Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 6

1.1. Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников. 6

1.2. Формы и методы развития творческих способностей в процессе внеклассной деятельности. 13

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности. 19

2.1. Диагностика развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности. 19

2.2. Формирующий этап. 27

2.3.Контрольный этап. 33

Заключение 37

Список использованной литературы. 39

 



Введение

 

Актуальность. Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Меняются времена и вместе с ними изменяются понятия о красоте,
но радостное ощущение ее присутствия остается и становится мерилом духовного развития.

Искусство является универсальным средством формирования и развития познавательных и творческих способностей, образного пространственного мышления эмоциональной сферы эстетического сознания личности.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Жизненное правдивое, реалистическое искусство имеет большое значение в идейном вооружении народа, в решении важных задач.

Теоретическое обоснование творческих способности личности представлено в трудах Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой и других.

В теории школьного воспитания имеется ряд исследователей, посвященных развитию творческих особенностей детей. Исследователи отмечают возможность передачи детьми образов музыки и образов драматизации в рисунках. Нетрадиционные техники рисования позволяют детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Т.С.Комарова предлагает группировать разные виды художественной деятельности и виды искусства в своеобразные блоки – циклы содержательной работы с детьми [11, с.24].

Объект исследования – творческие способности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования  - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности.

 

 

Цель исследования – разработать эффективные педагогические пути – средства для развития творческих способностей младших школьников во внеклассной деятельности.

Гипотеза – мы предполагаем, что развитие творческих способностей во внеклассной деятельности будет успешным, если реализовать следующие педагогические условия:

- сочетание традиционно-репродуктивных методов обучения с художественно-продуктивными;

- проведение педагогической диагностики развития художественно-творческих умений у младших школьников.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

          - исследовать теоретико-методические основы развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста;

- определить уровень развития творческих способностей младших школьников;

- апробировать методы развития творческих способностей младших школьников.

Методологической основой исследования является положения психолого-педагогической науки о сущности процесса творческого развития личности.

Теоретической основой являются труды Е.А.Флериной Т.С.Комаровой, Е.И.Игнатьева, Б.И.Теплова, Н.В.Подьякова, И.Я.Лернера, Н.Л.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Казаковой, А.Лилова, Д.С.Рубинштейна, П.И.Якобсона, С.П.Козыревой, Е.Я.Трусовой, Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Т.В.Лаврентьевой, У.А.Карамзиной и т.д.

При решении постановленных задач использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической; методической литературы.

2. Изучение программ по данной теме.

3. Наблюдение.

4. Педагогический эксперимент.

5. Проведение контрольных тестов.

Практическая значимость исследования: заключается
в использовании результатов исследования учителями начальных классов
и воспитателями детских садов, а также родителями для работы с детьми младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальной базой исследования является кружки «Бусинка» и «Паутинка» Абагинской средней общеобразовательной школы Амгинского улуса.

Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 






Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников

 

 

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испыты­вает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается [1, c.62].

В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточ­няются и углубляются его представления об окружающем. Созда­вая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, за­поминает их характерные особенности и детали, овладевает изоб­разительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель и многие отечест­венные педагоги. Занятия рисованием и другими художествен­ными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение [21, c.62].

Работы отечествен­ных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, сни­мают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, припод­нятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в пе­дагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий ху­дожественной, творческой деятельностью. Здесь каждый школьник может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Свое понимание творчества, известный исследователь А.Ли­лов выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть ко­торых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

— творчество есть общественное явление,

— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особен­но в том, что оно является высшей концентрацией преобразую­щей роли сознательного общественного субъекта (класса, наро­да, общества) при его взаимодействии с объективной действи­тельностью" [15, c.91].

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей млад­шего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для се­бя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализо­ван в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах дея­тельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Имен­но взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, вклю­чающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разносто­роннему развитию ребенка.

Известный советский педагог В.Н. Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: "Мы детское художественное творчество рассматриваем     в условиях общего эстетического воспита­ния скорее как метод наиболее совершенного овладения опреде­ленным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных цен­ностей" [24, с 8].

Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительно­сти в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое пос­троено на работе воображения, на отображении своих наблюде­ний, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [22, с.181].

Волков Н.Н., характеризуя изобразительное творчество ш­кольников, писал: "Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышле­ние, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внима­тельно присматриваться, быть наблюдательными — значит сде­лать их представления ясными, более полными. Это поможет де­тям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими" [5, с.70].

Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я. Лернер определя­ет такие черты творческой деятельности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в но­вую ситуацию;

2) видение новой функции предмета (объекта);

3) видение проблемы в стандартной ситуации;

4) видение структуры объекта;

5) способность к альтернативным решениям;

6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми [14, с.56].

И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изоб­ражаемого, запоминает характерные особенности и детали раз­ных предметов и связанные с их передачей действия, продумыва­ет средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации [14, с.56].

Обратимся к работе Б.М. Теплова: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение" [22, с.148].

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, ко­торое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической сти­муляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюда­ется, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в худо­жественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные твор­ческие способности.

Таким образом, возникает большая педагогическая пробле­ма — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять" [22, с.148].

В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнооб­разные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удов­летворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чут­кое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он ов­ладевает новыми для него изобразительными навыками и умени­ями, расширяющими его творческие возможности, и учится осоз­нанно их использовать. Все это весьма значимо для его психиче­ского развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает  в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом    и заклю­чается изобразительное творчество ребенка дошкольного возра­ста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам приду­мывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, определяя ком­позицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные до­полнения и т.п.

Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г.В.Лабунской, B.C.Кузина, П.П.Пидкасистого, И.Я.Лернера, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и многолетние исследования проблем детского художест­венного творчества позволили нам сформулировать рабочее оп­ределение детского творчества. Учитывая все, что наработано уче­ными в области творчества, мы будем понимать под художест­венным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используе­мых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоен­ных ранее способов изображения или средств выразительности в но­вой ситуации ("для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных ва­риантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изоб­разительной, игровой, музыкальной).

Из предполагаемого нами понимания художественного твор­чества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыка­ми и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого худо­жественного опыта.

Для школьника творческое начало в создании изображения мо­жет проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или поболь­ше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изоб­ражения какими-то деталями: например, к выполненному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику — веревочку и т.д. Творческий подход к изображению может выразиться в изме­нении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок (по своей инициативе) рядом рисует желтое или зеленое.

Дети могут вносить различные дополнения, связанные с те­мой. Например, по заданию педагога рису­ют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клюва выводит тонкие волнистые линии: "Птичка по­ет, — объясняет он, — это ее голосок". И здесь мы видим прояв­ление воображения и творчества. По мере овладения изобрази­тельной деятельностью усложняется и творческое решение деть­ми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вы­шедшими в открытый космос людьми и другое.

Положительное отношение взрослых к инициативе и творчест­ву детей — важный стимул развития детского творчества. Поэто­му необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского уч­реждения.

Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие    у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников.

Л.А. Венгер [4, с.52] в своей классификации выделил следующие способности: интеллектуальные, сенсорные, творческие, познавательные.

Развивая творческие способности младшего школьника, мы тем самым развиваем личность ребенка, т.е. личность умеющего легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности усвоение знаний.

Несмотря на то, что педагоги включают в свою деятельность данные педагогические условия, практика показала, что детей действующих творчески мало.

Тогда возникает проблема дальнейшего поиска педагогических условий формирующих творческие способности младших школьников.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: