Государство и право. 2002. N 2.

14. Интервью с М.В. Баглаем, председателем Конституционного Суда РФ ("Законодательство", N 3).

15. Карапетян Л. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации. // Федерализм. – 2001. - №1.

16. Кетов Ю. Исторический опыт развития федерализма в России // Юридический мир. 2005. N 12.

17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995.

18. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. — М.:, 2005.

19. Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.: Экмос, 1999.

20. Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Ава-кьяна. М.: МГУ, 2004.

21. Конституция зарубежных государств Москва – 1997.

22. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. — М.: Юристъ, 2003.

23. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Отв. Ред. Страшун. Москва-2000

24. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Отв. Ред. Страшун. М. 2000

25. Конституционное право России. Под ред. В.В. Лазарева. М.: «Норма». 2004.

26. Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.

27. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен (Н.М. Добрынин, «Журнал российского права», N 3, март 2004 г.)

28. Политологический словарь. - М., 1994.

29. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. – Учебник. М., 2006.

30. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. N 10.

31. Усс А.В. Укреплять федерацию - наша общая задача // Федерализм. 1999. N 2.

32. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв.ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

33. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань: Изд-во Каз. университета, 1998.

34. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М., 2001.

35. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.

36. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.

37. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. N 8 - 9.

38. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966.

39. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

40. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. - 1995 - № 5.

 


[1] Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966. С. 107 - 110, 123 - 126.

[2] Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. – Учебник. М., 2006. С. 262.

[3] О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

[4] Кетов Ю. Исторический опыт развития федерализма в России // Юридический мир. 2005. N 12.

[5] Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М., 2001. С. 64.

[6] Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. С. 14 - 15.

[7] Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 65.

[8] Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. N 8 - 9. С. 155.

[9] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 42.

[10] Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. N 10. С. 5.

[11] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 285.

[12] Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. - 1995 - № 5. С. 106.

[13] Политологический словарь. - М., 1994.  С.175.

 

[14] Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. – Казань: Изд-во Каз. университета, 1998. С.73.

[15] Там же. С.14.

[16] Карапетян Л. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации. // Федерализм. – 2001. - №1. – С. 69.

[17]Конституция РФ. Глава 1. Ст. 5.

[18] Конституция РФ. Глава 1. Ст. 68.

[19] Конституция РФ. Часть 4 ст. 78, часть 2 ст. 80.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: